nigmatullin.jpg

5 ИЗ 12 ЗДАНИЙ УЖЕ ПРОДАНО

Говоря о проблемах реконструкции и ремонта объектов недвижимости, расположенных в центральной части Казани, первый замруководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин отметил, что вопрос спасения исторических памятников всегда стоял остро.

- На восстановление памятников, находящихся в госсобственности, просто нет денег. Согласно очень грубой оценке, только на реставрацию наших муниципальных памятников нужно 4,5 миллиарда. Это половина собственных доходов городской казны за прошлый год, - напомнил Нигматуллин.

Как известно, единичные случаи восстановления исторических памятников за бюджетный счет погоды не делали и не делают – как говорится, это капля в море. С другой стороны, с привлечением инвесторов всегда было сложно. Добросовестных бизнесменов вполне обоснованно пугала цена развалин в сочетании с отсутствием всяких налоговых льгот и преференций. Ведь вкладываться в реконструкцию – дело, мягко говоря, очень затратное… Отдать же здание «за рубль» чиновникам не позволял и закон (здание таким образом, может, и спасешь, но при этом обвинение в коррупции стопроцентно получишь), и надежда что-то все же с этого поиметь. Лучше – и привычнее! – было сидеть, словно собака на сене, держа объекты исторического центра при себе. Тем более что был плачевный опыт, когда люди, приватизируя объекты, клялись мамой их восстановить, а памятники все горели и рушились, освобождая дорогие площадки для более выгодных инвестиций…

Но в этом году лед тронулся сразу по всем направлениям. Созрели власти – и республиканские, и российские. Про экскурсии президента РТ все наслышаны, но мало кто знает о летней установке Дмитрия Медведева, заявившего на встрече с губернатором Владимирской области о необходимости разработать программы по передаче частным лицам домов, являющихся историческими памятниками: «…нам нужно двигаться в этом направлении, чтобы каждый исторический дом получил своего реального владельца». Появились изменения в федеральном законодательстве. И самое главное - судя по накалу страстей на казанских аукционах, бизнес созрел к долговременным имиджевым инвестициям.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТУПОР

В Казани, как и положено, лед начал трогаться еще весной, когда мэр города Ильсур Метшин дал поручение подготовить к приватизации 12 объектов. Дело шло не быстро, и эти темпы объяснялись все-таки не столько объективными причинами, хотя таковые тоже были (процедура подготовки к продаже включает оформление техпаспорта, кадастрового паспорта, регистрацию прав муниципальной собственности, кадастровый план, межевое дело, подготовку и утверждение двух постановлений главы исполкома, организацию независимой оценки имущества для стартовой цены и публикацию объявления о публичных торгах, которые, кстати, можно проводить только через месяц после этого), но и в первую очередь психологическими причинами. Чиновники КЗИО не верили, что кто-то может купить памятники, если задать жесткие охранные обязательства, а дедлайн по реконструкции фасада и благоустройству территории наступает 1 апреля 2013 года. «При нарушении указанного срока договора купли-продажи расторгаются без возврата внесенных денежных средств», - сказано в документах, которые должны подписывать инвесторы.

Пессимистичные прогнозы не сбылись: всего за пару месяцев из 12 объектов купили пять – причем не за условный рубль, а за вполне реальные 28,4 млн. рублей.

С молотка уже ушли дом Фукса, здание типографии «Миллят», дом Гиззатуллиной-Волжской Сахибджамал. А на последних торгах, состоявшихся в пятницу, были проданы флигель, где жил Толстой, и дом Маркова.

В ПОЛКУ ИНВЕСТОРОВ ПРИБЫВАЕТ

Аукцион, напомним, прошел без объявления цены. «Мы выставили несколько объектов без объявления цены – то есть за рубль, и этот рубль вылился в серьезные суммы, - отметил Нигматуллин. - Флигель Петонди, где жил Толстой, был реализован за полмиллиона рублей, дом Маркова был продан за 15 миллионов рублей».

Торги, как известно, состоялись реальные. Среди участников – бизнесмены из Татарстана, Москвы, Башкирии, Иркутска, много физических лиц. Большая часть заявок были поданы в последний день. Больше всего происходящему, похоже, удивились сами власти.

«Здание на Баумана купил человек, которого на самом деле никто не знает! – с неподдельным удивлением отметил Нигматуллин. – Нам очень приятно, что у инвесторов просыпается интерес к этим объектам».

МЕТШИН ОБЕЩАЕТ ИНВЕСТОРАМ «РУЧНОЙ РЕЖИМ»

По-видимому, этот интерес к Казани сподвиг городские власти на решительные меры: сейчас готовится предпродажная документация, и в первом квартале 2012 года заработает настоящий аукционный конвейер. Планируется реализовать 40 зданий с земельными участками.

Но одной продажи мало – учитывая российскую бюрократию, на каждом совещании по историческому центру Метшин, словно мантру, повторяет: мэрия готова в ручном режиме сопровождать каждого собственника, помогая ему в решении проблем взаимодействия на всех уровнях власти.

«Мы объявляли, что готовы за рубль продать здания, а на самом деле получили чуть ли не по десять реальных заявок от заинтересованных собственников, которые готовы восстановить это здание, - отметил мэр Казани. - С любым из собственников я готов продолжать лично встречаться – как только началось восстановление, давайте включать в наш маршрут объекты, где начались работы».

Напомним, что ближайшие торги, где в ходе аукциона на понижение цены планируется передать собственникам шесть исторических объектов, пройдут 2 декабря.