ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ ИГРОКОВ НА РЫНКЕ ДЕЛОВЫХ СМИ РТ СТАЛ ОБЪЕКТОМ ФИНАНСОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Издательский дом «Коммерсантъ» решил кардинально изменить условия работы своего регионального филиала в РТ. Теперь газета и сопутствующие печатные проекты будут издаваться по франчайзингу взамен прежней схемы, когда московский офис решал практически все вопросы, связанные с финансовой стороной деятельности казанского выпуска «Коммерсанта», в частности, при необходимости дотировал полиграфические и другие расходы. Эксперты "БИЗНЕС Online" считают, что новому издателю придется нелегко.

РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА ИЛИ ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТА?

Договор на издание регионального выпуска газеты «Коммерсантъ» в Казани будет подписан в ближайшее время. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», долгосрочное соглашение о франшизе «Коммерсантъ» составит с генеральным директором местного издания Наилем Адельбаевым, точнее, с новым юридическим лицом, которое тот будет представлять. В самом издании это тайна за семью печатями. Во всяком случае вчера нам не удалось получить комментарии Адельбаева, несмотря на неоднократные звонки в редакцию газеты.

Некоторую ясность внес руководитель дирекции по региональным и международным проектам ИД «Коммерсантъ» Дмитрий Ноак, который сообщил газете «БИЗНЕС Online», что принципиальное решение уже принято, но с каким именно юридическом лицом заключается договор, будет объявлено в течение ближайших 20 дней.

По словам одного из участников переговоров - издателя газет «МК-Поволжье» и «Аргументы недели» Геннадия Наумова, стоимость франшизы составит около $300. «Концепция издания останется прежней, количество полос менять не планируется», - сообщил газете «БИЗНЕС Online» Наумов, являвшийся одним из претендентов на право издавать региональный выпуск «Коммерсанта» в Казани.

По его словам, по условиям ИД «Коммерсантъ» расходы на печать и распространение полностью лягут на плечи франчайзи, которому придется полностью самостоятельно продвигать проект через продажу рекламы и подписку. Контент будут готовить прежние сотрудники казанской редакции «Коммерсанта», условия работы и оклад которых в течение года не поменяются. При этом процедуры согласования материалов и все обязательства перед партнерами и головным офисом издания у франчайзи остаются.

Отметим, что по данным республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, типографский тираж выпуска «Коммерсантъ. Волга-Урал» на 1 июля 2011 года составлял 2 тыс. экземпляров. В последние несколько лет он заметно снизился.

Ноак сообщил газете «БИЗНЕС Online», что целью перехода на новую схему было развитие бизнеса, а не экономия бюджета.

Отметим, что в прошлом году «Коммерсантъ» уже перевел на франчайзинг издание и распространение газет в Чувашии и Марий Эл, до этого относившихся к «Коммерсантъ. Волга-Урал». Франшизу тогда получила местная компания «Планета медиа». По данным газеты «Ведомости», на этой сделке «Коммерсантъ» сэкономил около $1 млн. в год или 1 - 1,5% бюджета.

В целом за прошлый год издательский дом «Коммерсантъ» передал местным партнерам издание газеты в 10 регионах. Например, сейчас по франшизе издаются региональные выпуски «Коммерсанта» в Красноярске, Хабаровске, Иркутске и Уфе.

«ДАЛЬШЕ ВЫЖИВАЙ, КАК МОЖЕШЬ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить новую схему работу издательского дома «Коммерсантъ» в Казани.

Геннадий Наумов - генеральный директор ИД «АНТ-Медиа», франчайзи газет «МК-Поволжье» и «Аргументы недели»:

- Политика федеральных СМИ в регионах сводится к двум вещам. Одни правообладатели открывают филиал, то есть строят модную нынче вертикаль, и возможные убытки и дотации филиала их волнуют меньше всего. По этому пути идут сегодня «Комсомолка», «АиФ», «Жизнь» и до вчерашнего дня – «Коммерсантъ». Другие объявляют тендер на франшизу.

Партнер-франчайзи должен поднять проект в регионе за счет собственных сил и средств. Как говорится, почувствуйте разницу - можно сидеть, свесив ножки, на бюджетном филиале (лично мне это не по душе), и другой вариант - заниматься практически собственным бизнесом. Условия такие: платеж по франшизе, который составляет от 300 до 1000 долларов в месяц, а дальше выживай, как можешь. Твой бизнес - это региональные полосы. В «Аргументах недели» у нас, к примеру, их семь, в «МК» - восемь.

Можно ли выжить франчайзи, которому, повторюсь, правообладатель дает не рыбу, а удочку? Можно, если быть фанатом своего дела, вложить в проект собственные средства и не сидеть на лавочке. Мы, например, предложили сначала «Аргументам недели», а затем и «МК» новую бизнес-модель, суть которой - объединение информационного пространства регионов. Так, в течение трех лет «захватили» с двумя брендами территорию бывшей Казанской губернии плюс Самару и Ульяновск. Кроме того, открыли для рекламодателей магазин одной цены, так называемый фикс прайс, то есть платишь одну цену, а реклама выходит в двух газетах. В результате и тираж, и доходы выросли за три года на 400 процентов.

Фигурально выражаясь, у нас сегодня есть шампур, на который можно нанизывать все новые проекты. Очевидно ведь, что управленческие расходы при этом практически не растут, нам не нужно три директора, три главбуха и так далее. Вот почему мы подали заявку на франшизу «Коммерсанта». И нашли, между прочим, в Москве понимание. Тендера, впрочем, не было, нам объяснили, что стратегия издательского дома такова, что правом «первой брачной ночи» обладает директор филиала. А вот если он не потянет…

Бывшему директору филиала, а нынче франчайзи «Коммерсанта», придется, конечно, нелегко. Тем не менее могу пожелать ему только удачи.

Юрий Алаев - генеральный директор ЗАО «Время и деньги»:

- Думаю, «Коммерсантъ» при их ставках на рекламу сможет потянуть региональную полосу на таких условиях, но Москва должна им дать еще полосу. Жизнь их однозначно станет сложнее, затрат организационных и нервных станет гораздо больше. У нас тоже есть франшиза федерального «Бизнес-журнала». Могу сказать, что это не самый сладкий хлеб.

Айдар Салимгараев – гендиректор ОАО «Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям»:

- Сам по франшизе никогда не работал, но считаю, что если люди это делают, то они понимают, зачем. Газета «Коммерсантъ», может, и не такая прибыльная, но у нее есть сопутствующие издания, которые могут принести неплохой доход. Думаю, газета найдет выход из ситуации и будет развиваться дальше, так как этот рынок достаточно устойчивый.

Рашид Галямов - генеральный директор ИД «Парадигма»:

- Для «Коммерсанта» - это правильное решение, так как повышается мотивация к развитию местного партнера, но запоздалое лет на десять. Тогда конкурировать было не с кем, можно было заработать на фактической монополии на рекламе для среднего класса и олигархов с чиновниками и развиваться на эти деньги. А сегодня на этом рынке действует масса рыночных изданий, и встает вопрос: где местные издатели возьмут капитал для развития? Ведь не секрет для всего рынка, что в последние года у «Коммерсанта» в Татарстане финансовые дела шли не очень хорошо – не от хорошей же жизни в кризис издание в Казани стало выходить на 8 полосах (изредка на 12), что для такого солидного бренда просто самоубийственно…

Как бизнес, издание «Коммерсанта» в регионе – это малоинтересно. По крайней мере для стороннего инвестора. Нет хорошей доходности. В политику с «Коммерсантом» тоже «не поиграешь», Москва будет отслеживать свой формат и дальше – это к тому, что издатель вряд ли призовет на поддержку кого-то из олигархов или политиков.

Кстати, симптоматичным является и негативный опыт другого уважаемого бизнес-издания из Москвы – «Ведомостей». Несколько попыток издавать газету здесь на свой страх и риск разными группами людей кончились банкротством, и сейчас «Ведомости» в Татарстане, насколько знаю, издаются (и содержат корпункт) на свои кровные, то есть в убыток. На мой взгляд, такие крупные издания, как «Коммерсант» или «Ведомости», не должны требовать рентабельности от своих филиалов. Местная читательская аудитория, лояльная к региональным вкладкам, корпункт, снабжающий центр информацией, важнее для «материнского» издания, чем тактические выгоды издателей.

Рамиль Галеев - владелец челнинского холдинга СМИ «Единство»:

- Условия франшизы подъемные. «Коммерсантъ» - узкоспециализированная газета, у нее есть свои постоянные читатели. Бренд сформирован, имеет свою нишу и постоянных читателей. На этом можно строить успешный бизнес. Газета будет самодостаточной при хорошем менеджменте, работе коммерческого отдела.

Справка

Газета «Коммерсантъ» (с 1992 - «Коммерсантъ-Daily») - российская ежедневная общественно-политическая газета с усиленным деловым блоком. Выпускается издательским домом «Коммерсантъ». Периодичность - шесть раз в неделю (с понедельника по субботу). Издается с 1989 года.