ТАТАРСТАНСКАЯ КОМПАНИЯ "МВЕН" СОЗДАЕТ ПЕРВЫЙ В КАЗАХСТАНЕ АВИАЗАВОД

В Карагандинской области Казахстана вчера был открыт завод по производству сельскохозяйственных самолетов "Фермер" казанского ООО "Фирма "МВЕН", которое стало и соучредителем предприятия. Предположительно, выпускаться будут четыре типа воздушных судов. Безусловно, это огромный успех инженеров-бизнесменов "МВЕН". О некоторых аспектах ведения дел в Казахстане газете "БИЗНЕС Online" рассказал финансовый директор "МВЕН" Михаил Невельский.

БИЗНЕС ПРОСТО ЛОМИТСЯ В КАЗАХСТАН

- Михаил Аркадьевич, чья идея была - строить завод по производству «Фермеров» в Казахстане?

- Вообще, "Карагандинский авиационный завод "Сумкар" - это не завод по производству «Фермеров», это предприятие, первой продукцией которого будут «Фермеры». Дальше и другие модели будет строить.

- Чьей разработки?

- Пока – "МВЕН". Ближайшая из них – четырехместная «Мурена». В оптимистических планах – поднять самолет до конца 2012 года… Но идея завода изначально наша. Мы предложили (в конечном итоге – правительству Казахстана), нашли понимание. Для них это начало авиационной промышленности Казахстана.

- Сколько времени прошло от появления идеи до открытия завода?

- Пять лет. Долго это или быстро?.. Считаю, вообще чудо, что это произошло. А решение о строительстве завода было принято год назад, и вот завод уже стоит, причем с инфраструктурой, взлетной полосой. Но, безусловно, все было непросто. Почему я говорю – «чудо». Для казахов авиазавод был самой сложной позицией – у них авиапроизводства не было никогда, и требовалось, чтобы поверили люди. Причем в конкурсе на создание аваипроизводства участвовали не одни мы, но и швейцарская фирма, и тот же «Даймонд» пытался.

Произвело очень серьезное впечатление отношение к таким делам в Казахстане. Президент Нурсултан Назарбаев приехал к нам на завод, но параллельно в режиме онлайн он запускал еще около десятка производств. Там выстроена индустриальная карта – «Программа-2020»: очень конкретно и очень серьезно решаются вопросы. Назарбаев сказал, что Казахстан подписал таможенный союз трех государств, параллельно входит в ВТО, и добавил: «Мы любим модные слова типа «инновации», а в моем понимании это технологии, позволяющие как минимум на 25 - 30 процентов повысить производительность труда. Плюс максимальное использование своих трудовых ресурсов. Мы поддерживаем всех, кто ведет у нас бизнес, но наша цель – максимально потреблять то, что производится в Казахстане. Надо максимально все развивать у себя». Что такое еще недавно Казахстан? Аграрное государство, но сегодня они гигантскими шагами идут вперед. И такой подход ведет к тому, что бизнес туда прямо ломится.

- Каковы функции "МВЕН" в проекте?

- Мы – разработчики и поставщики технологий. Обучаем в Казани казахстанских специалистов. Кое-что вкладываем, конечно, почему и являемся соучредителями. Но основной финансовый вклад – казахстанская сторона, у которой разработан план индустриализации, по которому делается очень много, и в этот же план включили и авиазавод.

- Это и частные, и государственные инвестиции?

- Частные инвестиции с поддержкой государства.

- Говорилось об 11,5 миллионах долларов…

- Государственные вложения получились гораздо больше: инфраструктура, дороги, коммуникации, взлетно-посадочная полоса - это все за счет государства. Полоса пока из расчета на «Фермер», а будет в два раза длиннее, под бизнес-джеты… А частные деньги – непосредственно сам завод и технологии.

- Сыграло роль то, что директор "МВЕН" Виктор Ермоленко родом из Казахстана?

- Может быть, только мистическую. В общении, наверное, это сказывалось. Но играло это роль неглавную, может быть, реально вообще никакую.

ОТРАСЛЬ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ПОДТЕКСТОМ

- Насколько можно понять из сообщений казахстанской прессы, несколько самолетов уже сделаны?

- Отверточно, скажем так. Говорить, сколько штук, пока преждевременно – это идет процесс обучения.

- Когда будет выпущен первый самолет?

- Это мы сейчас будем планировать, исходя из многих факторов, например, темпов подготовки специалистов. То, что мы обучили каким-то основным вещам по композитам, - это только начало. В самолете – куча систем. Это и сборочные, и регулировочные работы, и так далее. У них же нет вообще специалистов. Идет очень плавная локализация всего цикла производства. В конечном итоге в Казахстане будет производиться весь самолет, это будет самостоятельное, а не отверточное производство. А потом будет и свое конструкторское бюро. Не зря ведь стоит вопрос об открытии в Казахстане филиала КНИТУ-КАИ. Думаю, при таком подходе скоро появятся и самостоятельные конструкции.

- Сколько самолетов будет выпущено в 2012 году?

- С десяток, а с 2013 года завод должен выйти на проектную мощность первой очереди – 36 самолетов в год. Объемы, конечно, будут наращиваться – возможно, до ста машин в год.

- Будут выпускаться две разновидности «Фермера»?

- Может быть три. «Фермер-2», «Фермер-500» и, возможно, «Агромастер», который поднимает две тонны полезной нагрузки, – вопрос по нему в стадии изучения.

- Какова стоимость самолетов?

- Каталожная цена «Фермера-2» - примерно 150 тысяч долларов, «Фермера-500», который потяжелее, помощнее и берет груза больше, - до 200 тысяч долларов.

- Как обстоят дела с сертификацией самолета в межгосударственном авиационном комитете?

- Работа идет. Оптимистический прогноз – в течение полутора лет. Сейчас у «Фермера» - сертификат единичного воздушного судна. В Казахстане все очень здраво решается на уровне местных авиационных властей. Но это, конечно, не снимает с нас задач по полноценной сертификации.

- Заказчики на самолеты есть?

- Да, это авиакомпании, которые будут заниматься сельхозработами, – там 13 миллионов гектар обрабатывать надо! На сто самолетов уже есть подтвержденный деньгами заказ.

- В России завод планируете?

- Он уже есть в Казани. А в смысле его развития – конечно, планируем. Но нет пророка в своем отечестве… В Татарстане идут движения в этом направлении, о развитии говорят и министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов, и в аппарате президента республики. На самом деле эта отрасль имеет политический подтекст: есть политическая воля – авиаотрасль будет развиваться (потому что она очень зависит от организационных вещей), нет – ничего не будет. Сейчас в Татарстане есть положительные тенденции. Нам, безусловно, хотелось бы в первую очередь все делать у себя. Но отношение Казахстана очень подкупает – разговоры идут не вообще, а люди занимаются конкретными вещами.

Справка

ООО "Фирма "МВЕН". Образовано в 1990 году.

Предприятие ведет работу по трем направлениям:

1. Разработка и производство быстродействующих парашютных систем спасения.

2. Разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов (ПКМ): специализированный сельскохозяйственный самолет "МВЕН-2 Фермер", цельнокомпозитный четырехместный самолет повышенной комфортности, восьмиместный самолет короткого взлета и посадки многоцелевого назначения.

3. Разработка и производство изделий общего назначения из ПКМ: автокузова, водяные горки и бассейны, детали для авиационной техники, емкости для химических жидкостей и воды и др.

В 2007 году "МВЕН" при содействии ИТЦ-КНИАТ и федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере сертифицировала систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

"МВЕН" имеет лицензии, выданные Российским авиационно-космическим агентством (от 4 июля 2003 года), на разработку и производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения: легких самолетов, парашютных спасательных систем для легких ЛА, систем для посадки ДПЛА, спортивных парашютов.

"МВЕН" - первое и единственное в РФ и СНГ предприятие по производству быстродействующих парашютных систем спасения (БПС), предназначенных для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажем и пассажирами. На фирме разработано десять типов систем спасения.

Фирма располагает производственными площадями 9 тыс. кв. метров. Численность сотрудников – 90 человек.