ЦЕНА ТУ-214 ДЛЯ СПЕЦСЛУЖБ РАВНА СТОИМОСТИ БОРТОВ, ВЫПУЩЕННЫХ КАЗАНСКИМ АВИАЗАВОДОМ В 2010 ГОДУ

Сегодня стало известно, что Федеральная служба безопасности России до декабря 2013 года планирует приобрести самолет Ту-214. Причем по цене гораздо выше той, по которой приобретались даже самолеты для управделами президента РФ (не говоря уже о серийных). Газета «БИЗНЕС Online» попыталась прицениться к продукции КАПО.

ОЧЕНЬ СПЕЦИАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ

Напомним, что в августе генеральный директор ОАО «КАПО им. Горбунова» Васил Каюмов рассказал газете «БИЗНЕС Online» о «получении технического задания на самолет для ФСБ». Сегодня же о предстоящем контракте со ссылкой на сайт госзаказов сообщил блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий.

Ничего удивительного в самом факте интереса ФСБ к Ту-214 нет. За исключением цены – 2,7 млрд. рублей. Для сравнения, серийные Ту-214, поставленные авиакомпании «Трансаэро», как отмечало руководство ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», стоили «чуть более миллиарда рублей». Пара Ту-214ПУ (пункт управления) для управделами президента РФ обошлась бюджету в 3,3 млрд., то есть по 1 млрд. 650 млн. за борт. Год назад специальный пассажирский Ту-214 управделами намеревалось купить по цене 1,33 миллиарда. В прошлом году КАПО было сдано две машины: Ту-214ПУ для специального летного отряда «Россия» управделами президента РФ и Ту-214ОН – для ВВС.

Словом, суммы различаются кардинально – оно и понятно: ФСБ – ведомство особое, и может напичкать машину очень особой и, соответственно, не самой дешевой электроникой.

ОДНОГО КОМПОНЕНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА МАЛО

Столь серьезный заказ ФСБ явно в плюс и в финансовом, и в идеологическом плане – в последнее время активно ведутся разговоры о том, что в Казани якобы уже не могут делать самолеты. Также отметим, что руководство КАПО и РТ не раз выражало сильную обеспокоенность загруженностью КАПО на ближайшие годы. Так, в 2010-м министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов с тревогой отмечал, что «нас очень волнуют 2012 - 2014 годы. Сейчас идет набор заказов, но он недостаточен, чтобы обеспечить объем загрузки предприятия». Да, в октябре в ходе визита в Казань генеральный директор ОАК Михаил Погосян заявил о том, что КАПО в обозримом будущем будет загружено компонентным производством – будет делать оперение для Ил-476, МС-21 и Superjet 100, а также металлические крылья для того же Superjet 100 и композиционные - для МС-21.

Но это все – в будущем. Сегодня же руководство предприятия, как можно понять по его многочисленным заявлениям в прессе, обеспокоено сохранением КАПО как завода окончательной сборки. Комментируя октябрьское выступление Погосяна в КНИТУ-КАИ, Каюмов с явным оптимизмом рассказал газете «БИЗНЕС Online», что «прочно уже определились: мы продолжаем заниматься специальной авиацией на базе Ту-214».

ШТУЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ С СЕРИЙНЫМ ОТТЕНКОМ

Напомним, что этой весной в судьбе КАПО произошли, мягко говоря, не очень приятные изменения. В апреле тогдашний глава ОСК Алексей Федоров сообщил, что из-за большой стоимости платформы Ту-214 компания решила больше не строить коммерческие самолеты на этой базе, оставив только спецмодификации. Единственному коммерческому заказчику серийных Ту-214, авиакомпании «Трансаэро», ОАК намерена предложить замену — Ту-204СМ или МС-21. «Производство самолетов Ту-214 для авиакомпании «Трансаэро» нерентабельно, - рассказал РБК daily Федоров. - И мы приостановили производство этих самолетов. Их себестоимость очень высока и для коммерческих поставок труднореализуема».

Но не исключено, что производить специальные борта может оказаться ничуть не менее выгодно, чем коммерческие. Так, по прошлогоднему соглашению между правительством РТ и ОАК, с 2012-го объем заказов на специальные Ту-214 будет не менее четырех самолетов в год. В конце концов, Каюмов не раз отмечал, что это «штучная» продукция, но с серийным замахом.

За 9 месяцев этого года КАПО сдало один специальный Ту-214. Насколько известно, в работе находится минимум еще один борт - по спецпрограмме генерального штаба России.

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Производство самолетов ТУ-214
в условных машинах

1,70

1,96

1,84

2,031

2,318

2,332

2,362

2,006

Кол-во самолетов

2

1

1

2

1

1

3

2