80% СТОЛИЧНОЙ МОЛОДЕЖИ ПЛАНИРУЕТ ОБЗАВЕСТИСЬ МАШИНОЙ В БЛИЖАЙШИЕ ТРИ ГОДА
Лишь 1% казанцев не замечают проблемы пробок, в то время как 73% жителей столицы считают заторы на дорогах острой проблемой. Таков результат исследования «Пробки глазами казанцев», представленного вчера социологической компанией ЦАИР. Как выяснилось, ради избавления от зла большинство казанцев готовы поддержать жесткую борьбу с неправильной парковкой и даже не прочь изменить график работы. Мешают ли жителям города проезды VIP-кортежей - выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ ЕЗДИТ НА МЕТРО
По словам генерального директора «ЦАИР-маркетинг» Алексея Коннова, исследование «Пробки глазами казанцев» - некоммерческий проект, который компания осуществила в инициативном порядке. По этому принципу работают и ФОМ, и ВЦИОМ, регулярно публикующие замеры по злободневным темам.
- Это не первый опыт для нашей компании. До этого мы публиковали довольно обширное исследование восприятия кризиса, не так давно исследовали рынок деловых и интернет-СМИ. Что касается пробок, то в последнее время эту тему очень активно обсуждают СМИ, чиновники и эксперты. Нам показалось интересным послушать, что называется, глас народа, - отметил Коннов.
Исследование стартовало в середине октября. Всего было опрошено 800 казанцев. На первом этапе социологи обзвонили 600 респондентов, 70% которых оказались пассажирами общественного транспорта. Для полноты картины на втором этапе добрали мнения еще 200 автомобилистов. Таким образом, исследователи получили картину по трем группам: казанцы в целом, автолюбители и пассажиры. Половозрастной состав выборки соответствует населению Казани. Погрешность не превышает 3%.
Характеризуя состав опрошенных, Коннов отметил любопытные детали. Например, 41% автомобилистов имеют стаж более 10 лет. Что касается пассажиров, то 91% из них ездят на автобусах, почти каждый пятый также пользуется метро. Трамваи и троллейбусы облюбовали 16% и 8,5% пассажиров соответственно. Интересный, хотя и легко объяснимый штрих: среди владельцев авто вдвое больше людей с доходами свыше 15 тыс. на человека в семье (33% против 14%).
Однако все эти люди разных полов, возрастов и благосостояния практически единодушны в одном: казанские пробки уже достали. 38,6% опрошенных считают проблему острой, 34% утверждают, что ездить вообще практически невозможно, и только 26% находят ситуацию терпимой. Абсолютно свободно передвигаются по городу только 1% казанцев.
По словам Алексея Коннова, резкое неприятие у казанцев вызвало предложение ввести плату за въезд в центральную часть города |
ВИНОВАТЫ МАШИНЫ У ОБОЧИН, ПЕРЕКРЫТЫЕ УЛИЦЫ И ЯМЫ
В чем причины пробок? По каждому из вариантов респондентов попросили высказаться отдельно – влияет этот фактор на транспортную ситуацию или нет?
В итоге получилось, что главных проблем, с точки зрения казанцев, пять. Это припаркованные у обочин машины, сужающие проезжую часть, – 91%; перекрытые для строительства метро, развязок и прочих объектов улицы – 88%; ямы и выбоины, а то и полное отсутствие асфальта на дорогах – 87%; слишком большое количество машин, превышающее пропускную способность улиц – 86%; низкая культура вождения – 85%.
Все остальные причины – нехватка дорожных знаков и светофоров, плохая работа ГИБДД, движение громоздких красных автобусов, которые обычно считаются самыми раздражающими моментами, казанцы отнесли к менее значимым факторам. Причем красные автобусы, понятно, больше раздражают автомобилистов и в два раза реже – самих пассажиров.
Любопытно, что довольно заметное число людей считают проблемой перекрытие улиц для проезда VIP-ов: 44,3% автомобилистов и 41,8% пассажиров.
ВЛАСТИ БОРЮТСЯ, НО НЕДОСТАТОЧНО – 68% КАЗАНЦЕВ
Борьбе с пробками в Казани в последнее время уделяется большое внимание – в мэрии создан штаб по спасению города от транспортного коллапса, закупается дорожная техника для очистки улиц от снега, ГИБДД активно взялось за эвакуацию автохамов, паркующихся где попало. К Универсиаде строятся развязки, пешеходные переходы, метро, кладутся тонны асфальта. Что думают обо всем этом казанцы?
Опрос показал, что вера в заветный 2013 год велика до чрезвычайности. Значительных улучшений ждут 27,5% опрошенных, на некоторое облегчение надеются 48,6% казанцев. Пессимистов – всего лишь 5% на весь город.
А вот что касается усилий властей в целом, то абсолютное большинство (68% опрошенных) считают, что в столице, конечно, кое-что делается, но пока недостаточно. На «отлично» действия чиновников оценивают 15% горожан – и столько же считают, что не делается вообще ничего. Автомобилистам, кстати, усилия властей более заметны – 20% опрошенных считают, что делается очень много, в то время как среди пассажиров с этим утверждением согласны лишь 12,3% респондентов. По-видимому, из окна машины результаты работы чиновников ближе, чем из глубины салона автобуса, отметил Коннов.
СТРОЙТЕ РАЗВЯЗКИ И РАСЧИЩАЙТЕ ОБОЧИНЫ, ТОЛЬКО НЕ ПЛОДИТЕ ИНСПЕКТОРОВ
Как решать проблему? Ускорить строительство развязок и пешеходных переходов – ответ №1 и среди автомобилистов (68%), и среди пассажиров (64%).
На втором месте по популярности, как ни странно, жесткая борьба с парковкой в неположенных местах. Эту меру больше поддерживают, разумеется, пассажиры (50%). Однако автохамы замучили и многих автомобилистов – расчистку обочин в числе первоочередных мер назвали 39% из них (о возможных объяснениях этого феномена – ниже).
Больше денег выделять на ремонт дорог и повысить качество подготовки водителей в автошколах – эти меры поддерживают все, но автовладельцам они ближе к сердцу – свою машину все же жалко. А вот увеличивать штат ГИБДД, чтобы инспекторы быстрее реагировали на ДТП, в общем-то, не нужно – за эту меру голосуют 16% опрошенных.
Пассажиры активнее просят развивать метро и закупать новые автобусы – за это высказались 36% опрошенных. Автомобилисты смотрят на это равнодушнее (26%).
Прекратить перекрывать улицы для проезда чиновников и гостей требуют примерно 18% казанцев – то ли это не является такой уж большой проблемой, то ли люди не верят, что это реально.
ВОЙНА «ТРАНЗИТНИКОВ» С «ПАРКОВЩИКАМИ»
Пожалуй, к самым сенсационным выводам можно отнести ответ на вопрос о платных парковках в центре Казани. Как ни удивительно, но и автомобилисты, и пассажиры общественного транспорта – скорее за. Причем 29% автомобилистов, что называется, «за» обеими руками, 31% - скорее поддерживают предложение сделать парковку в центре платной.
До сих пор любые ограничения в этой сфере, равно как и борьба с неправильной парковкой, считались резко непопулярными мерами. Нынешнее исследование заставляет взглянуть на проблему под другим углом. Почему 60% автовладельцев согласны платить за то, что сейчас бесплатно? Почему, как говорилось выше, многие из них выступают за борьбу, казалось бы, с ними же самими?
Исследователи разводят руками: так сложилось общественное мнение. Но есть гипотезы:
- По-видимому, это можно объяснить тем, что из 100 тысяч автовладельцев, ежедневно въезжающих в центр города, транзитом следуют около 70 тысяч, а им парковки в центре безразличны, - говорит Коннов. – В центре остается около 30 тысяч автомобилей – возможно, поэтому и формируется такая картина.
По сути, именно многотысячной армии «транзитников» в первую очередь мешают те самые втиснутые повсюду машины приехавших в центр казанцев. Неудивительно, что они готовы полностью и безоговорочно поддержать любые репрессии против собратьев, лишь бы устранить помехи движению.
Это массовое мнение просто перекрывает вопиющий глас, к примеру, студентов, 46% из которых от идеи с платными парковками отнюдь не в восторге. В целом, против высказываются 29% автомобилистов, что тоже довольно много.
Кстати, еще одна обсуждавшаяся в прессе идея – платный въезд в центр города – вызывает у казанцев резкое неприятие. Против – 64,3% опрошенных, а за – не больше 20%.
СДВИНУТЬ ГРАФИК ГОТОВО БОЛЬШИНСТВО, НО 37% ПРОТИВ
Одна из мер по борьбе с пробками, которую на одном из совещаний штаба по нормализации транспортной ситуации предложил председатель комитета по транспорту Айдар Абдулхаков, - это сдвинуть график начала работы и учебы различных учреждений, организаций и вузов Казани. Подобный опыт применяется в Европе – к примеру, в Германии, Австрии, Чехии рабочий день на заводах начинается в пять утра, у служащих – в 8, у студентов – в 9. В Казани же только в центре трудятся более 21 тыс. государственных и муниципальных служащих, плюс в центр на учебу едут 98 тыс. студентов.
Казанцы в целом готовы к таким революционным предложениям – авторы доклада включили этот вопрос в программу исследования. За изменение времени начала и окончания рабочего дня высказались 53% работающих автомобилистов и 44% пассажиров. Причем 57% согласных с идеей готовы начать работу с утра пораньше, а 37% хотели бы, напротив, поспать подольше.
- По-видимому, автомобилисты, как более мобильная часть населения, уже прибегают к этому способу избежать пробок, - прокомментировал результат Коннов. – И если раньше улицы в 7 утра были пустынны, то теперь они уже заполнены машинами – да, пробок еще нет, но поток заметно плотнее, чем раньше».
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ НАСТУПАЕТ
Свое выступление Коннов завершил на пессимистической ноте. Как выяснилось, каждый третий пассажир автобуса сегодня – потенциальный автомобилист, планирующий осуществить свою мечту уже в течение ближайших трех лет.
Что еще любопытнее, желание сесть за руль полностью коррелирует с возрастом. О своей машине мечтают всего 8,7% «безлошадных» пенсионеров и целых 79% молодежи в возрасте до 25 лет.
Шатким заслоном на пути сплошной автомобилизации Казани остается лишь уровень доходов – среди пассажиров общественного транспорта пока лишь 16%, по их собственным словам, могут позволить себе купить автомобиль.
***
Все результаты исследования ЦАИР, по словам Коннова, намерен отправить в республиканские и муниципальные органы власти. Возможно, их учтут при выработке решений по борьбе с пробками.
Результаты исследования "Пробки глазами казанцев"
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.