Детский спектакль по пьесе модного столичного драматурга Олжаса Жанайдарова явился последней премьерой театра им. Камала в ушедшем календарном 2020 году. Жанайдаров, ставший известным благодаря суровым текстам из жизни гастарбайтеров, теперь решил заинтересовать детскую аудиторию любимой автором темой идентичности. Вот только режиссер Рамиль Гараев завладеть вниманием маленьких казанских зрителей так и не смог. В этом убедился корреспондент «БИЗНЕС Online».
Детский спектакль по пьесе модного столичного драматурга Олжаса Жанайдарова стал последней премьерой театра им. Камала в ушедшем календарном 2020 году
«ПОЧЕМУ Я НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ?»
В одном мягком-мягком заснеженном городе, мягком-мягком доме, на мягкой-мягкой малой сцене поселились мягкие-мягкие разноцветные пуховые подушки… Примерно так бабушка объясняла малолетним внукам, что им предстоит смотреть после окончания новогодней интермедии с Дедом Морозом и Снегурочкой у праздничной четырехметровой елки. Румяная детвора от 2 до 12 лет так и водила бы хороводы, если бы настойчивый третий звонок не вынудил всех подняться в небольшой зрительный зал малой сцены театра им. Камала.
10 рядов уютного помещения заполнены семьями. Трудно сказать, соблюдалась ли разрешенная 50-процентная рассадка, потому что дети и их родители курсировали с места на место то по просьбе бдительного капельдинера, то потому что «мама, мне так не видно». Зато одно можно сказать наверняка — подавляющее число собравшихся пришло на нравственную историю для взрослых и детей, о чем смело заявляет программка спектакля. Но у пьесы есть не менее занятное прошлое, которое, вероятно, могло подтолкнуть режиссера к постановке.
Интересно, что у произведения Олжаса Жанайдарова есть занятное прошлое. В 2014 году сразу два ведомства — министерства культуры и образования РФ — запретили к показу ее постановку на Московском международном книжном фестивале. Кто-то заподозрил в тексте пропаганду нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Позже чиновники признались, что ошиблись, а отношения между вымышленными и реальными героями в пьесе просто дружеские.
Для самого Жанайдарова это первый опыт сценического взаимодействия с детьми. До сих пор он писал произведения, ориентированные только на взрослую публику. Причем самый успешный театральный опыт автора был также связан с Татарстаном, спектакль «Магазин» Альметьевской татдрамы (жесткая история о хозяйке магазина в Москве и ее работнице, фактически рабыни, в постановке Эдуарда Шахова) имел четыре номинации на «Золотую маску» в 2018 году (включая «Лучшую работу драматурга») и был хитом целого ряда престижных фестивалей. «Тема идентичности — возможно, главная в моем творчестве — и тема толерантности. В пьесе мне хотелось избежать нравоучений, но поддержать тех детей и подростков, которые мучаются тем же вопросом, что и я когда-то: почему я не такой, как все?» — признавался драматург в одном из интервью уже применительно к «Душе подушки».
На сцене — детсадовская спальня. После тихого часа, пока малышня ест печенье с молоком и готовится к дневной прогулке, подушки рассказывают друг другу свои сны
ПОДУШКА В ПОДВАЛ НЕ ОТПРАВИТСЯ
На сцене — детсадовская спальня. После тихого часа, пока малышня ест печенье с молоком и готовится к дневной прогулке, подушки рассказывают друг другу свои сны. У каждой своя история, характер и внешность. Валик (Гузель Шакирова) мечтает подрасти. А то дети ей вечно кидаются. Роза (Гузель Гюльвердиева) хочет жить в настоящем доме и встретить настоящую любовь. То есть вторую подушку, чтобы парой они лежали в двуспальной кровати. К слову, об этом она еще споет. Знайка (Фаннур Мухаметзянов) следит за соблюдением порядка. Поэтому через 1–2 реплики у него прорывается русское слово «режим», такие вставки хорошо встряхивают зрителя.
Есть среди подушек бойкая Эмма (Айгуль Шакурова), которая долгое время провела в подвале, где подружилась с крысой Чачей (Артур Шайдуллин), старая Ивановна (Айгуль Миннуллина), мечтающая отоспаться за весь детский сад, и широкоформатный Пуш (Ирек Кашапов) — специальная версия для полных детей.
Компания, на первый взгляд, разношерстная. Но как только среди них появляется новенький — гиппоалергенный Гречик (Раиль Шамсуаров), возникает конфликт идентичности. Ведь внутри у него не пух и перья, как у всех, а гречка. «Я этнический казах, в детстве переехал в Россию и оказался среди людей иной национальности, культуры. Гречик, по сути, попал в ту же ситуацию: он иной в обществе с утвердившимися правилами и установками», — говорил о своем персонаже Жанайдаров.
Несмотря на красочность, музыкальность и динамичность, детей пришлось уговаривать конфетами и печеньем, чтобы они досидели до конца истории
Поначалу кажется, что это начало истории о детском буллинге — он не такой, как мы, не пустим его в компанию. Что же это за подушка такая без пуха и перьев? К тому же она не видит снов! А, так у нее еще и дырка! Значит, точно долго не протянет и отправится в подушкин ад — подвал… Тут-то можно словить панику, отчаяние, истерику. Но герои почему-то начинают снова водить хороводы, прыгать через установленный в центре сцены батут и рассказывать друг другу фантазийные истории весь первый акт.
Версия с буллингом отпадает, потому что в социум Гречика приняли. Однако остается вопрос самоидентичности. Ведь он не знает, какому ребенку принадлежит, почему внутри гречка и что делать с дыркой. Действие так и встало бы в самом начале, если бы не появилась девочка Камиля (Алина Мударисова). В оригинале, кстати, вместо нее мальчик Костя.
Камиля — аллергик. Гречка — гипоаллергенна. Дырку заткнули булавкой. Подушка в подвал не отправится. Более того, поедет домой к девочке, потому что та часто болеет. Мораль простая — каким бы странным ты себе ни казался, рядом обязательно появится друг, с которым тебе будет хорошо.
Но эта мысль осталась невнятной тайной для маленьких зрителей, потерявших интерес к происходящему еще в первом акте. Несмотря на красочность, музыкальность и динамичность, детей пришлось уговаривать конфетами и печеньем, чтобы они досидели до конца истории. А выходя из зала, все той же бабушке понадобилось заново пересказывать сюжет растерянным внукам.
Иветта Невинная
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.