ГАЗЕТА "БИЗНЕС ONLINE" ВЫЯСНИЛА, ЧТО УБЫТКИ ЧЕЛНИНСКОГО АВТОГИГАНТА В 2011 ГОДУ СОСТАВИЛИ УЖЕ 2,7 МЛРД. РУБЛЕЙ. СЕРГЕЮ КОГОГИНУ ПРИШЛОСЬ ОБЪЯСНЯТЬСЯ С СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ

Отчетность КАМАЗ по РСБУ за 9 месяцев 2011 года преподнесла массу неприятных сюрпризов для его акционеров. Согласно данным отчета, компания получила крупный убыток – 2,7 млрд. рублей. Парадокс, но в минус КАМАЗ ушел на фоне 44-процентного роста выручки и активной модернизации производства. Судя по комментариям самой компании, которые получила газета "БИЗНЕС Online", убыток был вызван новыми признаками мирового кризиса: в частности, скачками валют и обвалом на мировых биржах.

УБЫТОК ВЫРОС В 4,5 РАЗА

Вначале хорошая новость для автогиганта: по итогам 9 месяцев 2011 года КАМАЗ смог увеличить выручку на 44,4% - до 72,7 млрд. рублей (в сравнении с 50,4 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года). Восстановление спроса на коммерческие автомобили, как и своевременное увеличение объемов производства, позволили КАМАЗу увеличить долю поступлений от реализации грузовых автомобилей на 53,6% - до 47,3 млрд. рублей. Но, внимательно изучив отчетность КАМАЗа, аналитический центр «БИЗНЕС Online» обнаружил, что позитивными оказались лишь экстенсивные показатели.

Другие данные должны неприятно удивить акционеров компании. Например, себестоимость продукции выросла аж на 49,7% (!), что опережает показатель роста выручки на 5%. В результате доля затрат в выручке выросла с 90,4% за три квартала 2010 года до 93,7% за аналогичный период 2011 года. Топ-менеджменту компании сейчас придется, собрав все ресурсы, искать пути оптимизации издержек в основных источниках формирования затрат на производстве.

Негативная динамика издержек уже привела к получению по итогу трех кварталов 2011 года операционного убытка объемом 361 млн. рублей (для сравнения: за аналогичный период 2010 года была получена прибыль в 1,24 млрд. рублей).

На этом фоне справедливости ради надо признать, что челнинскому автогиганту удалось улучшить структуру кредитного портфеля: доля коротких займов сократилась на 9% (с 48,4 до 39,4%), что положительно сказалось хотя бы на объеме процентных выплат.

Любопытство вызывает приличный рост «прочих расходов» - сразу на 47,1% с 8,42 до 12,4 млрд. рублей. Хотя это вполне может быть связано с проводимой программой повышения качества продукции компанией для укрепления позиций на рынке в будущем. Но пока можно наблюдать лишь за укреплением отрицательного результата: чистый убыток за 9 месяцев 2011 года составил 2,72 млрд. (!) рублей, что значительно хуже показателя аналогичного периода 2010 года на 2,13 млрд. рублей. Убыток вырос, таким образом, в 4,5 раза!

1.jpg

ЗАЧЕМ КАМАЗУ СТОЛЬКО ЛЮДЕЙ?

Объяснить эти цифры можно и увеличением среднесписочной численности сотрудников на предприятии. Число заводчан выросло на 41,8% с 15022 человек до 21304 человек (речь идет, напомним, о материнской компании). Что, соответственно, привело и к росту расходов на выплату заработных плат и пособий (82%) с 822,5 до 1495 млн. рублей. Разумеется, с социальной точки зрения данный факт можно только приветствовать: это, безусловно, положительно должно сказаться и на росте занятости населения региона и на росте уровня их доходов. Однако напомним, как мы отмечали в отчетах по отдельным компаниям РТ, большинство гигантов после кризиса 2008 - 2009 годов предпочитает сокращать численность и оптимизировать структуру персонала, вместо того, чтобы увеличивать ее в разы.

В подтверждение вышесказанному инвестиционная привлекательность КАМАЗа пока тоже выглядит неважно. Рыночная капитализация автогиганта снизилась с 50,1 млрд. на 30 сентября 2010 года до 29,9 млрд. рублей на конец третьего квартала 2011 года. Совсем списывать такое падение на падение рынков вообще, увы, тоже не получается. Падение сразу на 40,5% гораздо существеннее, например, общей коррекции индекса ММВБ, который снизился всего на 10% ввиду обострения волнений относительно долговых проблем ЕС.

ИГРА БЕЗ ГОСДЕНЕГ

Пострадала и доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков полной массой 14 - 40 тонн. Она снизилась в отчетном периоде на 13,1% - до 38,1% (по сравнению с 51,2% за аналогичный период 2010 года). Снижение доли кивком на проблемы на фондовом рынке уже не спишешь. Скорее это объясняется просто бурным ростом спроса на коммерческие автомобили. И тем, что после острой фазы кризиса такие мировые бренды, как VOLVO, SCANIA, IVECO, MAN, RENAULT, возобновили свою экспансию на отечественном рынке.

2.jpg

Мало того, темпы восстановления продаж КАМАЗ в 2011 году оказались ниже темпов восстановления российского рынка грузовых автомобилей полной массой 14 - 40 т еще и потому, что в период кризиса продажи КАМАЗа стимулировались в большей степени (и это не отрицали в самой компании) государственной программой поддержки отечественных производителей. Заканчиваются госденьги, и играть приходится полностью по жестким законам рынка. Немалое влияние на снижение доли ОАО КАМАЗ оказал меньший объем отгрузки грузовых автомобилей по госзаказу по итогам 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010.

3.jpg

Заметим, что в сегменте среднетоннажных грузовиков спрос на продукцию КАМАЗа был устойчивее, его доля выросла на 3% (до 15,8%). Хотя и эту устойчивость спроса можно объяснить серьезными проблемами ОАМО «ЗИЛ», доля которого сократилась с 26% до 0,8%! Конкуренты не дремали, и прежнюю долю «ЗИЛа» поделили между собой КАМАЗ и МАЗ. Однако и здесь абсолютное лидерство захватили иномарки, прибавившие 30,6% - их доля выросла до 39,2%.

ДЕФЕКТОВ МЕНЬШЕ, МЕНЬШЕ РЕКЛАМАЦИЙ

Из положительных моментов стоит признать тот факт, что КАМАЗ провел существенную работу в области повышения качества, что отразилось и на финансовых показателях: на 12,7% снизился уровень рекламаций по изделиям собственного производства, на 9,6% – по комплектующим изделиям от поставщиков. Но наиболее весомый показатель - снижение уровня дефектности автомобилей "КАМАЗ". Количество дефектов на один автомобиль снижено сразу на 41,7%. На предприятии были созданы и 85 КVP-групп по качеству.

Благодаря техническому перевооружению и запуску новой печи австрийской фирмы «Aйхелин», отмечается в отчете, на заводе двигателей ОАО "КАМАЗ" существенно выросло качество термической обработки деталей, сокращены затраты на производство, увеличилась производительность труда. Завершается проект компании по выпуску раздаточных коробок для полноприводных автомобилей КАМАЗ-6522. Успешно решена задача локализации механо- и термообработки деталей для СП «ЦФ КАМА» и «КАММИНЗ КАМА». Теперь, отмечается в отчете компании, продукцию не потребуется везти на исследования за рубеж: лаборатории технологического центра получили подтверждение соответствия требованиям фирм ZF и Cummins и допуск к производственному контролю.

«КАМАЗ» ПЕРЕХОДИТ НА ГАЗ

Еще несколько новостей, которые газета «БИЗНЕС Online» обнаружила в отчетности компании. На прессово-рамном заводе КАМАЗа изготовлено более 200 индексов сварочной и штамповой оснастки для рестайлинга автомобиля "КАМАЗ". Для усиления каркаса кабины в соответствии с международными требованиями ЕЭК ООН № 29.02. (обеспечение сохранения жизненного пространства для водителя в случае аварии) проведена большая подготовительная работа. На заводе модернизированы четыре сварочные линии, изготовлены новые штампы и дополнительные сварочные узлы. На автомобильном заводе реализован масштабный проект «Маяк», стартовавший год назад. Его главная цель – оптимизация техпроцессов завода с помощью внедрения стандартов операционной системы немецкого партнера Daimler. Особо отметим, что автогигант проделал огромную работу, результатом которой стал выпуск автомобилей "КАМАЗ", работающих на компримированном природном газе. С точки зрения экологических стандартов, природный газ по сравнению с другими видами топлива считается наиболее «чистым». К тому же, на фоне постоянного удорожания нефти он экономически привлекательнее – стоимость метана в два-три раза ниже стоимости бензина, дизельного топлива и пропана.

Сможет ли автогигант Татарстана монетизировать свои дорогостоящие инновации, улучшив свою рентабельность и показав прибыль, и увеличит ли с их помощью доли рынка, читатели «БИЗНЕС Online» узнают из следующих аналитических материалов, посвященных КАМАЗу.

Основные экономические показатели деятельности ОАО "КАМАЗ" за 9 мес. 2011 года

Наименование показателя

На 30 сентября
2011

На 30
сентября 2010

Абсолют-
ное изменение

Изменение в %

Стоимость чистых активов эмитента, млн. руб.

39976

43711

-3735

-8,5

Рыночная капитализация, млн. руб.

29853

50143

-20290

-40,5

Выручка от реализации, млн. руб.

72682

50350

22332

44,4

От реализации грузовых автомобилей, млн. руб

47313

30806

16507

53,6

Доля такой выручки в общем объеме, %

57,1

52,9

4,2

7,9

Себестоимость, млн. руб.

68127

45512

22615

49,7

Затраты на 1 руб. реализованной продукции

0,937

0,904

0,033

3,7

Коммерческие расходы, млн. руб.

2694

1967

727

37,0

Управленческие расходы, млн. руб.

2222

1627

595

36,6

Операционная прибыль, млн. руб.

-361

1243

-1604

-129,0

Проценты к уплате, млн. руб

884

1031

-147

-14,3

Прочие доходы, млн.руб.

9970

7571

2399

31,7

Прочие расходы, млн.руб.

12391

8424

3967

47,1

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), млн. руб.

-2724

-599

-2125

354,8

Всего кредитов и займов, млн. руб., в т.ч.

21296

21534

-238

-1,1

краткосрочные кредиты и займы

8400

10427

-2027

-19,4

долгосрочные кредиты и займы

12896

11107

1789

16,1

Кредиторская задолженность

20410

12459

7951

63,8

Собственные оборотные средства (СК+Резервы-Внеоборотные активы)

-8684

-5406

-3278

60,6

Коэффициент общей ликвидности

1,30

1,42

-0,12

Рентабельности продаж (Чистая прибыль*100/Выручка от реализации), %

-3,75

-1,19

-2,56

Производительность труда, тыс. руб./чел

3412

3352

60

1,8

Среднесписочная численность, чел.

21304

15022

6282

41,8

Комментарий:

Олег Афанасьев - руководитель департамента информационной политики ОАО «КАМАЗ»:

- Вопрос с убытком, о котором вы спрашиваете, безусловно, серьезный. Об этом было доложено и гендиректору Сергею Когогину. Обсуждался вопрос и на совете директоров компании, члены которого интересовались причинами формирования убытка. Так вот, основной убыток был получен по причине роста цен на комплектующие. Рост цен оказался совершенно неожиданным для нас, непрогнозируемым. Мы планировали совсем другие цены. То есть первый важный фактор, повлиявший на формирование убытка, – это цены на металл и изделия из металла.

Во-вторых, на формирование убытка повлиял и рост тарифов на электроэнергию и газ. Он сильно сказался на наших финансовых показателях.

В-третьих, мы в течение года повышали зарплату своим сотрудникам, что также отразилось на убытке. Но, должен сказать, доля влияния этого фактора минимальна.

В-четвертых, реально серьезно отразились на показателях прибыльности компании курсовые скачки и ситуация на фондовых рынках, которые сегодня, как известно, не стабильны. Здесь у нас появился «бумажный убыток» по нашему японскому кредиту, когда нам из-за изменения курса иены пришлось пересчитать его стоимость. Кроме того, на фондовой бирже произошел обвал акций Туймазинского и Нефтекамского заводов (ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» - дочерние предприятия КАМАЗа - ред.).

Меры принимаются в связи с этим очень серьезные. На курс иены и акций мы влиять, сами понимаете, не в состоянии. Но мы можем снизить наши издержки в части металла и комплектующих, для чего компанией уже подготовлена программа снижения издержек.


P.S.
После выхода материала к нам обратились с разъяснениями представители ОАО «КАМАЗ», объяснив, в частности, неожиданный рост численности персонала. По словам руководителя департамента по связям с общественностью Олега Афанасьева, отчетность, опубликованная автогигантом, была не по МФСО, а по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета). Ранее по этой отчетности, как сообщили нам в компании, учитывался персонал головной компании – автомобильного завода, служебных департаментов и т.д. Однако в сентябре из-за изменений в российском законодательстве стал учитываться персонал завода двигателей, КИСМ и ПРЗ. Произошел, таким образом, чисто бумажный рост численности. «На самом деле, мы увеличили число персонала лишь на 2 тысячи человек, при этом рост производства произошел на 44%», - отметил Афанасьев.

Отчеты компаний за 9 месяцев:

«Татспиртпром» выиграл битву с «серыми» спиртзаводами

Акции "Таттелекома" оказались защитным активом

"Татнефть": насколько велика долговая нагрузка?

КВЗ не заметил кризис на биржах

«Казаньоргсинтез» распугал спекулянтов