В Казани прошел праздник родословной «Эхо веков в истории семьи — Тарихта без эзлебез», для проведения которого Госкомитет РТ по архивному делу выбрал солидную площадку — театр им. Камала В Казани прошел праздник родословной «Эхо веков в истории семьи — Тарихта без эзлебез», для проведения которого госкомитет РТ по архивному делу выбрал солидную площадку — театр им. Камала

«СЛОЖНЕЕ ИСКАТЬ СО СТОРОНЫ ПАПЫ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ РАНО УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ БАБУШКИ»

«Я свою родословную знаю не так далеко, порядка четырех поколений по одной линии, также и по другой, — рассказала „БИЗНЕС Online“ вице-премьер РТ Лейла Фазлеева. — По линии мамы достаточно сложно установить, до сих пор не все найдено». Председатель комитета Госсовета РТ по социальной политике Светлана Захарова осведомлена о собственных корнях примерно так же: «Знаю четыре-пять поколений. Сложнее искать со стороны папы — там рано ушли из жизни бабушки, а с маминой оказалось полегче, потому что прабабушка была жива, она нам рассказывала про своих».

Такие вопросы высоким гостям мероприятия являлись вполне оправданными, поскольку все это происходило на празднике родословной «Эхо веков в истории семьи — Тарихта без эзлебез», для проведения которого госкомитет РТ по архивному делу выбрал солидную площадку — театр им. Камала. 

Председатель комитета Гульнара Габдрахманова в разговоре с журналистами честно призналась, что найти предков в архивах — дело нелегкое, тут нужно в числе прочего владеть старотатарским языком: «А также знать, какая метрическая книга с какой должна соединиться, какая ревизская сказка какую перепись отражает». Однако, по наблюдениям Габдрахмановой, сейчас составление родословных пользуется огромной популярностью: «Мы данную услугу оказываем давно, и, благодаря тому, что у нас в Татарстане сейчас экономически очень хорошее положение, люди стали задумываться о культурном наследии, духовном. И это радует». Правда о стоимости подобных услуг председатель госкомитета РТ говорить не захотела, мол, на празднике не принято рассуждать о каких-то приземленных вещах.

То, что семьи знают 5 или даже 9 колен своего рода, — хорошо, но не предел, заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» первый заместитель муфтия Татарстана Рустем Валиуллин. По его словам, образцом для всех мусульман является пророк Мухаммад, имевший четкое представление о своей родословной. «Пророк велел нам знать собственную родословную, а человека называть не только по имени, но и по отчеству, то есть он должен знать отца. Посланник Аллаха знал свой род от предка Гаднана, а это несколько десятков колен», — напомнил Рустем хазрат.

В течении всего года 38 семей из 37 районов республики соревновались между собой, говоря современным языком, проводя презентацию своего рода. Победители зональных конкурсов, а это шесть семей, приехали в Казань В течение всего года 38 семей из 37 районов республики соревновались между собой, проводя презентацию своего рода, если говорить современным языком. 6 победителей зональных конкурсов приехали в Казань

«НАС НАЗЫВАЮТ И БАШКИРАМИ, И ТАТАРАМИ, НО У НАС ЕСТЬ СВОЯ КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИЯ, МЫ ТАТАРЫ-ГАЙНӘ»

В чем же суть «Тарихта без эзлебез»? В течение всего года 38 семей из 37 районов республики соревновались между собой, проводя презентацию своего рода, если говорить современным языком. 6 победителей зональных конкурсов приехали в Казань, где строгое жюри должно было выбрать самую-самую чтущую традиции семью.

Динара Фахриева является жительницей Казани, но весь ее многочисленный род — из Бардымского района Пермского края. Она говорит, что жители там довольно сильно отличаются, по крайней мере по языку, от казанских татар: «Искать свою родословную было несложно, нам издавна известны имена предков. Мама знала их до 7-го колена, я дополнила до 9-го. Нас называют и башкирами, и татарами, но мы имеем свою культуру, традицию, мы татары-гайнә, у нас собственный разговорный язык, отличающийся от литературного». А вот семья  Рамили Хамматуллиной из деревни Старое Курмашево представляет другую тюркоязычную этническую группу — тептяри. Про себя женщина говорит, что происходит из знатного рода, который основал мальчик-сирота неустановленной национальной принадлежности: «Наш род называют Мәнди, всего в нашей деревне 6 родов. Когда войска Пугачева из Башкортостана шли в Казань, то остановились у нас на привал. После того как они ушли на следующий день, отставшим от всех оказался мальчик. Один аксакал деревни усыновил его, нарек именем Габдельманнан. Мы являемся его потомками в пятом поколении».

«Искать свою родословную было несложно, мы издавна знали их поименно. Мама знала до седьмого колена, я дополнила до девятого» «Искать свою родословную было несложно, нам издавна известны имена предков. Мама знала их до 7-го колена, я дополнила до 9-го»

Каждый из финалистов конкурса подготовился к выступлению, которое включало концертные номера, олицетворяющие их род. Например, Ольга Санникова из марийской деревни Синерь Кукморского района, которая представляет род Иксановых, возрождает традиции финно-угорского народа, в частности, уже пятый год подряд проводит праздник Шорыкйол, который бурно отмечают после православного Рождества гуляниями и специальными гаданиями. Схема ворожбы весьма незатейливая, по словам Санниковой, но эффективная: «Надо прийти в овчарню и в темноте с закрытыми глазами схватить овечку, загадав при этом желание. Так девушка может узнать, какой у нее будет жених: черненький, беленький, старенький, молодой, красивый, ладненький или хромоногий». Правда, найти жениха задача непростая, тем более что в Кукморском районе Татарстана имеется лишь пять марийских деревень.

А вот Набиулла Абдуллин из деревни Бурметьево Нурлатского района умудрился откопать в архивах 13 колен своего рода, узнал поименно порядка 500 человек, хотя и ушло на эту работу немало времени…

А вот Набиулла Абдуллин из деревни Бурметьево Нурлатского района умудрился «откопать» в архивах 13 колен своего рода, узнал поименно порядка 500 человек, ушло на эту работу немало времени… А вот Набиулла Абдуллин из деревни Бурметьево Нурлатского района умудрился откопать в архивах 13 колен своего рода, узнал поименно порядка 500 человек, хотя и ушло на эту работу немало времени…

МУХАМЕТШИН: «ИЗВЕСТНО, ЧТО МЫ АЛЬМЕТЬЕВСКИЕ»

Гостем праздника должен был стать Рустам Минниханов, но в итоге в театре им. Камала появился председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Спикер республиканского парламента внимательно осмотрел экспозиции каждой семьи, ведь по условиям конкурса  команды должны представить жюри национальные блюда и костюмы, причем аутентичные, а также предметы быта и книги, которые они бережно хранят и ценят. Тот же Абдуллин из Нурлатского района с гордостью показал спикеру татарстанского парламента самовар 1870 года, который настолько хорошо сохранился, что его без опасений можно разжечь хоть сейчас, имелись бы вода и дровишки.

С представителями же чувашского села Старое Суркино Фарид Хайруллович пообщался как с родными, а все потому, что они приехали из Альметьевского района. «Мои земляки», — пояснил Мухаметшин сопровождавшим его лицам, среди которых были едва ли не в полном составе представители объединения женщин – депутатов Госсовета РТ «Мәрхәмәт — Милосердие».

Далее Мухаметшин испил чаю у актанышцев, ему вручили күчтәнәч (тат. «подарок») в форме маленького мешочка, который назывался «куян капчыгы» (тат. «заячий мешочек»), но что там внутри, дарители сообщать не стали — дескать, пусть будет сюрпризом. А возле презентации кукморских марийцев спикер Госсовета РТ неожиданно вспомнил татарскую песню «Эх, Кукмара», в которой есть припев: «Их, Кукмара, Кукмара, Ерагаймасын ара. Сагынырсың, саргаерсың, Читләргә китеп кара». Мухаметшин подзабыл слова и пытал представителей братского народа, причем по-русски: «Сагынырсың, саргаерсың, как там дальше-то?» Но ни активистке Санниковой, ни главе архивного комитета Габдрахмановой, к которым обратился председатель парламента, слова шлягера в исполнении Альфии Авзаловой не были знакомы.

Журналистам же Фарид Хайруллович честно признался, что знает своих предков не так глубоко, но обещал обязательно изучить данный вопрос в дальнейшем. «У нас, у татар, отцы говорили, что каждый 7 колен должен знать, — напомнил в том числе и себе глава Госсовета. — К сожалению, мне моя родословная известна только до дедушки со стороны мамы и папы и некоторых прадедов. Документы еще не удосужился собрать, хотя известно, что мы альметьевские — в селе Альметьево жили наши предки, от них и наш род пошел: Миграновых, Мухаметшиных… Хотя мой отец родился в Сармановском районе, его уже давно нет в живых. Я думаю, мы в архивах со своей семьей, детьми обязательно после сегодняшней встречи инициируем поиск дел. Подобное нужно, потому что основа любого общества — это семья, род, благополучие всей территории, на которой живут вот такие родовитые, помнящие, берегущие имена собственных предков люди».

Ну а главный приз конкурса — сертификат на 150 тыс. рублей — получили представители того самого марийского рода Иксановых, для которых незнание песни «Эх, Кукмара» не стало препятствием на пути к победе.