В ПРЕДДВЕРИИ ТРЕТЬЕГО СЪЕЗДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РТ НАЧАЛАСЬ «СВЕРКА ЧАСОВ» НА ПРЕДМЕТ ТОГО, КАК ДАЛЬШЕ РАЗВИВАТЬ БИЗНЕС В РЕСПУБЛИКЕ

В агентстве инвестиционного развития вчера прошло совещание, на котором киты татарстанского бизнеса - "КАМАЗ", "Татнефть", "Казанькомпрессормаш" - рассказывали о своем опыте взаимодействия с малым бизнесом в режиме аутсорсинга. Корреспондент "БИЗНЕС Online" вместе с представителями малых компаний услышал о плюсах и минусах такого сотрудничества. Как выяснилось по ходу общения, у малого бизнеса накопилось немало претензий к татарстанским «крупнякам».

air.jpg
Вчера на совещании в агентстве инвестиционного развития РТ шла речь о взаимодействии малого и среднего бизнеса с крупным

ТЫСЯЧА ШАРАШКИНЫХ КОНТОР

Вчера в агентстве инвестиционного развития (АИР) РТ присматривались друг к другу, отчасти хвалили, отчасти высказывали претензии представители крупных ("Татнефть", "КАМАЗ", "Казанькомпрессормаш", POZIS и так далее) и небольших (особенно на таком фоне) татарстанских предприятий. На совещании, собственно, речь шла как раз о взаимодействии малого и среднего бизнеса РТ с крупным.

Примеры такого сотрудничества приводились впечатляющие. Скажем, Ильдар Гильфанов - замдиректора по развитию "КАМАЗа", рассказал, что на аутсорсинге вокруг автогиганта работают 126 предприятий, и за их продукцию он платит 9 млрд. 128 млн. рублей.

Впрочем, тут же выяснилось, что малому бизнесу работать с "КАМАЗом" непросто: Ильдар Абдулхакович заявил, что все фирмы сначала как следует проверяются. И небрежно бросил, что в РТ полным-полно - «за тысячу!» - шарашкиных контор: «У меня на них досье, кому надо - могу поделиться».

За малый бизнес на совещании заступился (и как же иначе!) Хайдар Халиуллин - президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Он напомнил, что среди малых предприятий производственных фирм всего-навсего 3 (три!) процента.

- Три процента?! Мне страшно от такой цифры, - признался Гильфанов. И словно оправдываясь, рассказал, что "КАМАЗ" отдал на аутсорсинг все, что можно. Например, освободился от всех уборщиц: и на предприятии стало на порядок чище (теперь специалисты этим делом занимаются). Общепит вообще отдал французам: теперь камазовцев кормят так, что те не нахвалятся… Ну и так далее. И еще раз напомнил, что сразу 126 предприятий работают на основной конвейер автогиганта.

Похоже, эта цифра не очень вдохновила знающего малый бизнес изнутри Халиуллина. И он достаточно дипломатично, но ясно намекнул, что при крупных предприятиях их руководители создают вообще-то свои фирмы и фирмочки...

- Нет! Нет! - разом начали возражать и представитель "КАМАЗа", и Владимир Михайлов - первый замгендиректора ФГУП «Производственное объединение «Завод имени Серго» - POZIS» (он тоже рассказывал на совещании про компании, которые успешно работают здесь на аутсорсинге). И Гильфанов, и Михайлов стали объяснять, что крупным руководителям это абсолютно ни к чему, и на аутсорсинг сегодня берут фирмы, которые умеют работать… Гильфанов даже привел в пример один из заводов (в Актаныше), на котором сменилось три состава, прежде чем он смог нормально работать на "КАМАЗ". Заодно от души похвалил инвестиционно-венчурный фонд: мол, без его поддержки актанышское предприятие не состоялось бы.

gilfanov.jpg
По словам Ильдара Гильфанова, замдиректора по развитию "КАМАЗа", на аутсорсинге вокруг автогиганта работают 126 предприятий, и за их продукцию он платит 9 млрд. 128 млн. рублей

30 ГРАНТОВ ОТ "ТАТНЕФТИ"

Об избавлении от непрофильных активов говорил начальник отдела новых структур "Татнефти" Римаз Ямилов. Еще в начале 2000-х "Татнефть" вывела все - в прошлом свои - совхозы, детские сады, а затем и все остальное. В итоге, если раньше здесь работали 70 тысяч человек, то теперь - 30 тысяч. Но «выведенных» 40 тысяч работников "Татнефть" на произвол судьбы не бросила: было создано более ста новых субъектов бизнеса - и транспортного, и строительного, и прочего…

Ямилов также рассказал, что если раньше такие фирмы на 100% работали на "Татнефть", то теперь где-то на 30% ищут заказы на стороне, а некоторые и до 90% своих услуг оказывают сторонним компаниям.

Но "Татнефть" и сегодня поддерживает предпринимателей: ежегодно выдает 30 грантов по миллиону рублей на развитие малого и среднего бизнеса. Ключевые направления: производство комплектующих и запасных частей для нефтедобычи, переработка нефтехимического сырья, утилизация попутного нефтяного газа и т.п.

При этом в фонд развития предпринимательства ОАО «Татнефть» (он так и называется) 15 млн. вкладывает сама компания, и столько же - республика.

gimatdinov.jpg
Главный инженер Казанькомпрессормаша Рафик Гиматдинов привел пример неудачного сотрудничества, когда недобросовестная фирма обманула своего крупного работодателя

КОГДА МАЛЫЙ БИЗНЕС НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ КРЕДИТУЕТ БОЛЬШОЙ

Вообще от руководителей крупных предприятий на вчерашнем совещании лидеры предприятий малых услышали немало комплиментов. Как пример непотопляемости малого бизнеса даже вспомнили… «Титаник»: этот гигант от ледяной глыбы увернуться не успел, а была бы юркая, мобильная маленькая лодочка, она бы развернулась - и никаких проблем…

Впрочем, комплименты не спасли представителей предприятий-гигантов от неприятных вопросов по платежам: слишком частым явлением стало, что выплаты малому бизнесу они задерживают. И получается, что малые предприятия - не по своей воле - кредитуют большие…

Правда, главный инженер ОАО «Казанькомпрессормаш» Рафик Гиматдинов привел и, так сказать, обратный пример. Он рассказал, как после урагана 2007 года (казанцы помнят его, конечно!) на предприятии посбивало все крыши. Чтобы не залило оборудование, здесь решили ускорить работы, для чего пригласили пять малых фирм. Все они поработали отлично, качественно, сдали свои объекты в срок. Но вот беда - после этого одна фирма растаяла, как утренний туман, не заплатив налоги. И заплатить их заставили… "Казанькомпрессормаш"!

На недоуменный вопрос кого-то из участников совещания: чего ж вы не отбились? - ясного ответа не последовало. Быть может, предприятию проще было заплатить, чем «отбиваться»…

muhametshin.jpg
Директор центра информационных технологий «Невод» Рустем Мухаметшин рассказал об опыте работы с КВЗ

СКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, НУ, КУДА МОЖНО ДЕНЬГИ ВЛОЖИТЬ?!

На совещании слово предоставили и малым предприятиям. Так, генеральный директор клининговой компании «Дайманд» Эльмира Романова рассказала про свою фирму и про то, что такое настоящая уборка: это вам не просто полы помыть, а вычистить до блеска все, вплоть до светильников и потолка… Директор центра информационных технологий «Невод» (группа компаний «Аудэкс») Рустем Мухаметшин говорил об опыте сотрудничества с КВЗ… Ну а замруководителя АИР Антон Семенов поднял такую болезненную (по реакции собравшихся это было видно) тему, как нехватка квалифицированных кадров. После чего вспомнили - не без горечи - отлаженную систему профподготовки советских времен…

А еще малый бизнес пожаловался на откаты, а большой - на то, что порой деньги некуда девать. То есть в прямом смысле: Ямилов сказал, что к нему порой приходят люди с деньгами и просят: скажи, пожалуйста, ну, куда их можно вложить?!

На совещании говорили о том, что разбираться с проблемами надо самим - не стоит надеяться, что «Рустам Нургалиевич топнул, хлопнул» - и все решится само собой. Напомним, что эта встреча проходила в рамках серии консультационных сессий, в ходе которых АИР пытается выстроить некую конструктивную повестку дня для третьего съезда предпринимателей РТ, который состоится 21 ноября. И тема аутсорсинга, по данным «БИЗНЕС Online», может стать одной из главнейших на мероприятии…

Также вчера собравшиеся высказали идею создать сайт, на котором малый и средний бизнес будет предлагать свои товары и услуги, а большой - сообщать, что ему нужно. Впрочем, как раз у крупных предприятий эта идея, похоже, энтузиазма не вызвала: наверное, предпочитают сами искать - и как следует проверять (см. выше) - нужные малые фирмы…