МЭРИЯ СТОЛИЦЫ ПРЕДСТАВИЛА ПЕРВЫЙ ПАКЕТ АНТИПРОБОЧНЫХ МЕР

Созданный мэром города Ильсуром Метшиным штаб по спасению Казани от зимнего транспортного коллапса вчера сыпал решениями. С подачи городских властей ГИБДД ограничит парковку на 35 улицах и запретит грузовикам выезжать в центр днем. Подсластят пилюлю за счет организации временных парковок на пустующих землях, светофорных секций, а также дополнительных регулировщиков на перекрестках. И это лишь малая часть объявленного. За ходом обсуждения наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».

+ 15,5 ТЫС. АВТОМОБИЛЕЙ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ

В начале совещания мэр Казани Ильсур Метшин еще раз напомнил, для чего создан штаб: нужны экстренные меры для того, чтобы спасти город от надвигающихся зимних пробок, в сравнении с которыми нынешние заторы могут побледнеть.

Он напомнил, что главной темой первого заседания штаба стала уборка снега. Анализ транспортной ситуации и предложений, выработанных рабочей группой с учетом поступивших от жителей Казани идей, стал лейтмотивом второго штаба.

Как напомнил начальник комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, главная причина пробок – взрывной рост числа автомобилей. Город строился по советским нормативам (100 машин на 1000 жителей), сейчас этот уровень превышен в 2,6 раза. Только за 9 месяцев этого года на дороги выехало еще 15,5 тыс. автомобилей, а их общее число достигло 300 тысяч.

Полностью исчерпали лимит возможностей Ленинская (Кремлевская) и 3-я транспортная дамба, улицы Ямашева, Ибрагимова, Право-Булачная, Эсперанто. На пределе – Кировская дамба, улицы Островского, Пушкина, Оренбургский тракт, Павлюхина, Калинина и многие другие.

Глобально поспособствовать выздоровлению, по мнению докладчика, должен транспортный план, реализуемый к Универсиаде: развязки, пешеходные переходы, метро, капремонт 73 улиц и т.д. Хотя это главное лекарство, но пока все строится, нужны экстренные меры, способные сбить температуру здесь и сейчас.

DSC_9017.jpg
В мэрии Казани озвучен пакет первоочередных мер по борьбе с пробками

ПАРКОВКИ ЗАПОЛНЕНЫ НА ТРЕТЬ

Рецепт, прописанный «доктором» Абдулхаковым, пока включает шесть пунктов.

Их перечисление он начал с самого горького для автомобилистов лекарства – запретов на парковку у обочины. По его словам, в центр города с 6 до 9 часов утра ежедневно въезжают около 100 тыс. автомобилей. Из них 33 тыс. остаются в центре, остальные проезжают транзитом.

Если сейчас парковка запрещена только на 12 улицах, то до конца года знаки появятся еще на 35 (10 из них запретят парковку только по четным или нечетным дням). То есть в целом парковку ограничат на 47 улицах Казани. Решение, по словам Метшина, уже поддержано на уровне руководства ГИБДД.

Чтобы снизить накал страстей автовладельцев, в качестве второй меры власти предлагают более эффективно использовать под парковки пустующие земельные участки и дворы.

- К сожалению, вопрос пробок пока остается проблемой одних только властей, а большинству собственников зданий не интересно, где паркуются их посетители и сотрудники, - с горечью заметил Абдулхаков.

По его подсчетам, только на улицах Островского и Правобулачная – 73 здания, в которых расположены 120 организаций с общей численностью персонала около 3 тыс. человек. Ежедневно к ним приезжают около 6 тыс. клиентов. А парковочных мест здесь - всего лишь 900.

Мэр потребовал усадить бизнесменов за стол переговоров.

- Товарищи собственники, давайте думать – куда эти машины девать. Тут нужен диалог: может быть, они сами что-то предложат, но и исполком свои требования выскажет. Нам говорят: нет парковок. Но существующие паркинги в "Сувар-плазе", "Кольце", "ГУМе", "Корстоне" заполнены только на треть. Пусть хотя бы сотрудники не ставят около офисов свои машины. Мировая практика – десять-пятнадцать минут пешком от парковки. Это и свежий воздух, и профилактика остеохондроза, и других проблем, - выписал рецепт градоначальник.

Впрочем, с владельцами торговых центров, оборудованных паркингами, – отдельный разговор. Так и не дождавшись автомобилистов, они нашли, как применить свободное пространство.

- Никаких автосалонов, ларьков, киосков на местах парковок! – отрезал Метшин. – Собственникам согласовывалось здание с соответствующим количеством парковочных мест. Понятно, что пока не было заполняемости, предприимчивый бизнес использовал площадки, но теперь все это надо приводить в порядок.

Дальше мэр неожиданно вспомнил молодость, покритиковав вузы:

- Мы все были студентами и помним, что в родном университете всегда внутренний двор был открыт. Там машин сто поместится. Я, будучи студентом, машину имел и туда ставил. Сейчас красивыми шлагбаумами это все перегорожено. А машины стоят вдоль дороги.

DSC_9020.jpg
Наступающая зима наглядно продемонстрирует состоятельность всех предприятий, работающих в сфере благоустройства города

ПРОСРОЧИЛИ НА ДЕВЯТЬ ЛЕТ

Третий блок проблем – и соответственно жалоб и предложений казанцев - касается работы строителей и обслуживающих организаций на проезжей части – то тут, то там метростроевцы, энергетики, коммунальщики, дорожники городят заборы и ставят знаки, перед которыми в пробках застревают тысячи машин. Некоторые строители не считают зазорным вывалить кучу песка и на оставшуюся проезжую часть.

В результате постоянного продления сроков земляных работ на 45 объектах возникла просрочка в 3326 дней, подсчитал Абдулхаков. Это почти девять лет.

Один из наиболее злостных нарушителей – «Казанская теплосетевая компания», которая божилась завершить работы на Право-булачной к 20 октября. Но воз и ныне там. Контроль со стороны административно-технической инспекции, выдающей разрешения, решено усилить.

Лыко в строку – и графики работы предприятий благоустройства. Мэр вспомнил свой утренний визит в центральную транспортную диспетчерскую, куда в режиме реального времени стекаются показания всех GPS-маячков с транспорта и спецтехники.

- На одном мониторе показано 1100 автобусов, на другом - машины коммунальных служб - не менее 15 штук мы насчитали. Роза Шарифулловна, ответьте, что они делают в 9 утра, в самый час пик на дорогах? Все работы они должны делать до 7 утра! - вспылил Метшин.

- У нас уже в шесть часов заканчивается работа на основных улицах, а к девяти часам мы переходим на второстепенные, - оправдывалась руководитель Горводзеленхоза Роза Заббарова. – Физически не успеваем, Ильсур Раисович…

- В час пик коммунальной технике, кроме аварийных служб, делать на дорогах нечего! - был вердикт. Проследить за выполнением распоряжения поручено главе комитета благоустройства Игорю Куляжеву.

ФУРАМ ДНЕМ В ЦЕНТРЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Четвертый враг дорожного движения – длинномерные фуры.

- Как показала зима прошлого года, медленно двигающиеся длинномеры, как правило, на летних шинах, часто становились причиной пробок, - констатировал Абдулхаков.

На этот раз к началу зимы исполком планирует ограничить проезд грузового транспорта. Запрет коснется центра в границах Кировской, Кремлевской дамб, моста Миллениум, улиц Вишневского, Эсперанто, Тукая, Татарстан. Заезд запретят с 7 до 20 часов. А в случае совсем сильных снегопадов, грузовики, как и в прошлом году, будут тормозить еще на въезде в город.

- Давайте выслушаем мнение крупных сетевых игроков – это Х5, "Магнит", "Бахэтле", "Эдельвейс", "Паттерсон", "Пятерочка" – их не более 15. Придем к пониманию – я думаю, они тоже устают в пробках стоять, - примирительно заметил Метшин.

Для реализации меры на въездах в центр поставят 50 соответствующих знаков. Впрочем, дотошный Абдулхаков не преминул напомнить, что пока что многие компании плевать на них хотели. По данным его собственного обследования на Кремлевской дамбе, в час пик под запрещающий знак только за один час проехало около 75 большегрузов.

ВОТ – ПРАВЫЙ ПОВОРОТ

Пятая по счету мера, по словам Абдулхакова, принята в основном по обращениям казанцев. Совместно с ГИБДД РТ решено установить на 17 перекрестках дополнительные секции светофоров, в постоянном режиме разрешающие правый поворот. Пропускная способность дорог, как отметил Абдулхаков, вырастет в этом случае на 5 - 7%, что тоже хлеб.

Не пожалели и «священную корову» - пешеходную улицу Баумана. Дело в том, что неостановимый поток пешеходов порой полностью блокирует движение на ул. Астрономической и Чернышевского. Уже до конца года здесь решено установить пешеходные светофоры с кнопкой вызова.

В КАЗАНИ ЛИКВИДИРУЮТ ЧАС ПИК?

Но самым, пожалуй, радикальным предложением, которое затрагивает интересы многих казанцев, стала идея разнести начало рабочего дня по разному времени. Утром сотни тысяч казанцев выходят из дома, садятся в машины и автобусы – и вся эта масса, буквально за час выплеснувшаяся на узкие улицы, мгновенно встает в пробках…

Чтобы хоть чуть-чуть сгладить час пик, Абдулхаков предложил воспользоваться европейским опытом. И привел в пример Германию, Австрию, Чехию - рабочий день на заводах здесь начинается в пять утра, у служащих – в 8, у студентов – в 9. В Казани же только в центре трудятся более 21 тыс. государственных и муниципальных служащих, плюс в центр на учебу едут 98 тыс. студентов…

- Безусловно, рациональное зерно в этом есть, - оценил Метшин идею. – Вы предлагаете те меры, которые на своем опыте применяют мегаполисы Европы, живущие в условиях пробок 10 - 15, 20 лет. Все эти меры - вынужденные, радикальные, они, конечно, приносят свои плоды, но спешить с этим нельзя. Давайте обязательно посоветуемся – проведем опрос студентов, преподавателей. Для галочки такие решения не принимаются, - подчеркнул мэр.

DSC_9022.jpg
«Яндекс.Пробки» уже более пяти лет следит за столичными дорогами. О работе этого ресурса рассказал аналитик сервиса Леонид Медников

ВСЕ ВОПРОСЫ К "ЯНДЕКСУ"

Следующий выступающий был довольно неожиданным для чиновничьих посиделок. Поделиться накопленной статистикой из Москвы приехал аналитик сервиса «Яндекс-пробки» Леонид Мельников, довольно молодой с виду парень.

"Яндекс" уже более пяти лет следит за казанскими пробками. За это время сервис вырос настолько, что сам способен влиять на загруженность дорожной сети.

- Мы не строим никакой специальной системы, все уже есть в карманах людей, - пояснил аналитик. – Это обычные сотовые телефоны, смартфоны с передатчиком GPS, подключенные к системе «Яндекс-пробки». Сервер обрабатывает данные тысяч автовладельцев – по сути, он строит карту данных скоростей движения машин. В результате мы имеем достоверную, оперативную информацию.

И если в 7 утра дороги Казани практически свободны, то уже к 8 их загрузка возрастает вдвое. Второй пик приходится на период с 17 до 19 часов, затем дороги пустеют – и к 22 часам улицы практически свободны от машин.

Нагрузка на дороги меняется только в выходные, но при этом в середине дня в субботу движение не менее оживленное, чем в будни. И только к воскресенью казанские улицы днем так же пусты, как и вечером в обычный день. Анализ по всему году показывает – пик загрузки приходится на декабрь, к лету ситуация чуть улучшается, а осенью вновь ухудшается. Собственно, такой тренд характерен не только для Казани.

- Что бы ни делали городские службы, загруженность дорог сразу после снегопада возрастает в разы. От дорожных служб зависит одно - как долго продлится такая ситуация. В одних городах это день, а где-то неделю разгребают завалы, - поделился наблюдениями докладчик.

По словам Метшина, город планирует всячески развивать сотрудничество с "Яндексом". Одна из очевидных мер – нанести на карту в реальном времени все ограничения движения в связи с дорожными работами.

zagruj.jpg
Загруженность дорог Казани в течение рабочего дня

ГИБДД ПОКУПАЕТ ЭВАКУАТОРЫ И БЛОКИРАТОРЫ

Подытожил совещание, по сути, главный госавтоинспектор Казани Юрий Абызов, на котором, собственно, и лежит основная ответственность за дорожное движение.

Для начала он констатировал снижение аварийности на дорогах за последние годы, что тоже вносит вклад в борьбу с пробками. Общее число аварий сократилось в 1,5 раза (с 2646 в 2006 году до 1777 в 2010 году), а число погибших уменьшилось в 1,8 раза (со 171 в 2007 году до 92 в 2010 году). Позитивная тенденция продолжилась и в этом году: по итогам 9 месяцев количество ДТП уменьшилось на 7,9%, погибших – на 8,6%, раненых - на 6,3%. Ключевую роль, по мнению Абызова, сыграла автобусная реформа, появление новых пешеходных переходов и введение видеофиксации нарушений.

- Как бы ни пинали красные автобусы, но статистика - вещь суровая. Смотрите, до 2007 года как кривая шла! Ведь тогда именно Рифкат Нургалиевич (Минниханов, начальник ГИБДД авт.) забил тревогу. Смотрите, говорил, городские начальники, к чему дело идет. Теперь мы имеем другую картину, - не сдержался Метшин.

Абызов тем временем перешел к главной теме – борьбе с неправильной парковкой. Штрафов с помощью системы «паркон» наложено астрономическое количество – более 150 тысяч. Рентабельность этого занятия скоро возрастет в пять раз: с 1 июля 2012 года штраф за неправильную парковку возрастет с нынешних 300 рублей до 1500. Также водителям придется забыть о бесплатных первых сутках на штрафстоянке.

- Эвакуация - вообще более действенная воспитательная мера, чем штраф. Когда водитель выходит и не видит своей машины, у него шок, мысли: а вдруг угнали. Такой урок он запомнит надолго и во второй ряд ставить машину больше не захочет, - как тонкий психолог рассудил глава ГИБДД.

Однако на штраф-стоянку в этом году эвакуировано всего лишь 7 тыс. автомобилей. Причина – нехватка эвакуаторов. В итоге к имеющимся 10 машинам было решено докупить еще 20. Плюс – отдельный тягач и блокираторы колес для грузовиков.

DSC_9037.jpg
Главный казанский госавтоинспектор Юрий Абызов посетовал, что одной из главных причин образования заторов на дорогах является низкая культура вождения автомобилистов

Новые вершины покоряет видеофиксация. С начала года автовладельцы получили уже 1,6 млн. квитанций на оплату за нарушения ПДД. Теперь, пообещал главный автоинспектор, раскошелиться придется и любителям создавать пробки на перекрестках, заезжая на красный свет. Система автоматической фиксации этого нарушения установлена в 8 местах (где именно - не сказано). Почти полтысячи водителей оштрафовано.

Наконец, речь зашло о ручном разруливании пробок. По словам Абызова, недавно в ГИБДД разработана дополнительная дислокация постов ДПС. За каждым участком закреплены сотрудники из числа руководящего состава отдела ГИБДД и полка ДПС. Ежедневно с 7 до 9 и с 16.30 до 19 часов они должны контролировать движение транспортных средств, а в случае необходимости переходить на ручное регулирование.

Не впечатлила в этой схеме только цифра: 27 экипажей ДПС, из которых в первую смену работают 14, а во вторую - 13.

- Есть такое понятие – субботник. Когда мы все в исполкоме, и я в том числе, берем в руки лопаты и чистим грязь. Регулировка перекрестков – то же самое. Только у ГИБДД этот субботник должен продолжаться всю зиму. И, пожалуйста, не надо ставить на это дело молодых и зеленых инспекторов, - прозвучал наказ градоначальника.

gibdd.jpg

«ЗЕМЛЯ ПОД НОГАМИ ГОРЕТЬ БУДЕТ!»

Во второй части доклада Абызов пошел в наступление, надавив на самую больную мозоль городских властей – бесхозные ливневки с зияющими дырами, на месте которых должны быть люки и решетки.

Метшин прокомментировал коротко:

- Мы разработали программу, вышли с ней на уровень президента и премьера. Нужно 370 миллионов рублей. Понимание мы нашли. Не нашли денег. А без них проблему не решить. Но к Универсиаде, когда к нам съедутся 170 стран, мы этот вопрос все равно продавим. А то вдруг цунами случится, как в Таиланде.

С подачи Абызова уже под занавес заседания мэр, пользуясь отсутствием телекамер, сбежавших с полуторачасового совещания, вновь вернулся к теме наступающей зимы. На этот раз – в беспрецедентно жесткой манере.

- Земля под ногами гореть будет! Не просто уволим. Ни работы, ни бизнеса никакого здесь больше не найдете! – заранее пообещал Метшин тем, кто будет плохо чистить дороги. - Мы в этом году все сделали, чтобы избежать коллапса. От чего только не отказались ради этого! Никакие прежние заслуги не будут приниматься во внимание. Все начинается с чистого листа. Раз вы опытные, раз вы свою состоятельность доказывали - готовьтесь, как в первый раз!

zagruj-ned.jpg
Загруженность дорог в течение недели
zagruj-god.jpg
Загруженность дорог в течение года