Сегодня, спустя полтора суток после объявления о сделке «Яндекса» и Тинькофф Банка, Сбербанк (с сегодняшнего дня просто Сбер) показал совместную с Mail.ru Group экосистему для жизни. Греф и его команда представили несколько натянутое шоу с заученными репликами звезд. Однако изменения и новинки действительно впечатляют. О том, что ждет клиентов и почем обойдется «СберБокс», — в материале «БИЗНЕС Online».
Герман Греф: «Двигаться к своим целям, быть с близкими, семьей, развиваться. Мы экономим время и возвращаем его вам для жизни. Нам пришлось пережить грандиозную трансформацию длиной в пять лет»
новое амплуа грефа
Сегодня в 10:00, спустя полтора суток после объявления о том, что «Яндекс» договорился о покупке Тинькофф Банка, открылась большая конференция Сбербанка. Демонстрация совместных продуктов Сбера и Mail.ru Group прошла в формате монологов и диалогов топ-менеджеров с артистами, певцами и предпринимателями и очень походила на легендарные презентации Apple. Только вместо Стива Джобса или Тима Кука о будущем и настоящем Сбера рассказал председатель правления Герман Греф. Был и ряд отличий — Греф вместо черной водолазки был одет в серый пиджак, синее поло, белые брюки и демократичные белые кроссовки. Активно жестикулируя и даже временами пританцовывая, он мягким, убаюкивающим голосом рассказывал об эволюции своей компании, которая 178 лет была просто банком, а с сегодняшнего дня официально вступила в эру многофункциональной экосистемы для жизни. Предправления банка минимум 3 раза повторил, что все объявленные инновации и внедрения становятся не просто финансовым помощником, но и помощником по жизни для решения насущных задач.
Представив новый разноцветный логотип «Сбер» (на его внедрение рассчитывают потратить около 2,5 млрд рублей в течение 6 лет), Греф заговорил об амбициозной задаче компании — экономить людям время, чтобы они могли использовать его с пользой. «Двигаться к своим целям, быть с близкими, семьей, развиваться. Мы экономим время и возвращаем его вам для жизни. Нам пришлось пережить грандиозную трансформацию длиной в пять лет», — сообщил он.
Вся конференция протекала в виртуальной реальности, правда, не всегда это выглядело гармонично. Вот Греф немного неловко ловит падающий на него откуда-то рюкзак курьера Delivery Club, рассказывая об услугах, а вот он скованно бежит в костюме по беговой дорожке, с одышкой съедая слова презентации музыкального сервиса Сбера.
Александр Ведяхин продемонстрировал новые типы банкоматов — экран похож на смартфон, карту доставать необязательно, можно войти в свой профиль с помощью телефона или лица
ОФИСЫ С КОФЕ И БАНКОМАТЫ С УЛЫБКОЙ
Завершив вступление, Греф уступил место представителям своей команды, которые в нескольких актах рассказали о тех изменениях, которые ждут клиентов компании. Первую мини-презентацию об обновленных офисах провел первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин. Представить, в какие офисы будут ходить клиенты Сбербанка по всей стране, Ведяхин взялся актеру Михаилу Боярскому и его дочери — актрисе Елизавете Боярской. Боярский натужно шутил, рассказывая, что так долго пользуется услугами банка, что до сих пор называет его Сберкассой.
По словам Ведяхина, офисы теперь станут чем-то бо́льшим — местом для жизни и общения, куда можно будет прийти поработать, назначить встречу, выпить зернового кофе (а зерна заказать домой — разумеется, через приложение банка). Оплатить кофе, кстати, можно с помощью новой платежной системы банка SberPay, запущенной летом этого года. В помещениях не будет бронестекол. «Система биометрии узнает вас по лицу и поможет без паспорта осуществить операцию. Даже касс нет, можно пообщаться со специалистом за обычным столиком», — расписывал прелести сервиса удивленному Боярскому первый зампред правления.
По словам Ведяхина, офисы теперь станут чем-то бо́льшим — местом для жизни и общения, куда можно будет прийти поработать, назначить встречу, выпить зернового кофе (а зерна заказать домой — разумеется, через приложение банка)
«Чувствую себя хипстером! Кофе пью, новинки мне показываете. Очень недурно», — наигранно заметил Боярский. Было заметно, что участники конференции выучили свои фразы.
Ведяхин показал Боярским детский уголок и продемонстрировал новые типы банкоматов — экран похож на смартфон, карту доставать необязательно, можно войти в свой профиль с помощью телефона или лица. Через банкомат можно вызвать такси, купить билеты в кино и т. д. Пока Боярская снимала в банкомате 500 рублей, к ней и Ведяхину подошел отец и сообщил, что через отделение банка можно будет отправить посылку — просто положив ее в постамат.
Первый зампред правления Сбербанка заверил, что скоро так изменятся все офисы Сбера, но точных сроков не назвал.
Приложение «Ситимобил» теперь может не только вызвать такси, но и арендовать электросамокат, а также построить оптимальный маршрут
КАК ИЗМЕНИТСЯ ЛОГИСТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ?
О нововведениях по транспорту и логистике рассказал гендиректор «СберЛогистики» Сергей Малышев. Ему помогали в разъяснениях блогер Алан Енилеев, исполнительный директор «Ситимобила» Виталий Бедарев и основатель 2ГИС Александр Сысоев.
Сбер предложит пользователям в городах присутствия новое умное решение. Приложение «Ситимобил» теперь поможет не только вызвать такси, но и арендовать электросамокат, а также построить оптимальный маршрут. Скоро в приложении можно будет арендовать велосипед и купить полис ОСАГО. Приобретенный же недавно Сбером 2ГИС позволяет выбрать и оплатить доставку из любого магазина.
Вице-президент Сбербанка Марина Ракова объяснила ученице Саше Зайцевой и виртуальному СберКоту, что это за новый продукт — школьная цифровая платформа «СберКласс». Она уже работает в 65 регионах России. «Дети находятся в центре образовательного процесса. К каждому ученику нужен персонализированный подход, и учитель помогает тебе поставить цель. Все материалы доступны в интерактивном формате, — рассказал Ракова. — Конечно, учителей никто никогда не заменит. „СберКласс“ проверяет задания, а у педагогов появляется больше времени для развития детей».
Марина Ракова представила новый продукт — школьная цифровая платформа «СберКласс». «Конечно, учителей никто никогда не заменит. «СберКласс» проверяет задания, а у педагогов появляется больше времени для развития детей»
СОВЕТНИК ПО ИНВЕСТИЦИЯМ, КАДРАМ И КОНТРАГЕНТАМ
Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов на пальцах объяснил гендиректору Black Star Павлу Курьянову, как работают сервисы для бизнеса. Продюсер сообщил, что хочет открыть кофейню, но бизнес-план еще не готов — пока в голове. «Это типичный случай, — улыбнулся Попов. — Для подобного есть сервис оценки бизнес-идеи в веб-версии. Модель выдает прогноз на пять лет, окупаемость инвестиций. Нужен только паспорт и смартфон».
Курьянова также интересовало, есть ли у Сбера юристы и бухгалтеры для клиентов. Оказалось, есть — это сервисы «Моя бухгалтерия Аутсорсинг» и дистанционный юрист. С помощью сайта «Работа.Ру» искусственный интеллект подберет кадры, «Сбер Советник» поможет с оценкой средних зарплат в регионе, данными по текучке кадров и т. д. Есть и сервис проверки контрагентов, а также онлайн-касса «Эвотор», в которую встроен терминал эквайринга. Наконец, сайт готового бизнеса можно будет разместить в SberCloud.
ПОДПИСКА НА БАНАНЫ, МОЛОКО И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТОРИЗ
Следующим героем конференции стал ведущий Андрей Малахов, которому руководитель Delivery Club Гюванч Донмез рассказал о возможностях приложения. Это не только доставка еды, но и бронь столиков в ресторане. Опять же искусственный интеллект на основе предпочтений клиента может посоветовать ему какое-то новое место. Сейчас, по словам Донмеза, сервис доставляет 200 тыс. заказов еды ежедневно, почти 6 млн заказов в месяц из 30 тыс. ресторанов по России. Он добавил, что компания выросла в 3 раза за год и укрепила первенство на рынке.
Сообщили Малахову и о том, как заказать домой продукты. По словам гендиректора «Сбермаркета» Асана Курмангужина, за 70 дней сервис совершил по России 2 млн доставок. «Алгоритмы подсказывают, что вам может понадобиться. В будущем можно будет подписаться на бананы и молоко», — рассказал он.
По словам Гюванча Донмеза, сервис Delivery Club доставляет 200 тыс. заказов еды ежедневно, почти 6 млн заказов в месяц. Он добавил, что компания выросла в 3 раза за год и укрепила первенство на рынке
О блоке развлечений рассказал руководитель «СберЗвука» Михаил Ильичев. Его гостем стал певец Дима Билан. Артисту рассказали, что в новом приложении с подкастами и музыкой можно послушать все что хочешь и где хочешь — если начать слушать подкаст на беговой дорожке, в авто воспроизведение продолжится с того же места. Сториз, новости индустрии, свежие клипы — Билан, кажется, остался доволен.
Гендиректор мультимедийного сервиса Okko Яна Бардинцева рассказала Билану, как он теперь может смотреть кино. В сервисе есть фильмы и сериалы (есть, кстати, с разрешением 8К) на 7 лет безостановочного просмотра. Система ИИ сэкономит время — составит подборки на основе предпочтений пользователя. Чем больше просмотров и оценок ставит пользователь, тем точнее рекомендации.
СберБокс, SberPortal и сберколонка
Новую операционную систему Сбера презентовала актриса Кристина Асмус. Ее окружили три виртуальных ассистента семейства «Салют» — Сбер, Афина и Джой. Сбер — олицетворение нового образа компании — молодой человек с широким кругозором и мягким чувством юмора. Афина — собранная, скрупулезная, начитанная — может познакомить с последними новостями, уровнем биржевых котировок, сильна в планировании. Джой специализируется на «настоящей жизни» — помогает слушать музыку, смотреть фильмы, быстро решает бытовые дела. Генеральный директор SberDevices Константин Круглов показал Асмус, что помощники пользователей «живут» не только в смартфоне, но и в «СберБоксе» — умной приставке для телевизора. Она стоит 3 490 рублей и в ближайшее время появится в продаже. Через «СберБокс» с помощником можно делать покупки (ассистент показал, как умеет распознавать вещи, показываемые в кино, и предлагать варианты их покупки в интернет-магазинах).
Асмус восхитил и SberPortal — дисплей с виртуальным ассистентом, специальной широкоугольной камерой и акустикой Harman/Kardon. Управлять им можно не только с помощью слов, но и жестами. Круглов неоднократно подчеркнул, что все описанные гаджеты умеют хранить секреты и знают, что такое безопасность. Еще в начале презентации Греф заявил о том, что Сбер стал первым в мире банком, который разработал умную колонку. Конкурента «Яндекс.Станции» обещают выпустить в продажу до конца 2020 года.
Завершилась презентация двумя кейсами. В первом был представлен открытый для разработчиков магазин приложений «Смартмаркет» — в нем будут продаваться навыки для виртуальных ассистентов, а «прокачивать» их смогут сами разработчики из любых компаний. Услугу «Сбер.Прайм» прорекламировала певица Валерия — это объединенная подписка на сервисы экосистемы Сбербанка: Okko, Delivery Club, «Ситимобил», «Сбермаркет» и другие. Стоит 199 рублей в месяц или 999 рублей в год.
«Я удивлен, что смена логотипа произошла. Финансовые и банковские учреждения занимаются редизайном логотипа редко — это довольно консервативная среда»
«идет эпоха борьбы гиперкомпаний»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить новый логотип и презентацию экосистемы Сбера.
Максим Осадчий — начальник аналитического управления банка БКФ:
— Ключевой момент презентации — новый логотип, отражающий «мутацию» бренда. То, что Сбербанк отказывается в своем логотипе от слова «банк», означает стратегическую цель формирования экосистемы на базе Сбербанка. Греф позиционирует свою организацию уже не как банк, а как экосистему.
Попытки создания на базе Сбербанка экосистемы вызывают беспокойство со стороны Банка России. В феврале этого года Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече банкиров с руководством ЦБ сказала, что вызовом для конкуренции в российском банковском секторе становится «не просто доминирующее положение отдельных банков, но и их превращение в сверхмощные экосистемы».
Ребрендинг Сбербанка совпал по времени с информацией о возможной сделке «Яндекса» с Тинькофф Банком, в результате которой может образоваться мощная экосистема, способная конкурировать со Сбербанком на его же банковской «поляне».
Технологические компании, создавая экосистемы, вторгаются на банковскую «территорию», а банки с помощью экосистем — на территорию бигтехов. Данный процесс активно развивается на глобальном рынке, докатился он и до России.
Над изменением логотипа смеются. Однако новый логотип банка — это не просто убрали четыре буквы и заменили «книжечку» на галочку. Ребрендинг связан с изменением стратегии банка и с превращением банка в нечто иное — в экосистему.
Отказ от «книжки» в логотипе также символичен — он означает переход на безбумажные технологии. Сберкнижки уходят в прошлое.
Переход на новый логотип потребует в масштабах Сбербанка миллиарды рублей. Вот цена этого маленького изменения. Ведь и на каждом отделении банка, и на каждом бланке, и на сайтах нужно будет заменить логотип. Да и вряд ли лого придумали сотрудники Сбербанка, за новый дизайн надо было заплатить немалые деньги профессионалам. Я не уверен в экономической эффективности ребрендинга. Я сомневаюсь, что Сбербанк получит дополнительный доход от изменения логотипа, превышающий издержки, связанные с данным изменением. Также вызывает вопросы целесообразность этих расходов с учетом продолжающегося экономического кризиса. В шторм корабли не перекрашивают.
Сергей Насекин — директор дизайн-студии «Айбат»:
— Событие неординарное, довольно крупное с точки зрения редизайна логотипа. В свое время нашумел редизайн логотипа «Билайна», это было лет 15 назад, если не ошибаюсь. Но сегодняшнее событие, я думаю, — даже более заметное и важное. Потому что этот банк, наверное, — самое крупное учреждение, к которому имеет отношение практически каждый гражданин Российской Федерации.
Я удивлен, что смена логотипа произошла. Финансовые и банковские учреждения занимаются редизайном логотипа довольно редко и неохотно — это довольно архаичная и консервативная среда. И то, что у Сбербанка так произошло, — удивительно. У них случались небольшие изменения около 10 лет назад, когда они свой логотип, который в простонародье называли «Кошельком», повернули. Он раньше был таким статичным, с центральной осевой композицией, а лет 10 назад они его немножко «скосили».
Так вот, то, что они сократили название, отказавшись от слова «банк», оставив только «Сбер», — это очень здорово. Потому что они зафиксировали официально то, что уже фактически происходило. В народе, конечно, никто не называл его Сбербанком, а все говорили: Сбер. Причем это произошло уже очень давно, еще в советские времена, и уже внедрилось в массы, народ. И, соответственно, то, что подобное нашло отражение сейчас [в логотипе] официально, — очень здорово. Это коротко, это народная молва, и за то, что они такое зафиксировали, я им даю из 10 баллов 10. Прекрасно.
Второе. Каких-то новаторских решений здесь ожидать не приходилось, и, собственно, они и не нужны в логотипах таких консервативных учреждений, как финансовые и банковские. Хорошо, что есть преемственность со старым логотипом. Понятно, что зеленый цвет остался в базе, это понятно и правильно. Да и в самом новом логотипе осталось нечто от старого. И это тоже вполне ясно. Появились переходы цвета к желтому и синему. Как я прочитал, это продиктовано тем, что они будут заниматься сейчас различными направлениями деятельности. В частности, я прочитал, что «Сбер.Здоровье» будет розовым, что-то еще — голубым, и здесь они попытались отразить многообразие приложений. Это тоже понятно. Правда, такой плавный переход [цветов], с точки зрения классики, — не совсем хорошо. Плавный переход от зеленого в желтый и от желтого в синий не всегда читается. И на ксерокопиях будет плохо читаться, и прочее… Но это все-таки мелочи. С точки зрения классического решения преемственности, здесь тоже все нормально, архаично, как и должно быть. Поэтому моя оценка этому весьма положительная.
Но сам по себе логотип не может изменить отношения ни к чему — ни к Сбербанку, ни к чему-то другому. Это иллюзия. Даже самый выдающийся логотип не может поменять отношения к организации, учреждению, которое его поменяло. Меняет отношение деятельность этой компании, ее финансовая политика и так далее и тому подобное. Логотип — всего лишь значок на лацкане пиджака. Он может быть хорошим, уместным или неуместным, но не более того.
Линар Хуснуллин — основатель и директор онлайн-ретейлера KazanExpress:
— Это мировой тренд — все большие компании и бренды пытаются создавать экосистемы, потому что идет борьба за юзера, который, используя один сервис, через него перейдет и на другие. Есть один вход — мы заплатили за пользователя, рекламу, за то, что он пришел в этот бренд. Далее предлагаем ему другие решения. Так делают «Тинькофф», «Яндекс», Amazon, Google. Логичный ход компаний уровней монополистов — идти в экосистему.
Мы, как компания, которая следит за такими новостями, видим, что процессы в Сбербанке идут давно — не один и не два года. Поэтому неожиданностей на конференции не было. Все стало ожидаемо и абсолютно логично. Сейчас идет эпоха борьбы гиперкомпаний. В Америке это Google, Amazon и «Фейсбук». В России тоже есть свой тройка, и одна из них — Сбербанк. При этом надо иметь в виду, что для маленьких компаний нет ничего страшного. Напротив, у них появляются разные возможности для реализации.
Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:
— У Грефа направление правильное, но у него весьма большие фантазии, очень их много. В реальности то, о чем говорит Греф, практически неосуществимо. Потому что оно может быть реализовано только в отдельных узлах. Обратите внимание, замах у него какой! Он хороший, главное, чтобы данная экосистема технических сбоев не давала. Я об этом говорю. Мы в нашем городе иногда даже платежи провести вовремя не можем, не говоря о другом. Надо, чтобы замах Грефа соответствовал техническим возможностям. А так постановка вопроса правильная и глубокая. Но она должна подкрепляться техническими возможностями. И, главное, чтобы эти возможности базировались на нашей базе. Чтобы современная база имелась, чтобы все программное обеспечение было нашим, российским.
Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:
— Я еще не ознакомился со всеми новыми сервисами Сбера, но любой процесс монополизации услуг крупными корпорациями, будь то Сбер или Google, меня настораживает. Фактически эти компании похищают рынок, убивают конкурентную среду и не оставляют места для работы других операторов. Остаются менее конкурентоспособными другие предприятия малого и среднего бизнеса. Я понимаю, что это означает прогресс, что малым компаниям надо будет вновь что-то создавать, чтобы выйти на новые рынки — те, которые захватили корпорации, Сбербанк или «Яндекс» с «Тинькофф».
За всеми этими амбициями собственников крупных компаний мне видятся слезы тех, которые в результате этого остаются разоренными. Поэтому я не могу однозначно к подобному хорошо относиться. Да, это сервисы, удобство, но в то же время означает разорение других субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие нововведения на рынке вызывают очень двоякие чувства.
Богатые становятся богаче, бедные — беднее, и тем самым нарушается принцип стабильности общества. По-моему, государство в данном случае не выполняет регуляторные функции, чтобы создавать условия существования среднего класса и стабильности в обществе. К сожалению, идет расслоение — индекс между богатыми и бедными по России нарастает. В том числе за счет того, что такие крупные корпорации могут аккумулировать новые технологии, знания, ресурсы, создавать то, против чего другие субъекты не способны конкурировать. Да, потребители выигрывают, но общество в целом — в стратегическом отношении — теряет.
Дмитрий Кошкин — дизайнер:
— Похож ли этот логотип на логотип крупнейшего банка страны? Я думаю, нет. Он упростил свое название. Упростил шрифтовое начертание и чуть-чуть его изменил. Но, я думаю, ничего страшного не произошло.
Единственное, что меня в шрифтах смущает, — это паттерн, то есть цветовая растяжка (от синего через желтый к зеленому — прим. ред.). Это явление в логотипах ненадолго, оно уже теряет свое значение. А Сбербанк, получается, успел вскочить на подножку [уходящего поезда]. Почему это плохо? Потому что логотип должен быть лаконичным, а он не стал лаконичным, и одновременно цветовое решение усложнилось. Это чревато тем, что при различных воспроизведениях может давать совершено разные результаты, что для идентификации Сбербанка будет не совсем качественно.
Я не являюсь клиентом Сбербанка, у меня к нему давно не очень хорошее отношение, у меня лично оно к данному банку после ребрендинга хуже не станет. Сбербанк держится не за счет этого. Даже если бы там (на месте логотипа — прим. ред.) был бы просто крестик нарисован, людям все равно некуда стало бы деваться при той инфраструктуре, которая есть у Сбербанка: все равно пришлось бы идти к нему. Поэтому Сбербанк остается лидером. Но после смены логотипа банк становится, если можно так сказать, ближе к народу. Это ведь наше выражение — «Сбер», и только потом появился логотип с таким словом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 105
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.