РСПП ОБСУДИЛО СТРАТЕГИЮ-2020 ДЛЯ БУДУЩЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА

Правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на заседании в четверг обсудило проект Стратегии-2020. К концу трехчасового обсуждения члены правления продемонстрировали невиданную смелость: с трибуны начали звучать заявления о том, что без политических реформ никакая, даже самая распрекрасная стратегия работать не будет. Московский собкор «БИЗНЕС Online» стал свидетелем обсуждения проекта постановления РСПП с предложением к премьеру Владимиру Путину «определиться» - станет ли Стратегия-2020 его предвыборной платформой, как кандидата в президенты, или эта стратегия пишется под будущего премьера, а пока еще президента Дмитрия Медведева?

НАБИУЛЛИНУ ПРИГЛАСИЛИ В РИТЦ

Правление РСПП на этот раз решило заседать не в своем здании на Котельнической набережной, а в пафосном Ритц-Карлтоне – в пяти минутах ходьбы от Кремля. Выбор места, видимо, определился важностью темы, которую предстояло обсудить. А именно – предложения бизнес-сообщества в Стратегию-2020. Эта стратегия была заказана экспертному сообществу премьером Владимиром Путиным и, по идее, должна определить вектор развития РФ на ближайшие, как минимум, 10 лет.

Открыл заседание глава РСПП Александр Шохин. Первой слово для выступления предоставили министру экономического развития Эльвире Набиуллиной. Поначалу она обозначила те вызовы, которые обострились в последние годы и которые необходимо учесть, а еще лучше найти противоядие при разработке Стратегии-2020.

Первый – демографический. Население РФ сокращается вопреки всем госпрограммам поддержки материнства и детства, в результате растет дефицит Пенсионного фонда РФ. Второй вызов – технологический. Российская экономика должна быть восприимчива к инновациям. "Когда мы говорим о технологических вызовах и демографических, должны быть институты, которые позволят эффективно проводить политику», - сообщила министр.

Третий вызов – неравномерное развитие российских регионов. Есть региональные зоны с низким темпом экономического развития, есть - с высоким. В результате развиваться одинаковым темпом страна не может.

Важнейший вызов – «качество институтов развития». Обозначив все риски и не предложив ни одного рецепта их устранения, Набиуллина покинула высокое собрание. Но до ее ухода Шохин успел обратиться к ней с просьбой предоставить заключительный текст проекта Стратегии-2020. «Чтобы мы могли над ним поработать», - попросил Шохин. Он рассказал потом, как он просил у «Единой России» для ознакомления проект стратегии, которую подготовил Народный фронт, но ему отказали, сославшись на отсутствие высочайшего разрешения от лидера партии.

«ЕЗДИМ НА ГРОБАХ»

В отсутствии членов правительства бизнес-элита заговорила совсем по-другому. Глава РЖД Владимир Якунин заявил, что «ездим на гробах», а не на поездах. Подвижной состав изношен, а все из-за того, что правительство из года в год жестко урезает инвестпрограмму РЖД.

«Не будет никакого экономического роста, если не будет опережающего развития инфраструктуры!» - резюмировал Якунин.

Затем он перешел на другие рельсы: «Нынешний кризис, начинавшийся в США как финансовый, стал экономическим, затем социально-экономическим, а теперь он стал политическим», - заявил Якунин. Правда, было не очень понятно, имел ли он в виду США или РФ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИСЧЕРПАЛА СЕБЯ

Тему необходимости политических реформ развил следующий докладчик - ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау. Модель экономического роста, которая действовала в РФ до кризиса 2008 года, исчерпала себя, объявил Мау. А для того, чтобы принять новую модель развития экономики, нужна политическая реформа, намекал Мау.

Он указал на типичную ошибку большинства политических лидеров. По его словам, в первые годы после кризиса правительства большинства стран отвечают на вызовы и пытаются преодолеть риски, которые существовали в предыдущие 50 лет. На самом же деле нужны ответы на новые риски, которые появились в ходе кризиса.

Вице-президент РСПП Игорь Юргенс, выйдя к трибуне, сообщил, что вообще-то готовился от имени бизнес-сообщества выступать с предложениями по пенсионной реформе. Но какой смысл говорить о пенсиях, «если действующая экономическая модель исчерпала себя». Поэтому Юргенс то ли в шутку, то ли всерьез предложил правлению РСПП обсуждать не стратегию, а предложения по кандидатурам в новый кабинет министров, а Шохина выдвинул на должность кандидата в премьеры.

ШОХИНА – В ПРЕМЬЕРЫ

Шохин отшутился в том духе, что один член правления РСПП уже номинировался в премьеры, и где он теперь? Видимо, намекал на опального олигарха Михаила Ходорковского.

Но после выступления Юргенса Шохину захотелось большей ясности относительно перспектив проекта Стратегии-2020. Заказывал ее Владимир Путин для нового правительства. Правда, заказ был озвучен до съезда единороссов, на котором правящий тандем определился насчет проблемы-2012. Шохин сказал, что не знает, для кого пишется стратегия. «Президент Дмитрий Медведев не заявлял, будет ли он руководствоваться этой стратегией, став премьером. Или «Стратегия-2020» станет предвыборной платформой кандидаты в президенты? Очень не хотелось бы, чтобы судьба этого документа повторила судьбу многих других. Было бы хорошо, чтобы наши национальные лидеры определили место этого документа», - заключил Шохин.

После заседания глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский - он не идет на очередной думский срок и согласился возглавить комиссию РСПП по саморегулированию – заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что поддерживает предложение Шохина к Путину. «В России ни одна реформа не была доведена до конца», - сказал Плескачевский. А глава ассоциации региональных банков «Россия», депутат Госдумы Анатолий Аксаков заявил, что без выборности губернаторов и других политических реформ Стратегия-2020 будет очередным «мертворожденным» документом.