Ильхам Алиев, который поддерживает нормальные отношения с Россией, ни Анкаре, ни Вашингтону не нужен. Так считает известный востоковед, директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Он рассказал «БИЗНЕС Online» о том, может ли Москва быть арбитром в конфликте Армении и Азербайджана, почему Дмитрий Медведев способен похоронить страну, если вновь станет президентом, а в США неминуема гражданская война.
Евгений Сатановский: «Исламский мир, как и христианский, как и буддистский, как и еврейский, как и любой другой, не объединяется под одним лидером»
«ТУРЦИИ АТАТЮРКА БОЛЬШЕ НЕТ, А ЕСТЬ ТУРЦИЯ ЭРДОГАНА»
— Евгений Янович, Турция решила вновь вернуть собору Святой Софии статус мечети, несмотря на возмущение части мировой общественности. Что означает этот жест?
— Что Турции Ататюрка больше нет, а есть Турция Эрдогана. И в этой Турции никакой борьбы с исламом не будет, никакой деисламизации, а будет исламизация. Эрдоган в гробу видел все возражения и плевать на них хотел.
— Он действительно стремится возродить Османскую империю и перечеркнуть все достижения светского государства Ататюрка?
— Да в гробу он видел эти достижения — это во-первых. Во-вторых, он ничего не перечеркивает. У него промышленность, армия, вооружения, флот; у него все, что надо в экономике, есть. А права человека и прочие светские глупости для Эрдогана — пустой звук.
— Он собирается стать лидером мусульманского мира?
— Да, он хочет этого и делает для этого все возможное. Как минимум крутизну он демонстрирует, а в мусульманском мире это уважают.
— А эти устремления Эрдогана в принципе реалистичны?
— Ни на сколько. Исламский мир, как и христианский, как и буддистский, как и еврейский, как и любой другой, не объединяется под одним лидером. Такого не было никогда со времен пророка Мухаммеда, а это было довольно давно.
— Но согласны ли вы с мнением, что история статуса собора Святой Софии — это еще и пощечина всему православному миру?
— Нет, не согласен. Константинопольский православный патриарх Варфоломей сидит как мышь и ни звука не издает. Это его проблема, но он полностью под турецким президентом, и для него чрезвычайно вредно что-то там питюкать. Раскольническая украинская православная церковь, ушедшая под Константинополь, слова на эту тему не сказала. А если и говорил что-то российский патриарх, то он не представляет православный мир. Он представляет всего лишь самую богатую, самую многочисленную православную общину, но и в этой общине святейшего Кирилла многие из его формально подчиненных не стесняются высказываться на самые разные темы, призывают к мятежу, перевороту, свержению президента и гонят святейшего Кирилла, как это делает безумный и фашиствующий схиигумен Сергий, ко всем чертям. При этом Сергий пока не арестован, не посажен и все применяемые к нему меры он видит к гробу. Точно так же и Эрдоган видит в гробу все слова на тему того, как же он из музея Святой Софии делает мечеть Святой Софии. Пощечина православному миру! А кто у нас православный, который на войну пошел? Пощечина — это значит, что вы отвечаете. И чего? Войну, что ли, объявили Турции или объявят, может быть, российские православные? Если это пощечина, то ответом на пощечину является война. А войны у нас нет, и не будет.
«Мой добрый знакомый, замечательный человек, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, будучи человеком крайне умным и дисциплинированным, тоже к войне с Турцией не призывает»
«НИКТО НИ ИЗ-ЗА ЧЕГО НЕ БУДЕТ ПОРТИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ТУРЦИЕЙ. И НЕ ТОЛЬКО ИЗ-ЗА СОБОРА СВЯТОЙ СОФИИ»
— Кремль молчит, не желая портить едва наладившиеся отношения с Анкарой, но депутаты наши пошумели. На российско-турецких отношениях это как-то отразится?
— Никак. Мы перестанем туда газ и нефтепродукты поставлять? Мы перестанем туристов туда отпускать? Мы перестанем Турцию использовать в наших собственных проектах, там, где она необходима? Мы перестанем строить ей атомную станцую? Мы не будем поставлять Турции системы С-400? Нет! Поэтому повторяю — никак.
— У нас еще есть тюркоязычные регионы, в частности Татарстан….
— А Татарстану какая разница? В Татарстане религия — суннитский ислам. И мой добрый знакомый, замечательный человек, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, будучи человеком крайне умным и дисциплинированным, тоже к войне с Турцией не призывает. При чем тут российские мусульманские регионы? Что они должны делать? Почему Татарстан должен реагировать вообще каким-то образом на превращение турецкого музея в турецкую мечеть? А если есть турецкое лобби на территории России, то это не ко мне, а к главе ФСБ Александру Бортникову, этим должна заниматься государственная безопасность.
— А не случайно ли, что именно после этого появились сообщения о возобновлении авиасообщения между Россией и Турцией?
— Пока еще Кремль это не подтвердил. А сообщения в нашей прессе появляются какие угодно. И в турецких какие угодно. Обращать на них внимание не имеет ни малейшего смысла.
— На соседних странах активизация Турции тоже никак не отразится?
— Это ни для кого никак ни в чем не отразится. Ни для соседей, ни для европейцев, ни для американцев. Высказанные по этому поводу замечания президент Эрдоган обнуляет, поскольку он ничего не боится, ни в чем не нуждается. Никто ни из-за чего не будет портить отношения с Турцией. И не только из-за собора Святой Софии.
«Сама по себе война двух бывших советских республик на южных рубежах России, безусловно, отвлекает крайне ощутимо, портит сильно настроение и очень мешает»
«МОЖЕТ БЫТЬ, ПОЛЕТИТ СО СВОЕГО МЕСТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ПАШИНЯН, А МОЖЕТ, АЛИЕВ. АМЕРИКАНЦЫ НЕ БУДУТ ПРОТИВ НИ ТОГО НИ ДРУГОГО»
— Анкара поддержала Баку в обострившемся конфликте между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха.
— Поддержала. И Украина поддержала Баку. Такая православная, аж сил нет. Поэтому их посольство борщом в Ереване облили.
— Кому выгодна эскалация давнего противостояния между Арменией и Азербайджаном и какие угрозы она несет для России?
— Сама по себе война двух бывших советских республик на южных рубежах России, безусловно, отвлекает крайне ощутимо, портит сильно настроение и очень мешает. Мы не можем поддержать ни Армению военными силами, ни Азербайджан. И в том и в другом случае либо на нас обидятся обе стороны, либо какая-нибудь одна. А уж как и к чему это приведет, увидим. Исход вероятен любой. Может быть, полетит со своего места в результате премьер-министр Армении Никол Пашинян, а может, президент Азербайджана Ильхам Алиев. Американцы не будут против ни того ни другого исхода. И турки, кстати говоря, тоже. Чего же им их не стравливать?
Просто когда все стравливают Азербайджан с Арменией, а Россия говорит: «Ребята, вы с ума сошли, что ли? Прекращайте!» — что поделать? Вот мы одни и не заинтересованы в войне, а она уже началась и может разгореться до очень серьезных величин, и это при том, что Азербайджан богаче и у него оружия больше, а у Армении куда лучше командный состав. И боевое настроение в Карабахе намного выше, чем в Баку. Тоже понятно. Чем кончится, никто не знает.
— Вы допускаете, что может быть серьезная война?
— После распада Советского Союза и событий на Украине я допускаю в этом мире вообще все что угодно.
— И Москва в данном случае не может выступить верховным арбитром?
— Для того, чтобы выступать арбитром, надо, чтобы войны не было. Во время войны арбитры никому не нужны.
«Президента Алиева, если не начнется война, постараются свергнуть. Масштабнейшие выступления в Баку с требованием начать серьезную войну с Арменией настроены именно на это»
«МАСШТАБНЕЙШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ В БАКУ С ТРЕБОВАНИЕМ НАЧАТЬ СЕРЬЕЗНУЮ ВОЙНУ С АРМЕНИЕЙ НАСТРОЕНЫ ПРОТИВ АЛИЕВА»
— Исполнилось два года с тех пор, как в Армении сменилась власть. Были прогнозы, что Ереван от России качнется в сторону Запада и, в частности, НАТО. Так изменилась ли позиция Армении?
— В Армении крупнейшее американское посольство на постсоветском пространстве. Пашинян в куда худших отношениях с Москвой, чем его предшественник. Мы видим это по судьбе Кочаряна (Роберт Кочарян, второй президент Армении, за последние два года трижды был арестован, последний раз освобожден в июне 2020 года под залог в $4 млн — прим. ред.). Но это внутреннее армянское дело, внутренняя политика. К власти Пашинян пришел, фактически свергнув предшественника. Его же не мы туда ставили. Имеет право управлять страной так, как управляет. Результаты будут такие, какие будут. Пашинян не является героем для огромного количества людей в Армении. Предсказывать, что там будет, тоже не берусь.
— Алиеву могут устроить майдан, например, за связи с Россией?
— Президента Алиева, если не начнется война, постараются свергнуть. Масштабнейшие выступления в Баку с требованием начать серьезную войну с Арменией настроены именно на это. Против Алиева и американцы, и турки — просто потому, что лидер Азербайджана, который поддерживает нормальные отношения с Россией, ни Анкаре, ни Вашингтону не нужен. Тем более он не соглашается на то, чтобы протянуть туркменский газ через свою трубопроводную систему. А его на эту тему уже много лет пытаются расколоть.
— Понятно, что роль Вашингтона в этих процессах достаточно велика…
— Роль Вашингтона в каких угодно процессах велика. При этом преувеличивать ее не стоит, потому что очень часто все начинается само по себе, а американцы потом делают все возможное, чтобы сделать вид, что это они всем управляют по принципу «мы желаем победы обеим сторонам». В данном случае роль у них будет и сугубо негативная. Америка так устроена. Ожидать от нее чего-то другого можно было где-нибудь в 1990-х, а в 2010-х уже совсем бесполезно.
«Как бы Америка ни была занята собственными проблемами, нагадить кому-нибудь она всегда сможет. Для этого у нее найдутся и ресурсы»
«КАК БЫ АМЕРИКА НИ БЫЛА ЗАНЯТА СОБСТВЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, НАГАДИТЬ КОМУ-НИБУДЬ ОНА ВСЕГДА СМОЖЕТ»
— А США сейчас не слишком ли заняты внутренними проблемами в связи с установками Дональда Трампа?
— Не слишком. Как бы Америка ни была занята собственными проблемами, нагадить кому-нибудь она всегда сможет. Для этого у нее найдутся и ресурсы. Это разные ведомства. Государственный департамент, который этим занимается, и центральное разведывательное управление не занимаются внутренней политикой Соединенных Штатов. Поэтому какое отношение имеют все те безобразия, которые мы наблюдаем в Америке, провоцируемые демократами против Трампа, к ее внешней политике? Отвечаю — никакого.
— А если говорить про внешнюю политику США, не отвлекают ли их внимания разборки с Китаем и Ираном, которые в ответ заключили нашумевшее соглашение?
— Разные люди, разные ведомства. Никакого отношения одно к другому не имеют.
— Чего следует ожидать от нового витка американо-китайских санкций?
— Китай точно так же включает санкции против Америки. Нарастает конфронтация. Две сверхдержавы. Одна стареющая, другая набирающая обороты. Когда вы пытаетесь задать вопрос типа «чего стоит ждать», отвечаю заранее — черт его знает. Я не занимаюсь прогнозами. Прогнозами делает Гидрометцентр. Любые люди, которые говорят с журналистами на тему того, чего следует ждать от чего-либо, либо болваны, либо жулики.
— Внутри самих же США бурные беспорядки на расистской почве вроде как прекратились, памятники там уже не крушат…
— Ситуация не успокаивается. Она может взорваться сегодня, завтра или через 50 лет. Но об этом говорить бессмысленно.
— Но проблема расизма в США есть?
— Есть проблема расизма в США. Везде есть проблема расизма. Проблема белого расизма, проблема черного расизма. Сейчас черные расисты набирают обороты, ставя на колени ни в чем не повинных людей. Эта проблема была, есть и будет. Те люди, которые пытаются решить, как они говорят, проблему расизма, не решают эту проблему. Они решают проблему прорыва к власти, разрушая параллельно свою страну. Но поскольку они идиоты, то здесь им помочь нечем. Пусть разбираются, когда они развалят Америку и там начнется гражданская война. Это будет печально, но неизбежно. Очередь на покупку автоматического оружия — уже на полгода, склады пусты, обычный пистолет и то два месяца приходится ждать, пока привезут. Более 400 миллионов огнестрельных единиц на руках. Оружие продается как горячие пирожки. Вот это серьезно. А проблема расизма — это все глупости. Вся американская борьба с расизмом за последние 50 лет оказалась чушью собачьей. Ничего она с расизмом не сделала, просто изменила его форму и вызвала черный расизм, которого больше, чем белого.
«В США идет большая предвыборная драка, в которой все используют любые аргументы и любое оружие без правил»
«В США ИДЕТ БОЛЬШАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ ДРАКА, В КОТОРОЙ ВСЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ЛЮБЫЕ АРГУМЕНТЫ И ЛЮБОЕ ОРУЖИЕ БЕЗ ПРАВИЛ»
— Насколько серьезно Трампу угрожает Джо Байден, который сегодня является фаворитом у букмекеров? Удастся ли Трампу устранить конкурента, например, с помощью уголовного дела по коррупции на Украине?
— В США идет большая предвыборная драка, в которой все используют любые аргументы и любое оружие без правил. А насколько это серьезно? Нет единицы измерения серьезности угроз политику от другого политика. Насколько может, настолько угрожает. Трамп угрожает Байдену, Байден — Трампу. Чем кончится, увидим.
— Можно ли допустить вариант, что президентские выборы в США вообще будут сорваны, если, например, возобновятся погромы и протесты?
— Мне плевать, будут ли сорваны выборы в Америке. Это вообще не мое дело. Меня это не интересует.
— Что у них с коронавирусом вас тоже не интересует?
— Абсолютно.
— А почему в богатых развитых странах, в том числе в США и Израиле, пандемия привела к таким серьезным последствиям?
— Потому что именно богатые страны обращают на себя внимание журналистов. Вы же наверняка понятия не имеете, что происходит в маленькой деревушке где-нибудь в Конго. Она вас не интересует. Вас наверняка оставят равнодушными выборы мэра в Браззавиле или в Киншасе, и они вообще никого на планете не интересуют. А выборы в Соединенных Штатах — дело. Поэтому везде так. Но кроме богатых стран никого и ничто не интересует на планете.
— А какова сегодня ситуация в Сирии? Отразился ли как-то коронавирус на внутренних событиях, противостоянии Асада с оппозицией?
— Там идет гражданская война. Она идет уже 10 лет. И при чем здесь коронавирус? Холера, чума, коронавирус… Война идет … Победит Асад, будет страна, не победит, не будет страны.
— Появляются сообщения о стычках между российскими и американскими военными конвоями. Как в целом меняется ситуация с военным присутствием США и России в Сирии?
— Мы пытаемся вытеснить оттуда американцев, а они пытаются нагадить нам. Ничего особенного в этом нет. Никакой серьезной конфронтации России с Америкой в Сирии нет. Была бы — вы б ее заметили. В частности, по ликвидации Казани после ядерного удара: Москва вряд ли бы вас также интересовала, как Казань, где вы существуете. И правильно. Столкновение военное — это война. А у нас нет войны с Америкой, в том числе нет ее и в Сирии. А то, что есть некие терки и конфронтации, так то не секрет.
«Фургал задержан. По нему, после того как последуют соответствующие процессуальные решения, что-нибудь будет. Из того, что я знаю про Хабаровский край, там есть для этого все основания»
«ЖИРИНОВСКОМУ НАДО ЗВОНИТЬ И СПРАШИВАТЬ, ЧЕГО У НЕГО ТАКОЙ МУЖИК СТАЛ ГУБЕРНАТОРОМ»
— Про арест Фургала…
— А что тут комментировать? Фургал задержан. По нему, после того как последуют соответствующие процессуальные решения, что-нибудь будет. Из того, что я знаю про Хабаровский край, там есть для этого все основания. Непонятно, почему столько лет это все было и почему он стал губернатором. Но это не ко мне вопрос, а к людям, которые определяют кадровую политику в нашей стране. Жириновскому надо звонить и спрашивать, чего у него такой мужик стал губернатором.
— Жириновский очень по-разному реагировал на эту ситуацию.
— Наверное. Но я не определяю, кого Жириновский рекомендует в качестве губернаторов. Не определял, не определяю и определять никогда не буду. Про это надо с Владимиром Вольфовичем говорить.
— А то, что в Хабаровске многотысячные митинги в поддержку Фургала…
— У Жириновского там хорошие, профессиональные пиарщики. Они хорошо профессионально работают и вывели большую толпу и еще не один раз ее выведут. Ну и что теперь делать? Ну да, молодец Владимир Вольфович. Чем ему лично отольется такого рода политика, это отдельная тема. Чем-нибудь, наверное.
— А могут ли митинги перекинуться на другие регионы или это чисто хабаровская история?
— Конечно, хабаровская. Она может на все что угодно, если ЛДПР за это возьмется.
— Еще вы написали большой критический пост про Дмитрия Медведева.
— Я написал после того, как Алексей Венедиктов сказал, что он возможный преемник Путина. С моей точки зрения, это запросто страну похоронит исходя из того, что я вижу в Медведеве. Все. Хреновый из него был президент, хреновый из него был премьер. Все остальное — не мое собачье дело. Для этого есть Путин. Пусть занимается своими кадрами. Он Медведевым командует, вот и пусть продолжает и дальше.
— В другом своем материале вы, с одной стороны, хвалите Путина, за которого «не стыдно», с другой, отмечаете, что оставить можно только трио в составе Мишустина, Лаврова и Шойгу, а других чиновников пора отправить куда подальше, так как люди их ненавидят…
— Нет, они не всех ненавидят. Но их можно потерять, даже не заметив, за исключением каких-то технических людей.
— Но политическими кадровыми вопросами в стране занимается Путин. Почему же такая диспропорция?
— Я не интересуюсь, кто этим занимается, и знать не хочу. Может, что-то делает Володин, а может, и премьер. Просто есть люди, которые производят впечатление того, что они делают «правильный мед», а есть все остальные.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 180
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.