ЛИЧНАЯ И ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ «ПЕРЕЕХАЛИ» В «ЦИФРУ»

С наступлением периода самоизоляции, который выпал на 30 марта 2020 года, жизнь россиян изменилась кардинально — большинство людей перестали утром торопиться на работу: забыли о пробках, тесном и душном общественном транспорте. Вместе с деловой жизнью в «цифру» «переехала» и личная.

«Билайн», который уже несколько лет подряд публикует ежегодное исследование о развитии рынка телекоммуникаций в России, в этом году отступил от традиционного формата анализа главных новостей и детально изучил одно событие — влияние самоизоляции на россиян и человечество в целом, опубликовав результаты на сайте gggggreport.ru.

Поскольку «коронакризис» повлиял на самые базовые потребности людей, для анализа его воздействия исследовательский мини-проект «Билайн. Аналитика» решил обратиться к классической пирамиде Абрахама Маслоу, выделив некоторые операторские сервисы, которыми можно пользоваться без привязки к конкретному оператору, свойственные каждой из ступеней пирамиды.

По мнению аналитиков «Билайна», пирамида выглядит так:


Специалисты посмотрели динамику потребления сервисов на каждой из ступеней пирамиды за период «нерабочих дней» — с апреля по конец мая — и сравнили с январем – февралем текущего года.

«Далее мы проанализировали обезличенные данные абонентской базы „Билайна“, а в ряде случаев даже опросили клиентов и простым арифметическим путем получили среднюю динамику прироста потребления (в процентах) тех или иных товаров и сервисов, — отмечают специалисты компании в своем исследовании. — Некоторые результаты показались нам логичными. Например, люди стали чаще обращаться к сайтам знакомств, а трафик ресурсов со взрослым контентом и вовсе пробил потолок — плюс 52 процента. Пользоваться косметикой и парфюмерией человечество явно стало меньше, чем украшать свои квартиры и дома. Что тоже логично. А вот некоторые результаты нас откровенно удивили. К примеру, сидя дома, люди стали больше заводить домашних животных. Особенно собак. Первый вывод, который напрашивается, — с собаками можно было выходить на прогулки без пропуска. Но мы склонны считать, что причина все-таки в благородной потребности в общении и заботе о ближнем».

Также на самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку живого общения. Рост голосового трафика на одного абонента «Билайна» составил 10,7%, а общее количество часов, проведенных за разговорами, превысило отметку 10,2 миллиона.

На самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку «живого» общения На самоизоляции россияне стали больше уделять внимание родным и близким, замещая тем самым нехватку живого общения

«Пик голосовых звонков был зафиксирован 2 апреля — продолжительность составила 11,88 миллиона часов, — говорится в исследовании. — Более миллиона часов из них россияне совершили именно в период выступления президента, где было объявлено о продлении „нерабочей“ недели до конца апреля».

Возможно, львиная доля звонков была совершена предпринимателями, которые пытались понять, как перестраивать бизнес-процессы, исходя из новой реальности.

«Примечательно, что абоненты „Билайна“ не заметили изменения в качестве уровня мобильных сервисов, даже несмотря на такой рост трафика, — отметил  Анвар Шахмаев, директор казанского кластера „Билайн“. — Дело в том, что за последние два года мы существенно нарастили свою инфраструктуру. Впервые 4G был запущен в 20 районных центрах Татарстана. Кроме того, провели модернизацию сетевой инфраструктуры и оптимизацию использования частотного диапазона, что значительно повысило качество мобильного интернета внутри жилых домов. Это было особо важно для татарстанцев в период самоизоляции, когда необходим интернет-доступ для дистанционной работы и обучения. Не забыли мы и о решениях для бизнеса — наша компания еще с 2016 года развивала проект BeeFree, позволяющий вести удаленно работу бизнесменам. Множество предпринимателей оказались этой весной в непростом положении, и для них решения для удаленной работы стали настоящим спасательным кругом. Об этом говорят продажи  — решение „Билайн Бизнес Bee Free“ по организации удаленной работы для корпоративных клиентов за март и апрель текущего года увеличились на 200 процентов, или почти в 3 раза, по сравнению с показателями предыдущих двух месяцев. Велика вероятность, что эта цифра продолжит стремительно расти, ведь большинство бизнесменов, выстроив алгоритмы на платформе „Билайн Бизнес Bee Free“, вряд ли откажутся от возможностей этой площадки в дальнейшем».

НА ПОМОЩЬ КУРЬЕРАМ МОГУТ ПРИЙТИ ДРОНЫ

Переход на удаленную работу и самоизоляцию спровоцировал рост потребления как мобильного, так и фиксированного интернета по всей России. В пересчете на одного абонента рост потребления мобильного интернет-трафика в месяцы самоизоляции составил 10,2%, а фиксированного — 20% в сравнении с началом 2020 года. Да, основной пик пришелся на начало апреля, но и сейчас, когда большинство ограничений не действует, потребление остается выше средних значений предыдущих месяцев.

Именно операторы связи в период «нерабочих дней» стали плацдармом «новой нормальности» Именно операторы связи в период «нерабочих дней» стали плацдармом «новой нормальности»

Основные потребности человека в период самоизоляции, так или иначе были связаны с использованием интернета. По сути, именно операторы связи в период «нерабочих дней» стали плацдармом «новой нормальности». Как отмечают специалисты «Билайна», за этот непродолжительный период у человечества сформировалось 6 новых привычек. И некоторые из них, возможно, останутся с нами надолго.

«В первую очередь речь идет о повышении спроса на дистанционные формы обучения, развлечения, общение, — отмечается в исследовании „Билайна“. — Крупные компании говорят о возможном продлении „удаленки“ на более длительный период. Средний трафик на одного абонента в мессенджерах увеличился на 50 процентов. А пообщаться с друзьями в режиме real-time** стало привычным и в видеочате. Подписка на онлайн-тренировки оказалась во много раз дешевле посещений зала. Прямые эфиры концертов стали нормой. И люди привыкают. В целях самовыражения они переходят на цифровое творчество, генерируя все большее количество контента в онлайне».

Вторая привычка — иммерсивность. Мы все хотим видеть реакцию наших собеседников в эфире видеоконференции или испытать всю прелесть виртуального путешествия в новое место. Чтобы удержать аудиторию, сервисы видеоконференций, стриминговые сервисы начнут предлагать еще более высокое качество картинки, интерактивные фишки, новые типы контента (3D уже на ряде платформ доступно, очередь за VR и т. д.). А значит, сеть оператора связи должна быть готова пропустить весь этот объем трафика!

Третья привычка — бесконтактность. Возможность заключить абонентский договор и купить сим-карту с технологией саморегистрации без физического посещения офиса может стать широко распространенной. На помощь курьерам могут прийти дроны, что может привести к сокращению ретейла в офлайне в 2 раза.

 Четвертая привычка — интерес к своему здоровью. Долгое сидение дома, общий уровень тревожности, сложность разделить свое рабочее и персональное время повышают интерес к продуктам, которые помогают снять эти вопросы. Значит, не за горами появление новых виртуальных помощников в вашем мобильном, развитие медицинских консультаций онлайн и новые продукты, в ненавязчивой форме мотивирующие вас к полезным привычкам.

Пятая — запрос на персонализацию. Самоизоляция помогает ценить моменты, когда вам дают не только базовые услуги, но и что-то новое, пытаясь угадать ваши потребности. В разрезе оператора связи — это не только непрерывность сервиса, но и тариф, подобранный исключительно для вас и динамично подстраивающийся под ваши меняющиеся потребности, и даже кастомизированный под вас голос оператора из кол-центра. А это означает еще большее применение автоматизации во всех точках общения брендов с клиентом.

Шестая привычка — желание чувствовать себя в безопасности. Теперь мы смотрим не только на прогноз погоды, но и на карты заболевших, а кто-то — на индекс самоизоляции. А ведь эта информация могла бы быть в разы точнее, если бы предиктивная аналитика учитывала данные операторов связи и накладывала их на общестатистические данные.

«Мы не сторонники так называемой цифровой диктатуры, описанной Ювалем Ноем Харари, и вопрос сохранности персональных данных в постковидное время встает еще более остро, — отмечается в исследовании. — Но согласитесь, было бы неплохо на добровольной, конечно, основе получать в любой удобный вам момент времени более точные рекомендации, когда вам безопаснее выйти из дома, а не оформлять пропуска заранее, да еще и только строго определенное количество раз в неделю».

«ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ ТЕЛЕМЕДИЦИНА БЫЛА ИГРУШКОЙ»

Помимо привычек, формируются и новые тренды, влияющие на повседневную жизнь каждого «хомо ремотикуса» (шутливо от лат. «человека удаленного»). Аналитики из «Билайна» считают, что на данный момент их ровно 10.

Люди теперь всё меньше хотят приходить в поликлинику или больницу, если в этом нет прямой потребности. Удаленные консультации — уже давно не экзотика, но теперь они будут развиваться с удвоенной силой Люди теперь все меньше хотят приходить в поликлинику или больницу, если в этом нет прямой потребности. Удаленные консультации — уже давно не экзотика, но теперь они будут развиваться с удвоенной силой

В частности, авторы исследования выделяют дистанционную идентификацию, технологии логистики и доставки, удаленную работу, повышение киберзащиты, искусственный интеллект, роботизацию, онлайн-технологии саморазвития, развертывание 5G. Но особое место займет телемедицина.

«Телемедицина в России до недавнего времени была хоть и растущей и перспективной, но все же игрушкой в руках банков, телекома и технологических компаний, — отмечается в исследовании. — В целом интересным направлением, но в России идущем с трудом по причине того, что выстроенная еще в советские времена развитая система здравоохранения выработала у россиян устойчивую привычку посещать поликлиники и больницы лично. Но только не в ковидные времена. Люди теперь все меньше хотят приходить в поликлинику или больницу, если в этом нет прямой потребности. Удаленные консультации — уже давно не экзотика, но теперь они будут развиваться с удвоенной силой. И получат развитие в сервисах удаленной диагностики. В чем нам поможет развитие носимых гаджетов и приложений, которые становятся все более умными и простыми в применении».