КОММУНАЛЬЩИКИ ПОПАЛИ В ТИСКИ МЕЖДУ НОРМАТИВАМИ И ФАКТИЧЕСКИМ ПОТРЕБЛЕНИЕМ ВОДЫ

Непростая ситуация сложилась в Казани с платежами за горячее водоснабжение. Две управляющие компании – Азино-1 и УК Приволжского района – в начале сентября разослали своим потребителям счета-фактуры, тариф на горячую воду в которых оказался неожиданно высоким. Как заявил вчера на брифинге в исполкоме Казани начальник комитета ЖКХ города Искандер Гиниятуллин, в день приходило до полусотни обращений.

ТАРИФА НА ГОРЯЧУЮ ВОДУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Как выяснилось, одной из причин «чехарды» с ценами на горячую воду стало вступление в силу решения арбитражного суда, по которому управляющие компании обязали выплатить ОАО «Таттеплосбыт» 171 миллион рублей. Другой причиной стала установка в домах узлов учета тепла.

«Собственно, проблемы с тарификацией горячей воды возникли в двух управляющих компаниях, это Азино-1 и УК Приволжского района, - рассказал Гиниятуллин. - На самом деле в той и другой компаниях ситуация разная. Почему? Потому что сам механизм образования новых цифр разный».

Собственно, такого понятия, как «тариф на горячую воду», со слов Гиниятуллина, не существует. Цена кубометра горячей воды складывается из стоимости холодной воды и стоимости ее подогрева. Если холодную воду для целей горячего водоснабжения поставляет «Водоканал», то подогрев воды осуществляет «Таттеплосбыт». И объединить эти две услуги в один тариф – то же самое, что объединить кислое с твердым, утверждает глава комитета ЖКХ.

jkh (1).jpg
Со слов Искандера Гиниятуллина, начальника комитета ЖКХ Казани, такого понятия, как «тариф на горячую воду», не существует

ДОЛГИ КАЗАНЦАМ ПРЕДЪЯВЛЯТЬ НЕ БУДУТ. ПОКА

В Приволжском районе проблемы с платежами за горячую воду возникли в домах, где нет общедомовых приборов учета. Если «Водоканал» выставляет счет согласно фактическому потреблению воды, то «Таттеплосбыт», основываясь на положениях постановления правительства РФ №307, требует оплаты по нормативам. Норматив же – 3,45 кубометра горячей воды на человека в месяц. Однако в квартирах у многих жителей есть свои счетчики – и УК выставляет таким потребителям счет по показаниям счетчика, которые могут быть ниже норматива. Эта дельта с годами вылилась в многомиллионную сумму. И если сначала управляющая компания просто судилась и копила долги, то за август она, по решению суда, начала предъявлять их жителям.

«Мы взяли этот вопрос на контроль, потому что понятно - теплоснабжающие организации одной УК не ограничатся… На наш взгляд, это просто нелогично – имея живое подтверждение более низкого потребления горячей воды, теплоснабжающая организация все равно предъявляет нормативные расчеты. «Водоканал» же предъявляет цифры фактического водопотребления – но суд эти доводы все-таки не учел. Мы считаем, что это неправильно, с этим надо бороться, и мы будем оказывать поддержку управляющим компаниям, - отметил Гиниятуллин. – Пока мы договорились, что суммы задолженностей предъявляться людям не будут. Ведь предъявить общую сумму задолженности сразу – а сумма в масштабах города за несколько лет составляет 171 миллион рублей – просто неподъемно для населения».

Сколько будет действовать такая просьба комитета ЖКХ Гиниятуллин ответить на этот вопрос затруднился, но отметил, что до сих пор управляющие компании к просьбам комитета прислушивались… Анонимно опрошенные «БИЗНЕС Online» представители казанских УК сообщили нам, что они готовят аппеляционные иски в арбитраж, в том числе в надзорные инстанции.

ЛИШНИЕ 12 ГРАДУСОВ ПЕРЕКЛАДЫВАЮТ НА ПЛЕЧИ ЖИТЕЛЕЙ

В Азино-1 ситуация несколько иная. Здесь все дома оборудованы приборами учета – но стоимость горячей воды все равно разная.

«Здесь разница возникает опять же из-за подогрева горячей воды – количество тепла, которое учитывается теплосчетчиками, разное в каждом доме, - пояснил Гиниятуллин. - Мы провели анализ. Выяснилось, что энергоснабжающая организация зачастую не выдерживает график и температуру подачи горячей воды. И зачастую температура ее выше, чем установлено по нормативам. Скажем, не 55 градусов, а 67… Эти лишних 12 градусов перекладываются на плечи жителей. С одной стороны, чем горячее вода, тем больше ее приходится разбавлять холодной и тем меньше расход горячей воды. Но, с другой, есть нормы, правила, на эти 55 градусов сделан расчет оплаты за горячую воду. И когда вода идет более высокой температуры, стоимость тепла на ее подогрев также увеличивается. Отсюда изменение платежа».

СЧЕТА БУДУТ ДЕТАЛИЗИРОВАНЫ

Но в квитанциях, которые УК Азино-1 и Приволжского района рассылают своим потребителям, нет расшифровки – где сумма за подогрев воды, а где – собственно за подогреваемую воду. Поэтому в графе «Тариф» и начали появляться разные цифры, взбудоражившие тысячи казанцев. «У людей возник законный вопрос – почему меняется тариф, если по закону он устанавливается один раз в год? Но тут не тариф меняется, меняется стоимость нагрева», – пояснил глава комитета ЖКХ.

Чтобы разъяснить людям причины этой пляски цифр, в комитете ЖКХ порекомендовали управляющим компаниям воспользоваться успешным опытом УК «Уютный Дом» и дифференцировать тариф, отдельно указав стоимость воды, и отдельно – ее подогрева. Тогда, по мнению чиновников, людям станет понятно, что и откуда берется.

Как это будет выглядеть на практике? Гиниятуллин привел несколько цифр: «Вот, скажем, некая квартира платит за горячую воду 192 рубля. Разложив эту сумму, мы видим, что подогрев воды для этой квартиры обходится в 149 рублей, а сама вода стоит 43 рубля. Или вот еще пример – жильцы потребили воды на 298 рублей, из которых 232 ушло на подогрев, еще 65 – стоимость самой воды».

К слову, всё это касается только тех 2600 домов, которые имеют централизованное горячее водоснабжение. Но это более половины многоквартирных домов столицы.

Квитанции с расчетами по новым правилам казанцы увидят через месяц.