«А зачем голым задом вертеть на фоне мечети? Дуры», — написал пользователь соцсети Юрий Фадеев. «Уберите это, пожалуйста. Мне стыдно», — умоляет Руслан Широков «А зачем голым задом вертеть на фоне мечети? Дуры», — написал пользователь соцсети Юрий Фадеев. «Уберите это, пожалуйста. Мне стыдно», — умоляет Руслан Широков

«ДЕВОЧКИ КРАСИВО ОТДЫХАЮТ. КАКИЕ ВЫ ВСЕ ЗАКОМПЛЕКСОВАННЫЕ. В ВАС ЕЩЕ ЖИВЕТ СОВОК»

Видео под названием «Ночные танцы казаночек напротив Кул Шарифа» появилось этой ночью в социальной сети «ВКонтакте» в одном из городских пабликов.

«Сука, малолетки хлещут водку, катку в дотку, *** в пилотку», — под такую молодежную и задорную песню, звучащую из автомагнитолы, две девушки выплясывали на площади Тысячелетия на фоне мечети Кул Шариф. Короткие платьица и юбочки сделали «танец» с элементами тверка достаточно откровенным, чтобы возмутить пользователей соцсетей.

«А зачем голым задом вертеть на фоне мечети? Дуры», — написал пользователь соцсети Юрий Фадеев (орфография и пунктуация авторов здесь и далее сохранены прим. ред.). «Уберите это, пожалуйста. Мне стыдно», — умоляет Руслан Широков. «Мне честно жалко труд родителей, которые вырастили этих девочек. Растить ребенка столько лет в надежде, что норм человеком станет, а в конце такая дичь», — пишет Меджид Меджидов. «*** как ***) Странно, что кого-то это удивляет еще», — примиряюще написал Марлен Стрелков. «Я далеко не верующий, но с нравственной стороны это отвратительно. Ничего достойного в этих кусках мяса нет, ни грамма. Для прямого предназначения. Туда им и дорога», — считает Никита Алексеев. «Век дебилов-тиктокеров и шаболд! Тьфу! Им кажется, что крутые, а на самом деле безмозглые», — написал Рустам Иматов. Один из самых глубоких комментариев оставил Абдурахман Умаров: «Казань город далекий от культуры… отодвинутые себя считают продвинутыми, цель жизни одно: взять кредиты и жить хорошо, купить хорошую люстру и раз в месяц мечтать повеситься на этой люстре».


Впрочем, у любительниц ночного сотрясания телесами в соцсетях нашлись и защитники. «Девочки красиво отдыхают. Какие вы все закомплексованные. В вас еще живет совок», — пишет Яна Дыржавина. «Напротив??? так это за три *** от Шариф», — резонно заметил Антон Дубасов. «Это красиво, но не у мечети», — согласен с ним Виталий Ильин. «Это конечно может неправильно, но без танцев красивых девчонок жизнь станет неинтересной. Пока есть что показать и незамужем, нужно брать от жизни все», — написала пользователь под ником Levaya Stranica. Но большинство из авторов более 400 комментариев отнеслись к выходке негативно, причем если не из религиозных чувств, то из эстетических: хореография «танца» мало кого удовлетворила.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связался с автором скандального ролика. Ею оказалась 22-летняя девушка, представившаяся Ангелиной. Про то, что видео вызвало небывалый ажиотаж, она уже в курсе. В соцсети TikTok, где изначально разместили запись, публикация набрала более 90 тыс. просмотров. «Это видео было снято спонтанно. Мы стояли с друзьями возле цирка, курили кальян. Я услышала классную песню и решила станцевать. Тому, что на фоне мечеть Кул Шариф, я даже значения не придала. Теперь в TikTok, „Инстаграме“ и во „ВКонтакте“ меня заваливают угрозами, — рассказала девушка. — Пишут мужчины-мусульмане: мол, если я тебя увижу, челюсть вынесу. На видео я не пьяная, трезвая, не под наркотиками. Я в юбке, не голая. Ну да, парень, снимая, выбрал удачный ракурс — снизу, видно, что под юбкой. Я же не виновата, что в центре города построили такое красивое здание, которое видно с любой точки».

Большинство из более 400 комментариев отнеслись к выходке негативно, и если не из религиозных чувств, то из эстетических: хореография «танца» мало кого удовлетворила Большинство из авторов более 400 комментариев отнеслись к выходке негативно, причем если не из религиозных чувств, то из эстетических: хореография «танца» мало кого удовлетворила

«Я вообще родом не из Казани, не мусульманка. И такой ажиотаж… Я в шоке, конечно. В комментариях к новостям в соцсетях про меня начали выставлять фотографии дома, где живу, потом удалили, конечно. Не хочу такой популярности и не хотела. Да, у меня много видео в TikTok, которые набирали и больше — порядка 200 тысяч просмотров. Это юмористические ролики», — недоумевает Ангелина.

К слову, за последние несколько дней это не первое и, по всей видимости, далеко не последнее видео, демонстрирующее «странное» поведение молодежи. На днях ребята проводили нечто вроде флешмоба, ночью голышом разгуливая по центральной улице Баумана и выкладывая записи в соцсети. Много роликов и с неофициальных тусовок в разных частях города.

«ВЫ МОЖЕТЕ СЕБЕ ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТОБЫ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ВОЛЬНО ОСКОРБЛЯЮЩИЕ «ТАНЦЫ-МАНЦЫ» ПРОВОДИЛИСЬ?»

По словам митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, подобные действия вроде организации вечеринок на фоне религиозных культовых объектов недопустимы. «Нельзя переступать нравственные нормы к культуре, традиции своего народа. И неважно, мечеть это, православный храм или, может, синагога. Подобное — не просто неуважение, а некий вызов, что является опасным явлением. Надо понимать, такие необдуманные действия молодых людей к хорошему не приводят. Я бы с ними встретился и попросил только об одном — задуматься о своих предках, о тех, кто за веру во времена безбожия отдавал свою жизнь, для кого вера всегда будет главным маяком в жизненном пути», — поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава Татарстанской митрополии. Он подчеркнул, что речь идет не о закручивании гаек, а о разумном подходе к своим действиям и об определенной недоработке.

Феофан: «Это недоработка, вызов для тех, кто занимается молодежной политикой у нас и в Татарстане. Это и наша недоработка, религиозных организаций, что мы мало занимаемся молодежью» Феофан: «Это недоработка, вызов для тех, кто занимается молодежной политикой у нас и в Татарстане. Это и наша недоработка, религиозных организаций, мы мало занимаемся молодежью»

«Все кричали про поправки в Конституцию — и вот вам живой пример того, когда изъяли из образовательной среды, школы, принцип воспитания. Теперь вот вам продукт нравственный. Это все издержки тех прорех, когда из школы изъяли воспитательный аспект, — отметил владыка. — Опять же здесь можно упомянуть поправки в Конституцию, где говорится о важности сохранения нравственного облика народа, культурных, национальных традиций своих предков. Вот вам демонстрация, к чему все приводит».

Кроме того, по мнению митрополита Феофана, нынешняя ситуация, когда все предназначенные для танцев места закрыты, не оправдывает произошедшего. «Это не значит, что надо… Человечество в разные периоды переживало исторические различные трудности, например во время войны. Вы можете себе представить, чтобы во время нее вольно оскорбляющие „танцы-манцы“ проводились? Война — крайний случай, конечно, — прокомментировал глава Татарстанской митрополии. — Это недоработка, я не боюсь подобное сказать, хотя потом меня будут критиковать, вызов для тех, кто занимается молодежной политикой у нас и в Татарстане. Это и наша недоработка, религиозных организаций, мы мало занимаемся молодежью. И на себя я ответственность тоже беру».

В свою очередь мусульманский общественный деятель, исламовед Рустам Батров не думает, что молодежь своими действиями имела целью как-то оскорбить чувства верующих или мечеть. «Кул Шариф воспринимается ими как часть городского пейзажа, не более того, не думаю, что здесь есть какая-то провокация. Конечно, грустно, что наша молодежь находит развлечение не в чтении книг, не в посещении театров или музеев, а в таких гулянках, но это уже другой вопрос», — рассуждает общественный деятель (справедливости ради нужно сказать, что большинство из названных заведений сейчас как раз закрыто, — прим. ред.).

Рустам Батров: «Кул Шариф воспринимается ими как часть городского пейзажа, не более того,  не думаю, что здесь есть какая-то провокация» Рустам Батров: «Кул Шариф воспринимается ими как часть городского пейзажа, не более того, не думаю, что здесь есть какая-то провокация»

«Но если мы хотим построить свободную страну, то никому нельзя запрещать проводить свой досуг так, как они считают нужным, но, конечно, если при этом соблюдаются законы и права других людей, иначе мы получим ситуацию тоталитарных стран. Например, в Саудовской Аравии молодежь демонстративно ездит в футболках и бейсболках на мотоциклах с ревом — в знак протеста против того режима, который там был до недавнего времени. То есть простая езда на мотоцикле стала политическим жестом. Не нужно доводить до абсурда, когда простая гулянка [станет порицаться обществом]. Если сейчас подобное запрещать, то это будет встречено сопротивлением, люди начнут бросать вызов, устраивая не просто гулянки, а гулянки с политическим подтекстом», — рассуждает Батров.

Он также вспоминает, что ранее в Казани на той же площадке проводили рок-концерт «Сотворение мира». «Конечно, нельзя людей из-под палки заставить любить Бога, но в этом и ценность культурной, духовной жизни, которая не комсомольским приказом навязывается. И подобное позволяет нам делать вещи, в которые мы верим и которые нам кажутся важными и ценными», — рассуждает спикер.

«КОГДА В ГЕРМАНИИ С ГОЛОЙ ГРУДЬЮ ЗАБЕГАЛИ В МЕЧЕТИ… ЭТО Я ПОНИМАЮ»

Известный продюсер и шоумен, промоутер бара «Жу-Жу» в «Корстоне» Макс Бакс не видит ничего предосудительного в мирных танцах на фоне мечети Кул Шариф. «Что касается коротких юбок, простите, их же кто-то шьет, девочки не могут их не покупать, они же девочки — им же нужно что-то показывать! Второе — сейчас на улице лето, ходить в длинном, как бабки, тоже, наверное, не очень», — рассуждает шоумен.

Что касается Кул Шарифа, который стал невольной декорацией для танцевального экспромта, то здесь, как считает спикер, есть две большие разницы — танцевать непосредственно на территории мечети или в отдалении, как в данном случае, — у Центрального стадиона. «Если бы они в 3 метрах от мечети танцевали... — рассуждает он. — А Кул Шариф — это памятник, которым гордится Казань. Если я гость столицы РТ, то обязательно сфотографируюсь на фоне данной мечети, причем не факт, что буду в длинных штанах, а не в шортах, так как сейчас жара! В мусульманские страны я летаю, в Эмираты, там тоже дискотеки есть на улицах — и ничего такого!»

«Выступления молодежные, которые, может быть, даже шокируют почтенную публику, являются ответом на необычную ситуацию. Другое дело, насколько они опасны, насколько негативно влияют на остальное общество» «Выступления молодежные, которые, может быть, даже шокируют почтенную публику, являются ответом на необычную ситуацию. Другое дело, насколько они опасны, насколько негативно влияют на остальное общество»

«В связи с этой пандемией все позакрывали… А если там ничего плохого не происходит, нет никакого нарушения закона, люди просто веселятся, то почему бы и нет? — считает шоумен. — Помните, случаи были, когда в Германии, кажется, с голой грудью забегали в мечети? Вот это, я понимаю, [неуважение], а тут обыкновенная молодежь!»

Из-за COVID-19 сейчас закрыты все клубы, тайные вечеринки тоже опасаются организовывать, т. к. боятся штрафов, молодежь проводит время на пляжах или за городом — снимает коттеджи в пригороде и веселится. «Они (власти — прим. ред.) не дозволяют дискотеки, но разрешают другое, где людей гораздо больше рядом друг с другом: автобусы разрешены, метро, кафе (имеются ввиду террасы — прим. ред.) — тоже», — удивляется Макс Бакс. По его словам, днем в ресторанах сидят те же люди, просто ночью они еще и танцуют, разницы особо, по его мнению, большой нет, но дискотеки почему-то до сих пор не разрешены.

«Очень комплексный момент. Закрытие и вообще изменение образа жизни для всего человечества очень сильно сказываются на молодежи. Безусловно, это влияет на психику всех людей. И они реагируют по-разному — кто как, — попыталась найти объяснение гиперактивности молодого поколения психолог Инна Городецкая. — Что касается молодых людей, то в силу возрастных особенностей они стремятся к большей социальности и самовыражению в разных формах, поэтому какие-то выступления молодежные, которые, может быть, даже шокируют почтенную публику, являются ответом на необычную, мягко говоря, ситуацию, но такое объяснимо. Другое дело, насколько они опасны, насколько негативно влияют на остальное общество... об этом судить уже не психологам. То, что реакция самой эмоционально подверженной группы будет, неудивительно. Надо выяснить у них, что именно они хотели донести».

Модель в прозрачном платье и нижнем белье позировала на фоне храмовых фресок в селе Гари Елабужского района Модель в прозрачном платье и нижнем белье позировала на фоне храмовых фресок в селе Гари Елабужского района

ХРОНИКА ТАТАРСТАНСКИХ СКАНДАЛОВ — «ВЫЗЫВАЮЩИЕ» МЕРОПРИЯТИЯ И ПОЛУОБНАЖЕНКА

К слову, это уже не первый случай, когда общественность Татарстана возмущается аморальным, по ее мнению, поведением молодежи.

Прошлой осенью шумиха возникла вокруг «Бала Сатаны», который анонсировал казанский бар The Snob, расположенный вблизи Казанского кремля. Заведение обещало, что «все самое жуткое и мистическое придется на один день», а афиша мероприятия, посвященного празднику Хэллоуин и роману Булгакова, сопровождалась изображениями дьявола и пентаграммой. Впоследствии пост был удален, но представители православной общественности успели возмутиться. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан резко негативно высказался о «бале».

По его мнению, проводить мероприятия такого рода нельзя — они разрушают религиозные ценности и нравственные устои. «Может быть, теперь сатана станет править у нас в городе? Или в республике? Сегодня бал, а завтра что же — жертвоприношения будут совершаться в честь того, кого на Руси всегда называли врагом рода человеческого?» — дал прошлой осенью комментарий нашему изданию владыка. Первый заместитель муфтия Республики Татарстан Рустам хазрат Валиуллин считает: «Инициирование таких „вызывающих“ мероприятий дискредитирует общечеловеческие идеалы и формирует среди молодежи пренебрежительное отношение к гуманистическим идеям, традициям и родной культуре».

Прошлой осенью шумиха возникла вокруг «Бала Сатаны», который анонсировал казанский бар The Snob, расположенный вблизи Казанского кремля Прошлой осенью шумиха возникла вокруг «Бала Сатаны», который анонсировал казанский бар The Snob, расположенный вблизи Казанского кремля

Еще раньше, два года назад, летом 2017-го, соцсети подхватили новость о фотосессии, которую устроил глянцевый свадебный журнал «Совет и любовь», выбрав в качестве натуры Ильинскую церковь в селе Гари Елабужского района. Модель в прозрачном платье и нижнем белье позировала на фоне храмовых фресок. «В музей в трусах не зайдешь, в церкви же, предназначенной для моления, правила несколько строже. Заходить в неглиже в храм нельзя, даже не говоря об особых правилах, в частности покрытии головы женщинами. Поведение участников фотосессии прискорбно, но особенно возмутило то, что фото делались еще и на окнах: модель специально забиралась в оконные проемы», — прокомментировал тогда ситуацию диакон Елабужского благочиния Казанской епархии РПЦ Алексий Шаманин. При этом Елабужское благочиние ограничилось лишь внушением редакции, после чего снимки исчезли со страницы журнала. Сами издатели считали, что «ничего плохого не сделали».

На всю Россию в 2016 году прогремел скандал с татарской певицей Резедой Ганиуллиной, чей танец на фоне Белой мечети Болгара в клипе на композицию «Җаным» вызвал недовольство в сети. Сама подопечная известного продюсера Ильфака Шигапова уверяла общественность, что ее клип — это «произведение искусства», но потом принесла извинения за ролик, который мог задеть чувства верующих. Артистка поблагодарила всех, кто не остался равнодушным к ее творчеству, а религиозным деятелям выразила благодарность за то, что «они прилагают большие усилия для того, чтобы в наше непростое время к нам не проникли различные секты и радикальные течения». Помимо общественности, к делу тогда подключилось даже следствие. Впрочем, оно не нашло в клипе и действиях танцовщицы признаков преступления. «Неуважения к обществу и оскорбления чувств верующих — ничего такого не было», — вынес вердикт старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Андрей Шептицкий.