КОМПАНИЯ «ТАТЭНЕРГОСБЫТ» ПРЕДОСТАВИЛА ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ДИАЛОГА ЭНЕРГОСЕРВИСНОГО БИЗНЕСА И ТАТАРСТАНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Эксперты считают, что внутренние цены на энергоносители рано или поздно выровняются с мировыми. Российскому потребителю уже сейчас необходимо задуматься над тем, как снизить энергопотребление сегодня, чтобы в дальнейшем смягчить экономический удар. На днях в Казанском энергоуниверситете состоялось девятое, заключительное зональное совещание по энергосбережению, организованное компанией «Татэнергосбыт». В его в рамках корреспондент БИЗНЕС Online встретился с директором Татэнергосбыта Маратом Минибаевым, он рассказал, насколько сегодня актуальна данная тема.
ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДИАЛОГА
– Марат Файзрахманович, с какой целью были организованы совещания, и кто являлся их участником?
– В принципе мы приглашаем всех. Но крупные компании, которые серьезно занимаются внедрением мероприятий по энергосбережению на своем производстве, эти совещания не посещают – у них и так все организовано на высоком уровне. Основные участники – это малый и средний бизнес, предприятия ЖКХ, бюджетные учреждения и компании-поставщики услуг, такие, как водоканал, тепловые сети, которые по закону также обязаны проводить мероприятия по энергосбережению
Задача совещания – помочь потребителям и подрядчикам – энергосервисным компаниям найти друг друга.
– На ваш взгляд, насколько развит энергосервисный бизнес в Татарстане?
– Компании, которые этим занимаются, компетентны, с высоким уровнем профессионализма. Они работают не только у нас в республике, но и по всей России. Но сегодня со стороны потребителей спрос на их услуги еще очень низок. По большому счету люди еще не осознают, что проводить энергосберегающие мероприятия необходимо, поэтому никто этим всерьез не занимается. Занимаются на крупных предприятиях, там свои собственные подразделения, и очень четко поставлены задачи со стороны руководства на снижение энергозатрат. Но предприятия среднего и малого бизнеса, а также бюджетники и предприятия ЖКХ этим практически не охвачены. Поэтому мы и предоставили им и энергосервисным компаниям площадку для диалога, и, как результат – возможность для заключения энергосервисных контрактов.
ФИНАНСОВЫЕ СХЕМЫ ПО КОНТРАКТАМ
– Кстати, о результатах: были ли заключены контракты между участниками совещаний?
– Поскольку мы несем только организационную нагрузку, то специально это не отслеживаем. Но, насколько известно, есть уже контракты на энергообследование, энергоаудит. Но это первая стадия, которая необходима для энергосервисных работ. Есть предприятия, которые обязаны заключить такие договора по закону (261-ФЗ), но они даже и не знают об этом. И о том, что если энергоаудит не будет проведен, к ним будут применены санкции со стороны государства.
– Получается, что предприятия еще не осознают, насколько серьезен этот вопрос?
– Да, и мы можем судить это по посещаемости наших мероприятий. Если в Казани, как вы видите, здесь – полный зал, то в районах – картина другая. К сожалению, это такая российская специфика – законы люди почти не изучают, и вообще, на информацию, идущую из официальных источников, мало обращают внимания. Здесь же мы предлагаем вариант диалога, думаю, что люди все равно к пониманию ситуации придут. Так что наши совещания – это базовый цикл.
– Вероятно, что, как вы сказали, проведение базового цикла не единственная задача, которую ставит перед собой компания?
– Во-первых, сегодня мы ставим задачу предоставить предприятиям всю информацию об энергосервисных компаниях и саморегулируемых организациях, которые у нас в республике работают. Второе: мы готовы выступать в качестве гаранта перед кредитными организациями для привлечения средств, необходимых для реализации энергосервисных контрактов. То есть речь идет о заключении трехсторонних договоров. Могут быть и другие финансовые схемы: то, что связано с отсрочкой платежей за электроэнергию, в случае, если предприятие реализует энергосервисный контракт, потому что эта часть бывает достаточно затратной. Собственно, эти схемы не новы – их применяют многие сбытовые компании. Сами мы непосредственно энергосервисные контракты не исполняем, поскольку в условиях, когда есть достаточно эффективные организации, которые уже себя на этом рынке проявили, мы для себя такой необходимости не видим, и цели завоевания энергосервисного рынка перед собой не ставим. Наша основная задача – это продажа электроэнергии населению и проведение комплекса сопутствующих услуг.
ЗАКОНЫ И ШТРАФЫ ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШАТ
– Тема энергосбережения очень популярна сегодня. Реализует ли компания еще какие-либо проекты в этом направлении?
– Сегодняшний этап направлен на просвещение потребителей и других заинтересованных лиц. Кроме того, у нас есть постоянная рубрика на телевидении: «Школа энергосбережения». В передаче мы даем рекомендации, начиная от советов по экономии электроэнергии в быту, выбору бытовой техники, заканчивая презентациями реализованных проектов в сфере энергосбережения у наших клиентов.
Республиканский конкурс детского рисунка «Солнечный зайчик», который мы проводим вот уже второй год, – тоже очень важный для нас проект, потому что вопрос энергосбережения – это вопрос нашей культуры. Почему западные страны так продвинуты в этом плане? Потому что у них с детских лет воспитывают бережное отношение к потреблению энергии. И у нас появилась такая идея – начинать воспитание еще с детского сада. Вы знаете, в ходе проекта, выяснилось – насколько талантливы наши дети! В своих рисунках они высказывают такие идеи, что даже взрослым в голову не придут. Эти рисунки можно брать и просто использовать как готовую рекламную продукцию в сфере энергосбержения для любой компании, которая этим занимается – это просто кладезь находок.
– Остается только удивляться, почему в наших школах не вводятся специальные занятия для детей по энергосбережению…
– Согласен с вами. Полагаю, этот предмет пора уже внедрять в школы, пусть даже в качестве факультатива, потому что современный человек с электроэнергией связан везде. Хотя, отдельные усилия есть. Например, совместный проект «Сетевой компании» и министерства образования РТ, в его рамках проводятся уроки по электробезопасности в школах. Но сегодня необходим более системный подход, может быть, постоянная дисциплина, которая будет учить детей знаниям об энергии, об окружающем мире, о необходимости бережного потребления. Объяснять детям, что от бережливого отношения к энергии зависит конкурентоспособность экономики, общества в целом. Ведь одними законодательными актами и штрафами многого не добьешься.
– То есть, нашему обществу еще ждать и ждать, пока вырастет новое поколение, воспитанное на уроках бережливости? А как же довести элементарные понятия до сегодняшних потребителей?
– Думаю, что некоторый нигилизм связан с тем, что наши тарифы на энергоресурсы еще далеки от мировых. На западе люди давно уже научились считать каждую потраченную копейку на каждый киловатт. Но нужно иметь в виду, что в будущем все цены выровняются, к примеру, газ уже приближается к мировым ценам. Поэтому принимать меры надо сейчас. И к этому следует подходить очень разумно, научиться этим управлять, внедрять систему управления энергопотребления, как во всем мире.
А не так хаотично: столько-то потребили – и ладно. К примеру, если брать статистику по доле расходов семьи на потребление энергоресурсов: у нас в России эта величина больше, чем в Европе.
– Какие первые шаги должен предпринять потребитель, чтобы сэкономить на энергоресурсах?
– Есть элементарные мероприятия: к примеру, достаточно усилить фасад, крышу, или сменить осветительные приборы на светодиоды, и это сразу же даст хорошую экономию. В части тепловой энергии, необходимо устанавливать приборы учета, без этого никуда. Вот представьте, вы идете на базар и просите килограмм товара не взвесить, а на глазок отпустить. Можно такое представить? Нет! Также как и с энергоресурсом. Львиная доля вопросов, которая возникает у наших потребителей, связана с учетом потребляемой тепловой энергии, потому что если нет прибора учета, потребители должны платить по договорной нагрузке. Много это или мало – никому неизвестно, жилищные организации платят по проектной нагрузке, и, конечно, эти суммы несоизмеримы с тем, что они реально потребляют. Так что, прежде всего, – это установка приборов учета. Часто одно это уже дает экономию. И второе – разработка энергосберегающих мероприятий на долгосрочную перспективу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.