«Сейчас происходит сращивание могучего духовного института церкви с государством. И ничего плохого в этом нет», — считают эксперты, комментируя открытие в День памяти и скорби главного храма Вооруженных сил России. В ходе церемонии Владимир Путин говорил о доблести всех защитников Отечества «от древней Руси до наших дней», а патриарх Кирилл призывал «держать порох в пороховницах сухим». О том, как построить третий в мире православный собор, на чьи деньги и зачем, — в материале «БИЗНЕС Online».
«ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОСТУПАТЕЛЬНЫМ БЫЛО НАШЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, МЫ ДОЛЖНЫ ДЕРЖАТЬ СУХИМ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ!»
Сегодняшний День памяти и скорби для России начался с довольно необычного богослужения. Впервые оно проходило в недавно освященном главном храме Вооруженных сил России в подмосковной Кубинке. Молебен отслужил патриарх Московский и всея Руси Кирилл — настоятель нового собора, а президент России Владимир Путин «отрепетировал» свою речь на парад Победы в эту среду.
Рано утром в сопровождении министра обороны РФ Сергея Шойгу почетные гости осмотрели новые храм и музей, возведенные к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Торжественная часть прошла на площади перед собором. Там в ожидании главнокомандующего собрались сотни военнослужащих, выстроившись ровными колоннами у стен храма.
«Это тот самый день, когда 79 лет тому назад до зубов вооруженный враг, наслаждавшийся и гордившийся своим полным превосходством над нашей страной, вступил [на нашу землю], нарушив священные рубежи нашей родины с полной уверенностью, что в наикратчайшие сроки он одержит полную победу и сокрушит нашу державу», — обратился к собравшимся глава РПЦ. Он напомнил, что страна и народ выдержали то страшное и судьбоносное время, сохранили свою свободу «от всяких внешний влияний». Той победой, по его словам, было предопределено дальнейшее поступательное развитие государства, и, празднуя ее, мы никогда не должны забывать о жертвах и подвиге народа.
Рано утром в сопровождении министра обороны РФ Сергея Шойгу почетные гости осмотрели новые храм и музей, возведенные к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
Патриарх Кирилл также назвал мирное время результатом и мудрой внешней политики страны. В сочетании с грозным оружием в руках наших вооруженных сил подобное, по его мнению, дает возможность всем нам жить в мире и строить будущее. В это время в прямом эфире показали масштабы территории построенного храма. «Для того чтобы поступательным было наше историческое развитие, мы должны держать сухим порох в пороховницах. Вооруженные силы всегда должны быть на высоте своего призвания, и, помимо необходимого технического оснащения, важно, чтобы дух наших воинов являлся всегда несокрушимым и сильным, чтобы осознание необходимости жизнь свою положить за родину присутствовало в сознаниях и сердце каждого, кто принимает присягу», — обозначил патриарх и добавил, что такое решение, мужество и верность стране, помноженные на технические современные возможности и сверхновое мощное вооружение, будут давать гарантию безопасности страны на многие годы.
Глава РПЦ обратился и к Путину как к главнокомандующему России и поблагодарил его. По словам Кирилла, все, что сегодня происходит в стране, во многом зависит от решений президента, а что происходит в армии — от главнокомандующего. «И мы как верующие люди молимся за ваше здравие, чтобы Господь укрепил вас, дал духовные и физические силы для продолжения вашего ответственного служения народу нашему!» — заключил патриарх.
«Вооруженные силы всегда должны быть на высоте своего призвания, и, помимо необходимого технического оснащения, важно, чтобы дух наших воинов являлся всегда несокрушимым и сильным»
Затем слово взял и сам глава государства. Он отметил, что сегодня одна из самых горьких, драматических страниц нашей истории, унесшая миллионы жизней. Испытания военной поры, по его словам, показали неимоверную силу и стойкость народа. На кадрах появились колонны с военнослужащими в зеленых касках и флагами с надписями «Первый украинский фронт». «Мы собрались здесь, у стен главного храма Вооруженных сил России, чтобы с глубоким почтением вспомнить о героях прошлого, почтить бессмертный подвиг нашего народа и ратную доблесть всех защитников Отечества — от Древней Руси до наших дней, склонить головы в память о всех, кто отдал жизнь за свободу родной земли», — сказал Путин с импровизированной трибуны на ступенях к новому храму. Объявили минуту молчания, после чего Владимир Владимирович вновь взял слово и обратился к военнослужащим. По словам президента РФ, современное поколение солдат и офицеров хранит верность традициям, достойно выполняет все поставленные задачи, благодаря им обороноспособность и безопасность государства надежно обеспечены.
После торжественной части зазвучал гимн России, а зрителям прямого эфира показали величие собора с высоты птичьего полета. Путин с Кириллом в сопровождении Шойгу, что стоял все это время за спиной главнокомандующего, пронзая его взглядом, отправился возложить цветы к скульптурной композиции «Матерям победителей».
Храм Воскресения Христова — главный и первый в истории православный собор Вооруженных сил России
ЧТО ЭТО ЗА ХРАМ?
Храм Воскресения Христова — главный и первый в истории православный собор Вооруженных сил России. Его построили в рекордно сжатые сроки — всего за полтора года, специально к 75-летию празднования Победы в Великой Отечественной войне, так что он стал центром воинской славы и всенародной памяти о погибших в годы кровопролитной войны.
Строительство храма в Одинцовском районе под кураторством Шойгу началось в сентябре 2018 года и финансировалось, как это неоднократно заявлялось, на народные пожертвования. Однако журналисты Znak.com подсчитали, что собрать таких народных пожертвований удалось только в размере 3 млрд рублей, хотя сумма заключенных госконтрактов составила около 6 млрд рублей. Впоследствии выяснилось, что в прошлом году фонд «Воскресение», финансировавший строительство, получил 2 млрд рублей от правительства Москвы, а также еще 950 млн рублей от правительства Московской области. Журналисты, разумеется, сделали отсылки на дружбу губернатора области Андрея Воробьева и Шойгу.
Строительство храма в Одинцовском районе под кураторством Шойгу началось в сентябре 2018 года и финансировалось, как это неоднократно заявлялось, на народные пожертвования
В строительстве главного храма ВС РФ были задействованы более 4 тыс. человек. Это третий по высоте (порядка 96 м с крестом) в мире православный собор — после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Все в культовом сооружении подчинено магии цифр. Например, высота перекликается с датой рождения святого равноапостольного князя Владимира (960 год), в честь которого освятили нижний храм ВС. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м, на барабане находится 8 окон, диаметр купола составляет 22,43 м, а все потому, что 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота звонницы в честь юбилея Победы — 75 метров. Высота малых куполов составляет 14,18 м — именно 1 418 дней и ночей продолжались боевые действия в Великую Отечественную войну. Площадь мозаики в интерьере собора составляет 2644 кв. м — это число полных кавалеров ордена Славы, площадь всего храмового комплекса — 11 тыс. кв. м, что примерно соответствует числу участников ВОВ, получивших звание Героя Советского Союза. Фасад выполнили из натурального камня, скульптурные группы отлили из бронзы, а в чугунные плиты крыльца включен металл из переплавленного оружия вермахта.
Общая вместимость храма — до 6 тыс. человек. Каждый из его приделов посвящен тому или иному покровителю рода войск
Общая вместимость храма — до 6 тыс. человек. Каждый из его приделов посвящен тому или иному покровителю рода войск. Всего придела четыре — святого Илии Пророка (покровителя ВКС и ВДВ), святой Варвары Великомученицы (РВСН), святого апостола Андрея Первозванного (ВМФ), святого Александра Невского (сухопутные войска). В храме установили 18 колоколов, 17 из которых посвящены видам и родам войск. Главной иконой храма стал образ Спаса Нерукотворного, лик которого на художественных рельефах окружают образы Божией Матери Казанской, Владимирской, Тихвинской и Смоленской, в ковчеге иконы расположили частицы мощей 8 покровителей. Украшена она драгоценностями, сусальным золотом. С тыльной стороны доски иконы скреплены цевьем автоматической винтовки Токарева образца 1940 года.
Отдельная изюминка храма ВС — огромное количество мозаик. Например, образ Спаса Нерукотворного в центральном куполе — это вообще самое большое мозаичное изображение Христа. В целом 98% всех изображений храма — мозаика из смальты, остальное — живопись, что нетипично для православных храмов. Как рассказал «Новой газете» художник Василий Нестеренко, мозаичные сюжеты в принципе каноничны основным православным мотивам, но есть там и сюжеты, характерные только для главного храма ВС. Например, мозаика с изображением явления Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года, на Курской дуге 12 июля 1943-го и т. д. Все строго по истории воинской доблести России. С некоторыми такими мозаиками этой весной произошло несколько конфузов.
Главной иконой храма стал образ Спаса Нерукотворного, лик которого на художественных рельефах окружают образы Божией Матери Казанской, Владимирской, Тихвинской и Смоленской
В апреле стало известно, что на одной из стен храма создали мозаику с изображением парада Победы, там был портрет Сталина, что вызвало бурю негодования среди священнослужителей. Консервативные православные деятели написали письмо патриарху Кириллу с просьбой убрать странный художественный образ. В итоге это сделали, но не сразу. Замминистра обороны РФ Андрей Картаполов заявлял, что «Сталин вернул религию» и что стыдиться этого не надо.
Схожая история приключилась с мозаикой, на которой изобразили Путина, Шойгу и Валентину Матвиенко. Настоятель храма епископ Клинский Стефан объяснял подобное тем, что мозаика отображает исторические события, а одно из таковых — присоединение Крыма, потому неправильно было бы не изображать действующих лиц данного сюжета. Как только Путин узнал о том, что его отметили на храмовой мозаике, то тут же повелел демонтировать изображение — мол, рано пока. «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано», — заявил президент РФ со слов его пресс-секретаря Дмитрия Пескова. В итоге ни ту ни другую мозаику не стали уничтожать, а сняли и бережно перенесли в музей.
В целом 98% всех изображений храма — это мозаика из смальты, остальное — живопись, что нетипично для православных храмов
Храм ВС в парке «Патриот» окружает довольно обширный музейный комплекс. В «Дороге Памяти» находятся, к примеру, костюм и фуражка Гитлера (заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов неосторожно причислил данные вещи к «реликвиям», что вызвало отдельный скандал). Основа же концепции музейного комплекса — десятки миллионов фотографий участников войны.
Главный храм Вооруженных сил России сдали еще 9 мая, как и обещали, — аккурат к 75-й годовщине Великой Победы. Освятили культовое сооружение 14 июня этого года.
Храм ВС в парке «Патриот» окружает довольно обширный музейный комплекс
«КОНЕЧНО, ЭТО НОВОДЕЛ, НО ОН ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ»
Павел Гусев — председатель общественного совета при министерстве обороны РФ:
— Сегодня на открытии не присутствовал, но когда храм открывался для вооруженных сил, то я был. Замечательно, что за такой короткий срок воздвигли гигантское и знаковое сооружение. Конечно, это новодел, но он имеет особое значение для ВС. Тем более вокруг собора существует аллея, где, по сути дела, сохранена вся память о Великой Отечественной войне. Собрано то, что никогда до этого не собиралось в одном месте. Мне было очень интересно посетить данный храм на завершающем этапе. Я участвовал при закладке камня, и вот буквально несколько месяцев прошло — и собор уже воздвигнут. Все очень торжественно и необычно. Самое важное, что это храм Вооруженных сил России, где будут проходить посвящения, богослужения в память тем, кто защищал Отечество. Это очень знаковое событие и для гражданского населения. Люди идут служить в армию, для них очень важно, что существует память воинам, которые отдали свою жизнь, защищая Родину.
Виктор Баранец — военный эксперт, журналист, писатель, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке:
— Как член общественного совета при минобороны я был и в самом храме, и на месте закладки первого камня, там присутствовало все руководство генштаба. Меня поразила скорость создания данного собора. Это красивое здание, впитавшее лучшие традиции храмостроения, великий памятник всем воинам России: и умершим, и живым.
Ходили брехливые слухи, направленные против властей, что якобы храм построен за счет военного бюджета. На это мне не раз публично приходилось отвечать, встречаться с руководством фонда «Возрождение», тотально вычитывать отчеты о поступлениях средств от банков, организаций, предприятий, государственных и частных фирм. Все это было невероятно прозрачно, до копейки.
Или говорили, что храм расположен далеко от населенного пункта, хотя рядом находится один из крупнейших гарнизонов, где более 40 тысяч военнослужащих. К тому же в соборе не только станут проходить церковные процедуры, здесь открыли и школу, которая будет готовить священников для армии. Она уже начала работать.
«Меня поразила скорость создания данного собора. Это красивое здание, впитавшее лучшие традиции храмостроения, великий памятник всем воинам России: и умершим, и живым»
Я не раз слышал в свой адрес: «Какого черта ты пропагандируешь храм, если у нас церковь отделена от государства?» Я отвечаю: «Мы сейчас живем в отсутствии государственной идеологии, Россия от нее отказалась, а с душой и мозгами воина кто-то должен обязательно работать, иначе у нас получатся лукавство: церковь отделена от государства, а у нас в главном военно-политическом управлении есть целый отдел по работе с верующими военнослужащими». Когда идет беседа с молодыми людьми на призывной комиссии, их спрашивают: «Вы верующий?» И 20 процентов отвечают положительно, они задают вопросы: «А как нам быть, если мы захотим исповедоваться или провести какой-то праздник?» А вот почему мы должны им отказывать? Не должны. А то получается, что человек попадет в армию как в какой-то идеологический Бантустан. Тут уже начинают орать люди, которые защищают права человека.
Нужно было отвечать на данный вызов. Сейчас происходит сращивание могучего духовного института церкви с государством. И ничего плохого в этом, на мой взгляд, нет. Священники солдат ничему плохому не научат. Катастрофа, что идеологией у нас не занимаются. В каждую призывную кампанию я агитирую за то, что надо отдать долг Родине. Неважно, какой строй (социалистический или капиталистический), Родину надо защищать. И мне звонит отец солдата и говорит: «А мой сын ничего не должен. На хрена он должен защищать вышки Абрамовича?» А именно с такой идеологией мальчик и возьмет в руки оружие — нехотя. С этими мозгами надо работать. Потому любая идеология, которая работает на безопасность государства, полезна. И нужна любая религия, которая вдохновляет человека верно служить государству, народу.
Во время следующей встречи с президентом РФ Путиным я обязательно скажу ему, что тех людей, которые в такие стахановские сроки так быстро создали третий по величине храм России, обязательно нужно отметить.
«На мой взгляд, наш министр обороны по-человечески терпелив ко всем верам, ко всем служащим. Он говорил, не скрывал этого, что сам в себе верующий православный человек»
Владимир Гурболиков — первый заместитель главного редактора журнала «Фома», председатель фонда «Фома Центр»:
— Я не посещал храм. До сих пор нахожусь на самоизоляции. Думаю, что событие очень важное. Я бы даже сравнил его с восстановлением Кронштадтского Морского собора — великолепного храма, где молятся и поминают морских офицеров, моряков, тех, кто связан с морем, военно-морскими силами.
Есть несколько служений: служение Богу, служение врача и служение воина. Это всегда сопряжено с трудностями и самопожертвованием, поэтому, конечно, таким людям требуется молитва, нужно, чтобы они имели место для молитвы, чтобы о них молились. В этом храме будут молиться о воинах.
Мы сейчас много молимся о врачах. Знаем, что много умерло людей, понимаем, что медики делают для нас и как они рискуют. Тем более мы должны понимать, как рискуют и что делают для страны люди, которые выбрали для себя смертельно опасное служение. В данном смысле я считаю, что это правильно и искренне. На мой взгляд, наш министр обороны по-человечески терпелив ко всем верам, ко всем служащим. Он говорил, не скрывал этого, что сам в себе верующий православный человек. Подобное было сделано, видимо, от всего сердца, а Господь и намерение целует. Какие бы ни возникали споры вокруг того, как такое реализовано, это дело благое. Споры уйдут, а храм останется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 175
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.