Летние школьные каникулы — отличное время, чтобы провести его в том числе за просмотром хорошего кино. Но знают ли ваши дети-школьники о том, сколько отличных картин для них и про них подарил нам советский кинематограф? Киновед и обозреватель «БИЗНЕС Online» Адиля Хайбуллина решила напомнить читателям про эти фильмы, многие из которых ничуть не потеряли ни своей актуальности, ни привлекательности для зрителя.
1. «Чучело» (Ролан Быков, Аркадий Хайт, 1983)
Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками чучелом, заставит вас на многое взглянуть другими глазами.
«Чучело» — фильм-предупреждение, который обращается к проблемам болезненным и актуальным. К тому, что необходимо осознать и предстоит решить современной школе. Картину можно воспринимать как классическое пособие по тому, что делать с подростковой травлей и буллингом. Насколько бессильны могут быть взрослые, когда дети объединяются в стаю против «инородца». Как невероятно трудно быть непохожим на других и сохранить достоинство, оставаясь собой. Это кино стало эталоном родительского непонимания и безответственного отношения педагогов к проблемам учеников. А еще «Чучело» — последнее полнометражное кино, в котором снялся Юрий Никулин. И первый драматический фильм Ролана Быкова после череды его работ о детях в комедийном, эксцентрично-музыкальном ключе.
12+
2. «Республика ШКИД» (Геннадий Полока, 1966)
1920-е. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе им. Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени…
«Республика ШКИД» была настолько популярна в нашей стране в советское время, что ее посмотрели более 30 млн зрителей. Можно предположить, что почти каждый советский школьник в те годы увидел на экране пронзительную историю первых лет существования нового государства, когда сотни тысяч беспризорников неприкаянно слонялись по стране. Картина и по сей день вызывает сострадание и понимание. На протяжении всего фильма зрителям препарируют детские души со всеми свойственными подростковому возрасту особенностями — максимализмом, влюбленностями, обостренным чувством справедливости, героизмом и пр. Каждый образ — это отдельная покалеченная судьба. Однако благодаря эксцентричной манере подачи «Республика ШКИД» смотрится легко и динамично даже сегодня.
12+
3. «Вам и не снилось» (Илья Фрэз, 1980)
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви…
Прекрасная экранизация одноименной повести Галины Щербаковой — о советских Ромео и Джульетте, которых совершенно не понимают и зачем-то все время разлучают несчастливые взрослые. Романтическая история беззаветной любви двух школьников Ромы и Кати настолько искренняя, что обезоруживает зрителя любого поколения. Невероятно важно знать сегодня, что такая настоящая, непорочная, хрупкая и в то же время сильная любовь существует и может жить долго. Нет убедительнее и честнее советского фильма на данную тему, я убеждена в этом.
0+
4. «Дорогая Елена Сергеевна» (Эльдар Рязанов, 1988)
Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.
«Дорогая Елена Сергеевна» — совершенно нехарактерное кино для Эльдара Рязанова. Неслучайно по накалу страстей и неожиданным поворотам сюжета многие в свое время называли эту работу фильмом ужасов. Картина идеально транслирует атмосферу эпохи перестройки: непредсказуемость, аморальность и стихийность. Увы, но тема ломки ценностей, нравственной деградации и развала системы будет актуальна всегда. «Дорогая Елена Сергеевна» замечательно показывает типы личностей, которые встречаются во всех социальных группах и раскрывает характеры персонажей. Изучая их логику, можно прогнозировать поведение, понимать основы конфликтов. В этом смысле фильм очень точный, подробный и поучительный.
16+
5. «Сто дней после детства» (Сергей Соловьев, 1975)
Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства и одарило героя дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное — он узнал радость и горечь первой любви…
Это фильм о первой любви, полной разочарований и неожиданных побед и уместившейся в обычные летние каникулы. Пионервожатый Сергей хотел всего лишь поставить со школьниками «Маскарад» Михаила Лермонтова, но оказалось, что любовь подростков гораздо важнее любых творческих вызовов. В картине «Сто дней после детства» соседствуют психология и поэзия: психология отрочества и первой любви и поэзия детства, нового чувства, природы и окружающего мира. Все это дополняет друг друга. Фильм настолько гармоничен содержательно и визуально, что вполне закономерно был награжден призом за режиссуру Берлинского кинофестиваля.
12+
6. «Розыгрыш» (Владимир Меньшов, 1976)
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые взрослые вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
В фильме затрагиваются типичные школьные проблемы: что будет, если убедительно соврать учительнице, что она не предупреждала о контрольной, что делать с честной одноклассницей, которая всех выдала, заслужена ли единица и кто настоящий лидер класса — тот, кто знает, чего хочет, и правдив, или тот, кто готов идти по головам? «Розыгрыш» снят по методу социалистического реализма: все герои и их конфликты вполне реалистичные. Несмотря на идеологическую выдержанность и общую «невинность» картины, фильм показывает, какой раскол уже тогда наметился в советском обществе. Мы наблюдаем два поколения: уходящее старой советской интеллигенции и новую современную молодежь, а также делаем выводы.
16+
7. «Пацаны» (Динара Асанова, 1983)
Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстра-класса — Валерий Приемыхов и 13-летний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого весь мир взрослых.
Фильм неслучайно начинается как документальный: подростки — будущие герои картины — отвечают на вопросы «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и пр. Фильм снят от лица трудного подростка, зритель живет в центре событий, вместе с героями, делает выбор между добром и злом. Извечные проблемы отношений в подростковой среде и роль взрослого человека в их воспитании, фальшивые и настоящие люди — все в одном фильме. Абсолютное преимущество этой картины перед остальными, что порой даже не знаешь, где кончается художественное повествование и начинается документальное. Вот такое честное кино.
12+
8. «Замри — умри — воскресни» (Виталий Каневский, 1989)
Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучан, более похожем на трудовой лагерь, нацеленный только на одно — дать стране как можно больше черного золота. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке. Они не столько мечтают о будущей счастливой жизни, сколько просто любят все, к чему привык глаз в этом Богом забытом городишке…
Фильм Виталия Каневского «Замри — умри — воскресни!» получает приз Каннского фестиваля «Золотая камера» и выходит на зарубежные экраны. Но отечественные прокатчики картину игнорируют, поэтому нашему широкому зрителю она практически неизвестна. А жаль! Каневский внятно и пронзительно рассказал «личную» историю в послевоенное время. «Замри — умри — воскресни!» — поэтичный фильм об идеалах и горестях обычных людей. С детской наивностью и простотой они смотрят вокруг, любят, чувствуют. А жизнь течет своим чередом, подставляя удары. Эта картина привлекает зрителя своей человечностью, частной историей искалеченного детства и любви подростков.
16+
9. «Когда я стану великаном» (Инна Туманян, 1979)
Герой фильма, школьник Петя Копейкин, доказывает, что такие понятия, как храбрость, благородство и честь, присущи не только временам плаща и шпаги, но и сегодняшнему дню. Выбрав примером для подражания героя известной пьесы Эдмона Ростана, он в своих поступках старается походить на Сирано де Бержерака.
«Когда я стану великаном» — не совсем советский фильм советского времени о подростках. И, на мой взгляд, одна из лучших ролей Михаила Ефремова в кино (которому тогда было 13 лет).
Рассказанная нам история — это блистательная аллюзия к классическому произведению Ростана, тонкая, остроумная и глубокая. Картина скорее вдохновлена историей Сирано, чем является ее «новым прочтением» или пересказом. Удивительно трогательный и «правильный» фильм, по которому можно и нужно учиться жизни, дружбе, любви в любом возрасте, так как в нем есть все, что может понравиться юному (да и не очень) романтику.
6+
10. «Доживем до понедельника» (Станислав Ростоцкий, 1968)
Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.
Благодаря этому уже классическому фильму мы все знаем универсальную формулу счастья, придуманную девятиклассником Геной, без взаимности влюбленного в одноклассницу: «Счастье — это когда тебя понимают!» Казалось бы, всего три дня из жизни самой обычной школы, самых обычных советских учителей и учеников, но смотреть и слушать Вячеслава Тихонова — строгого историка — можно вечно! Этот фильм, снятый в 60-е годы, будет важен и актуален еще очень долго. Поскольку тема взаимоотношения ученика и учителя непроста и поиск компромисса между их идеалами, пожалуй, будет все время.
0+
11. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (Николай Лебедев, Эрнест Ясан, 1979)
Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в 15 подросток узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…
Трогательный фильм о первой любви по одноименной повести Михаила Львовского объясняет нам, что все становится гораздо сложнее с взрослением. Любовь может начаться еще в детском саду, но к окончанию школы уже будет не очень понятно, что с ней делать. Влюбленный Сережа уверен: «Когда ее нет рядом, я не существую». Но и сам уже, похоже, этому не рад. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — о затянувшемся первом сильном чувстве, свойственном юности, детству. Когда подросток любит не за что-то, а вопреки. Никакого назидания или глобальной идеи в фильме нет, но он надолго остается в вашем сердце, если оно открыто.
6+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.