1. «Чучело» (Ролан Быков, Аркадий Хайт, 1983)


Полный драматических коллизий фильм, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова. История чистой, мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками чучелом, заставит вас на многое взглянуть другими глазами.

«Чучело» — фильм-предупреждение, который обращается к проблемам болезненным и актуальным. К тому, что необходимо осознать и предстоит решить современной школе. Картину можно воспринимать как классическое пособие по тому, что делать с подростковой травлей и буллингом. Насколько бессильны могут быть взрослые, когда дети объединяются в стаю против «инородца». Как невероятно трудно быть непохожим на других и сохранить достоинство, оставаясь собой. Это кино стало эталоном родительского непонимания и безответственного отношения педагогов к проблемам учеников. А еще «Чучело» — последнее полнометражное кино, в котором снялся Юрий Никулин. И первый драматический фильм Ролана Быкова после череды его работ о детях в комедийном, эксцентрично-музыкальном ключе.

12+


2. «Республика ШКИД»  (Геннадий Полока, 1966)


1920-е. Послереволюционный беспредел. «Трепещите, халдеи!» — по улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают и направляют в детские приюты. В одном из них — школе им. Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим «приютом комедиантов» управляет директор, не потерявший ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научит ребят мужскому достоинству, поможет не раствориться в беге смутного времени… 

«Республика ШКИД» была настолько популярна в нашей стране в советское время, что ее посмотрели более 30 млн зрителей. Можно предположить, что почти каждый советский школьник в те годы увидел на экране пронзительную историю первых лет существования нового государства, когда сотни тысяч беспризорников неприкаянно слонялись по стране. Картина и по сей день вызывает сострадание и понимание. На протяжении всего фильма зрителям препарируют детские души со всеми свойственными подростковому возрасту особенностями — максимализмом, влюбленностями, обостренным чувством справедливости, героизмом и пр. Каждый образ — это отдельная покалеченная судьба. Однако благодаря эксцентричной манере подачи «Республика ШКИД» смотрится легко и динамично даже сегодня.

12+


3. «Вам и не снилось» (Илья Фрэз, 1980)


Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви…

Прекрасная экранизация одноименной повести Галины Щербаковой — о советских Ромео и Джульетте, которых совершенно не понимают и зачем-то все время разлучают несчастливые взрослые. Романтическая история беззаветной любви двух школьников Ромы и Кати настолько искренняя, что обезоруживает зрителя любого поколения. Невероятно важно знать сегодня, что такая настоящая, непорочная, хрупкая и в то же время сильная любовь существует и может жить долго. Нет убедительнее и честнее советского фильма на данную тему, я убеждена в этом.

0+


4. «Дорогая Елена Сергеевна» (Эльдар Рязанов, 1988)


Приятно удивлена и обрадована была Елена Сергеевна, когда к ней неожиданно пришли гости — ее ученики. Она и представить себе не могла, какой драмой обернется для нее этот визит.

«Дорогая Елена Сергеевна» — совершенно нехарактерное кино для Эльдара Рязанова. Неслучайно по накалу страстей и неожиданным поворотам сюжета многие в свое время называли эту работу фильмом ужасов. Картина идеально транслирует атмосферу эпохи перестройки: непредсказуемость, аморальность и стихийность. Увы, но тема ломки ценностей, нравственной деградации и развала системы будет актуальна всегда. «Дорогая Елена Сергеевна» замечательно показывает типы личностей, которые встречаются во всех социальных группах и раскрывает характеры персонажей. Изучая их логику, можно прогнозировать поведение, понимать основы конфликтов. В этом смысле фильм очень точный, подробный и поучительный.

16+


5. «Сто дней после детства» (Сергей Соловьев, 1975)


Это лето в пионерском лагере запомнится Мите Лопухину надолго. Оно стало последним летом детства и одарило героя дружбой с прекрасным человеком, который открыл подростку смысл и величие искусства. А главное — он узнал радость и горечь первой любви…

Это фильм о первой любви, полной разочарований и неожиданных побед и уместившейся в обычные летние каникулы. Пионервожатый Сергей хотел всего лишь поставить со школьниками «Маскарад» Михаила Лермонтова, но оказалось, что любовь подростков гораздо важнее любых творческих вызовов. В картине «Сто дней после детства» соседствуют психология и поэзия: психология отрочества и первой любви и поэзия детства, нового чувства, природы и окружающего мира. Все это дополняет друг друга. Фильм настолько гармоничен содержательно и визуально, что вполне закономерно был награжден призом за режиссуру Берлинского кинофестиваля.

12+


6. «Розыгрыш» (Владимир Меньшов, 1976)


Жизнь ставит перед старшеклассниками первые взрослые вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…

В фильме затрагиваются типичные школьные проблемы: что будет, если убедительно соврать учительнице, что она не предупреждала о контрольной, что делать с честной одноклассницей, которая всех выдала, заслужена ли единица и кто настоящий лидер класса — тот, кто знает, чего хочет, и правдив, или тот, кто готов идти по головам? «Розыгрыш» снят по методу социалистического реализма: все герои и их конфликты вполне реалистичные. Несмотря на идеологическую выдержанность и общую «невинность» картины, фильм показывает, какой раскол уже тогда наметился в советском обществе. Мы наблюдаем два поколения: уходящее старой советской интеллигенции и новую современную молодежь, а также делаем выводы.

16+


7. «Пацаны» (Динара Асанова, 1983)


Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстра-класса — Валерий Приемыхов и 13-летний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого весь мир взрослых.

Фильм неслучайно начинается как документальный: подростки — будущие герои картины — отвечают на вопросы «Мог бы ты ударить человека?», «Что такое добро?» и пр. Фильм снят от лица трудного подростка, зритель живет в центре событий, вместе с героями, делает выбор между добром и злом. Извечные проблемы отношений в подростковой среде и роль взрослого человека в их воспитании, фальшивые и настоящие люди — все в одном фильме. Абсолютное преимущество этой картины перед остальными, что порой даже не знаешь, где кончается художественное повествование и начинается документальное. Вот такое честное кино.

12+


8. «Замри — умри — воскресни» (Виталий Каневский, 1989)


Автобиографическая повесть, события которой происходят в 1947 году в небольшом шахтерском городке Сучан, более похожем на трудовой лагерь, нацеленный только на одно — дать стране как можно больше черного золота. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке. Они не столько мечтают о будущей счастливой жизни, сколько просто любят все, к чему привык глаз в этом Богом забытом городишке…

Фильм Виталия Каневского «Замри — умри — воскресни!» получает приз Каннского фестиваля «Золотая камера» и выходит на зарубежные экраны. Но отечественные прокатчики картину игнорируют, поэтому нашему широкому зрителю она практически неизвестна. А жаль! Каневский внятно и пронзительно рассказал «личную» историю в послевоенное время. «Замри — умри — воскресни!» — поэтичный фильм об идеалах и горестях обычных людей. С детской наивностью и простотой они смотрят вокруг, любят, чувствуют. А жизнь течет своим чередом, подставляя удары. Эта картина привлекает зрителя своей  человечностью, частной историей искалеченного детства и любви подростков.

16+


9. «Когда я стану великаном» (Инна Туманян, 1979)


Герой фильма, школьник Петя Копейкин, доказывает, что такие понятия, как храбрость, благородство и честь, присущи не только временам плаща и шпаги, но и сегодняшнему дню. Выбрав примером для подражания героя известной пьесы Эдмона Ростана, он в своих поступках старается походить на Сирано де Бержерака.

«Когда я стану великаном» — не совсем советский фильм советского времени о подростках. И, на мой взгляд, одна из лучших ролей Михаила Ефремова в кино (которому тогда было 13 лет).

Рассказанная нам история — это блистательная аллюзия к классическому произведению Ростана, тонкая, остроумная и глубокая. Картина скорее вдохновлена историей Сирано, чем является ее «новым прочтением» или пересказом. Удивительно трогательный и «правильный» фильм, по которому можно и нужно учиться жизни, дружбе, любви в любом возрасте, так как в нем есть все, что может понравиться юному (да и не очень) романтику.

6+


10. «Доживем до понедельника» (Станислав Ростоцкий, 1968)


Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения.

Благодаря этому уже классическому фильму мы все знаем универсальную формулу счастья, придуманную девятиклассником Геной, без взаимности влюбленного в одноклассницу: «Счастье — это когда тебя понимают!» Казалось бы, всего три дня из жизни самой обычной школы, самых обычных советских учителей и учеников, но смотреть и слушать Вячеслава Тихонова — строгого историка — можно вечно! Этот фильм, снятый в 60-е годы, будет важен и актуален еще очень долго. Поскольку тема взаимоотношения ученика и учителя непроста и поиск компромисса между их идеалами, пожалуй, будет все время.

0+


11. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (Николай Лебедев, Эрнест Ясан, 1979)


Сереже было четыре года. Он полюбил Клаву с первого взгляда и навсегда. Тащил для нее из семьи карандаши, фломастеры, барометр, кормил мороженым в кафе «Мир», навещал во время болезни и не замечал других девочек. А в 15 подросток узнал, что такое измена: Клава полюбила другого. И тогда Сергей решил свести счеты с жизнью…

Трогательный фильм о первой любви по одноименной повести Михаила Львовского объясняет нам, что все становится гораздо сложнее с взрослением. Любовь может начаться еще в детском саду, но к окончанию школы уже будет не очень понятно, что с ней делать. Влюбленный Сережа уверен: «Когда ее нет рядом, я не существую». Но и сам уже, похоже, этому не рад. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» — о затянувшемся первом сильном чувстве, свойственном юности, детству. Когда подросток любит не за что-то, а вопреки. Никакого назидания или глобальной идеи в фильме нет, но он надолго остается в вашем сердце, если оно открыто.

6+