Бум на рынке пластиковых окон в Казани вызван очень низким порогом вхождения – чтобы открыть такой бизнес, достаточно 120 тысяч рублей, считает известный предприниматель Марат Бикмуллин. Компания «Мирокон», производящая окна - самый крупный, но не единственный бизнес Бикмуллина, он является владельцем радиостанции, сети аптек и т.д. Как ему удается одновременно управлять столь разнопрофильными компаниями, предприниматель рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

IMG_5162.jpg

«ЗРИТЕЛИ ХОТЯТ ВИДЕТЬ НОВОСТИ ПОД РАЗНЫМИ УГЛАМИ»

- Марат Габдулгазизович, вы учредитель ряда медиапроектов, самым известным из которых является «БИМ -радио». Насколько сложно вести бизнес в условиях довольно «плотного» рынка, когда большинство радиостанций просто ретранслируют федеральное вещание и продают рекламу?

- По рейтингам "Гэллап медиа" мы находимся на первом месте. Может быть, это произошло как раз потому, что мы не пошли по легкому пути в то время, когда началась активная экспансия федеральных сетей. Мы отказались от ретрансляции и решили сохранить свой продукт. Сейчас мы продолжаем работать именно в этом направлении. Присоединения к федеральным сетям в планах нет. Перспективы радиорынка вижу в вещании в интернете. Но это будет принципиально другое радио.

- Расскажите, пожалуйста, об идее создания «БИМ-ТВ»? Как вы его дальше планируете развивать в условиях огромного количества конкурентов?

- Зрители всегда хотят видеть местные новости под разными углами. «БИМ-ТВ» как раз удовлетворяет эту потребность. Новости у нас в основном развлекательные. У меня есть большой соблазн, связанный с желанием давать серьезные городские и местные политические новости. Но есть редактор и специалисты, которые говорят: то, что мне хочется, это не формат. Если мне что-то нравится, это ведь еще не значит, что этого захотят наши слушатели.

- Вы считаете, что будущее медиа в интернете, а почему же тогда не стали дальше развивать такой ресурс, как E-kazan? Почему решили сделать акцент на дайджесте, публикациях из других СМИ, а не собственном контенте? Не хотели вкладывать, не было желания, людей?

- Есть партнеры, в профессионализм которых я верю, поэтому как таковую свою активность не проявляю.

- Вы, как совладелец этих медийных бизнесов, насколько глубоко вникаете в текущую деятельность компаний? Или вы придерживаетесь принципа: взял менеджера – доверяй его способностям?

- Первый этап – стартап, этап, когда мы бизнес только создаем. В этот момент мы, руководитель и партнеры, работаем вместе. А затем, на втором этапе, руководит генеральный директор. И мы безоговорочно доверяем ему.

- А сегодня вы бы стали входить на рынок телевидения, радио и интернета? Есть ли здесь место для новых игроков?

- Конечно. Все меняется. Вечером ложимся спать, а утром просыпаемся в уже другом измененном мире. Поэтому в Казани на рынке медиа всегда возникает пространство для входа. Когда люди жалуются, что сейчас все прихвачено, что пробиться никуда невозможно, мне хочется сказать им, что это совсем не так.

ЧЕМ БОЛЬШЕ СЕТЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ СКИДОК

- Вам принадлежит известная сеть аптек «Сакура». Сколько аптек в нее входит? Каков ваш прогноз по развитию фармрынка в городе и республике?

- Около 35-ти. А ситуация на фармрынке такая же, как и везде в ритэйле, основные обороты у сетей. Когда у тебя одна аптека, ты полон энергией, чтобы ее развивать, все идет хорошо. А потом, когда тебе становятся интересны другие проекты, аптечный бизнес сходит на нет. Потерял интерес - надо продавать бизнес. Поэтому на этом рынке постоянно происходит смена и укрупнение игроков. Есть другой формат – семейный бизнес. Я видел в мире примеры, когда в доме на первом этаже – аптека, а на втором этаже – живёт владеющая ей семья, порой сотни лет. Но в нынешней России пока этого нет, раньше у нас на Баумана такой была аптека Бренинга. Но пока мы идем по другой модели – нанимаем менеджера. А хорошему менеджеру на самом деле не принципально - 50 аптек вытягивать или одну. Чем больше сеть, тем больше скидок от поставщиков, больше возможностей заключать прямые контакты с производителями, легче контролировать соблюдение всех условий лицензии. Поэтому тенденция такая – аптеки будут развивать сети.

- В чем выражается зарегулированность фармбизнеса?

- Контроль наценок, контроль ассортимента, контроль того, что можно, а что нельзя продавать без рецепта. Не секрет ведь, что многие больные приходят в аптеки и умоляют продать лекарство, потому что пока пойдут в больницу за рецептом, пока очередь отстоят… Не случайно говорят ведь, что лучшее средство профилактики болезней – очередь в поликлинике.

IMG_5140.jpg

«В КАЗАНИ БОЛЕЕ 300 ИГРОКОВ НА РЫНКЕ ОКОН»

- Еще один ваш бизнес – компания «Мирокон», занятая производством пластиковых окон. На этом рынке в Казань колоссальное число игроков, достаточно взять в руки номер любой бесплатной рекламной газеты – они занимают там сразу несколько полос. Как они выживают?

- На этот вопрос мы сами хотели бы получить ответ! В Казани, по нашим подсчетам, сейчас более 300 игроков на рынке окон. Это связано с низкой входной ценой. Достаточно купить оборудование за 120 тысяч и нанять человека. Мы тоже с этого начинали. Когда в 1997 году мы купили здание, где было очень большое количество окон, а в газетах постоянно мелькали объявления, что продается оборудование, я посчитал стоимость материала и оборудования, стоимость заказа окон на стороне, и получилось, что оборудование заказать дешевле. Купил оборудование, сделали окна, которые, правда, через пару лет демонтировали, потому что не удовлетворяли по качеству. Кстати, команда у меня была – свидетели Иеговы. Я сам об этом узнал, когда прошло много месяцев. Но работали они очень добросовестно. Умные, здоровые, водку не пьют, честные. Но был один недостаток – по пятницам они не работали и частенько дружно уезжали на свои сборы. Когда бизнес набрал обороты, пришлось с ними расстаться. Сегодня у "Мирокон" автоматизированные станки с ЧПУ, и это не дань моде, потому что, когда ты делаешь одно-два окна, обеспечить качество можно вручную, а когда их тысячи, то стабильность без автомата невозможна. В Казани так окна делают три-четыре крупные компании, многие только торгуют и монтируют окна. Дешевле, например, заключить дилерский договор с нами, чем делать самим. А мы в месяц производим несколько тысяч окон. Начало года, правда, было немного провальным на рынке. Причем весь оконный бизнес гадает, с чем был связан этот провал.

- А кто ваш клиент? Люди, которые живут в старых домах и хотят просто окно поменять, или крупные структуры, которые заказывают окна для стройки, например? У вас есть такие покупатели?

- Есть и корпоративные заказчики, и частные, но ориентируемся мы на частника, так как он более стабильный. Ориентируемся на дилеров, и вообще хотим прийти к модели: мы делаем, другие продают. У нас, конечно, есть свои салоны продаж, которые обеспечивают нам некоторую стабильность и маркетинг. Сейчас концентрируемся на том, чтобы все делать максимально качественно и по минимальной цене.

- Каково ваше место на этом рынке?

- Мы входим в тройку лидеров. В позапрошлом году были на первом месте.

«ОБЩЕПИТ – БИЗНЕС, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ САМ ХОЗЯИН»

- На ваш взгляд, какой сегодня самый перспективный бизнес в Казани? Куда идти?

- Считаю, в любом бизнесе сегодня можно поднять обороты. Люди всегда хотят что-то новое и лучшее. Если ты смог это дать, то к тебе пойдут от конкурентов. Например, активно развиваются автосуши – они хороши тем, что оборудование для них нужно минимальное. Взять пару студентов, которые будут их лепить, и все. Это проще по сравнению с традиционным общепитом. У меня есть кафе «Сакура» на 80 посадочных мест. За семь лет я понял, что общепит – это такой бизнес, которым должен заниматься сам хозяин. Маркетинг здесь заключается в том, что клиент заходит в ресторан и попадает в атмосферу, которую создает его владелец. Она включает все: блюда, интерьер, запахи, звуки, как обслуживают. Если хозяина нет, а директора меняются, то и атмосфера будет меняться. Если вчера клиент, пришел в одну атмосферу, которая ему пришлась по душе, а завтра там будет другая, то это будут обманутые ожидания, и он не вернётся. Поскольку я не имею возможности быть таким хозяином, то сдаю кафе в аренду, как бизнес.

«КАЗАНЦЫ ПО ПОВОДУ БЕЗОПАСНОСТИ МАШИНЫ НЕ ПАРЯТСЯ»

- Вы занимаетесь еще одним бизнесом, связанным с использованием систем слежения за автомобилями со спутников. Сколько стоит установить «Эскорт» на автомобиль?

- У нас комплект вам обойдется от 20 тысяч рублей, но вообще можно установить и за шесть тысяч. Пользование в месяц – 500 - 1000 рублей. Мы когда начинали этот бизнес, думали, что люди у нас в очереди будут стоять, считали, что машина для них – целое состояние. Оказалось, что все не совсем так. Казанцы по поводу безопасности машины не парятся. Почему так? Потому что у нас мало угоняют машин по сравнению, например, с Москвой. Там машин больше, соответственно угонов тоже, а почти каждый угон освещается СМИ, и людям кажется - кругом угоны! Поэтому продажи в столице шли активней. Мы, когда планировали этот бизнес в Казани, смотрели на Москву, а оказалось, что у нас город гораздо спокойней. Полтора года мы искали новые пути. Нашли – мониторинг служебного транспорта. Сегодня систему мониторинга «Эскорт» очень выгодно у нас заказывать строительным организациям. Во-первых, контролируется маршрут и топливо с помощью специального датчика нашего собственного производства. Датчик – наше ноу-хау, с помощью него видно, сколько топлива в баке есть, сколько было использовано, сколько залито, сколько слито. Во-вторых, если речь идет о миксере, мы можем контролировать, сколько залито бетона и сколько слито, когда и где. Также делаем датчики для автокранов. Собственно, это наше главное конкурентное преимущество перед другими аналогичными продуктами. Установка «Эскорт» окупается за один, два дня. Наши клиенты – перевозчики городского мусора, строительные компании, компании, занимающиеся пассажирскими перевозками.

Сегодня мониторинг – это не просто, когда люди видят, где у тебя машина находится, а целая система документооборота, которая учитывает затраты предприятия и диспетчеризирует его транспорт. Сейчас «Эскорт» разработал и начал производить систему параллельного вождения для сельского хозяйства. Например, современный трактор с шириной вспашки в 25 метров движется со скоростью до 60 километров в час. Один такой трактор может заменить сотню дизельных тракторов и вспахать, скажем, весь Пестречинский район. Но когда трактор идет, чтобы не было незапаханной части, он делает нахлест на 15 процентов. А это значит, что на 15 процентов он больше потребляет топлива, семян, удобрений. Система параллельного вождения позволяет точно вести транспорт и избежать излишних трат. Испытание уже проведено на полигонах. Конечно, саму систему придумали не мы, идея американская, но в Америке система дороже в три-четыре раза при той же точности. Система стоит всего 60 тысяч рублей. Можно вообще поставить автопилот, который будем сам рулить без водителя. С рядом компаний уже ведутся переговоры, есть немалая заинтересованность.

- А из всех своих бизнесов какому больше всего внимание уделяете?

- Пока как раз внедрению систем параллельного вождения и «Эскорта».

IMG_6208.jpg

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ДЕПУТАТА В РОССИИ ОЧЕНЬ НИЗКАЯ»

- Вы были депутатом - результатом своей работы в Казанской Думе остались довольны? Или есть вещи, которые не удалось сделать?

- Я по натуре невротик – такие люди постоянно чем-то недовольны (смеется). Эффективность работы депутата в России в целом очень низкая. Сейчас в системе политической власти мощный флюс в сторону власти исполнительной. На городских сессиях было лишь один-два человека, среди которых был и я, кто как-то высказывал свое мнение и голосовал против. А обычно происходило так: Исхаков поднимал руку, все за ним также понимали руку. Я не всегда следовал этому принципу ни при Исхакове, ни при Метшине. Например, на сессиях я всегда голосовал против перевода зеленых зон Казани в зоны для строительства.

Сейчас мы проводим акцию в защиту городских скверов. Меня в детстве воспитали беречь нашу природу. Когда я был школьником, участвовал в природоохранных рейдах по лесам, ловил браконьеров. Так я до сих пор ловлю браконьеров. Этой зимой, кстати, поймал двоих рубивших ели, когда в лесу делал ежедневные утренние лыжные пробежки.

- Почему не стали продолжать депутатскую деятельность?

- Нет, я планировал участвовать в выборах. Но в этом году поменяли привычные округа. Мой помощник перепутал карту, из-за чего собрали 20 процентов подписей не там, где было нужно.

- Судя вашим акциям и действиям, от общественной деятельности вы не уходите. А какая у вас мотивация, цель? Лоббирование интересов бизнеса?

- Это иррациональное начало. Конечно, корочка депутата гарантирует, что тебя примут, выслушают, но не более того. Свою пользу для бизнеса это имеет, так как это - как закрытый элитный клуб, который дает много контактов. Но в моем случае для бизнеса это было минусом. Депутатская работа требует большого количества времени, сил и денег: приходилось решать проблемы людей. Можно, конечно, было спрятаться. Вот если выйдете на улицу, спросите у людей, кто у них депутат, уверен, что 99 процентов скажут, что не знают. Меня же в Соцгороде знают все. Своей узнаваемости я требовал от своих помощников. Выпускал и выпускаю до сих пор газету «Соцгород», встречался с людьми, решал их проблемы. Это было хорошим заделом и на следующие выборы: что мог, делал, а не просто обещал. Кто-то второй раз выдвигается, а многие даже не знают, что он уже был депутатом, поэтому может заново все обещать. Популярная тактика, кстати.

- Может быть, вам стоило бы по партийным спискам пройти?

- Я состою в политсовете «Единой России». Но решил, что меня и так все знают и пойду сам.

IMG_6247.jpg

«БИЗНЕС - ЭТО ТВОРЧЕСТВО»

- Какие у вас принципы управления в бизнесе? Какой вы руководитель? Авторитарный, демократический? Предпочитаете делегировать полномочия или, наоборот, стараетесь вникнуть в каждую деталь?

- Бизнес – это творчество. Если я хочу, чтобы предприятие было устойчивым и занимало первые позиции в рейтингах, я не должен мешать работать директору. Директор - это художник, моя задача – покупать ему краску, а не учить творить, не вмешиваться в процесс, не указывать, как и какие краски мешать.

По поводу стиля управления. Считаю, что ни авторитарный стиль, ни либеральный не должны присутствовать постоянно. Есть ситуации, когда надо вести себя авторитарно, а есть, когда демократически. В кризис же руководитель должен взять ответственность на себя, демократия по минимуму. А когда военного положения нет, нужна демократия, люди должны понимать, что имеют право голоса. Человеку важно не просто быть исполнителем, а участвовать в управлении. Иначе пропадает интерес к работе, а на работу нужно идти как на праздник! Свободное состояние человека то, когда он чувствует свою ценность на работе и потому с удовольствием идет на неё. Настоящий руководитель тот, кто управляет в соответствии с конкретной ситуацией, когда авторитарно, когда демократически. Тот теряет, кто зависает, как компьютер, в одном состоянии. Все же меняется, обстановка, сотрудники такие разные по характеру, поэтому стиль управления нужно подстраивать.

- Чем еще занимаетесь, кроме бизнеса. Какое у вас хобби?

- Велосипед, люблю фотографировать, недавно освоил виндсерфинг и чувствую, что это надолго. Вообще хобби, это, наверное, то, что не имеет рационального объяснения. И тогда я добавлю участие в деятельности "Ротари клуба" – его девиз «служение общественному интересу, превыше личного».

- А «БИЗНЕС Online» читаете?

- Я даже пишу комментарии в вашей газете!.. Я вообще неравнодушен к состоянию государства, в котором мы живем. Поэтому я за то, чтобы вы следили за работой органов власти, которые должны выполнять свои обязанности. Это ремонт дорог, например. Уделяйте больше внимания таким людям, которые живут не ради себя, а для людей. Многие на кухне-то о проблемах говорят, и только, а так общество пока у нас не готово говорить о своей позиции, за них пока говорят такие люди, как, например, казанский эколог Сергей Мухачев. Он борется за то, чтобы у наших детей, у города были природа, зеленые парки. Мы же на кварталах получили каменные джунгли… Люди остаются в убытке, потому что они сами сейчас пассивны, как овощи на грядке. Хотелось бы, чтобы ваша газета пробуждала у людей самосознание. Чем раньше оно проснется, тем быстрей мы будем жить с хорошими дорогами, чистым воздухом.

Напоследок хотел бы еще сказать, что я за то, чтобы деньги выделялись не на чемпионский спорт, а на условия для жителей, на секции, в которых занимаются обычные наши дети и мы, жители Казани, на тренеров-организаторов. На одной из передач, куда меня пригласили в день, когда «Ак Барс» стал чемпионом России, запустили телеголосование с вопросом: Победа «Ак Барса» - это событие в жизни спорта республики или зря потраченные деньги? Я ответил: зря потраченные деньги. Из более 700 человек, большинство проголосовало за мой ответ. Поэтому я считаю, что люди за то, чтобы власть занималась выполнением своих конституционных обязанностей, а не тщеславием - у кого команда круче, и не покупкой импортных игроков за миллионы долларов. На самом же деле много денег на спорт не надо: главное - найти тренера, платить ему достойно, он сам все организует. Мы же идем по другому пути, строим стадионы, на которые потом же и попасть не можем, потому что трава там дорогая. По ней можно бегать только чемпионам, а простым мальчишкам нельзя. Вот у нас в Соцгороде все поля, где мы всегда играли, занял «Рубин». Моей подростковой футбольной команде «Сакура», которую я создал в 2007 году и содержу, туда уже нельзя. Приходится мне арендовать в других местах, чтобы ребята регулярно тренировались и выигрывали турниры. Кстати, в «Сакуру» мы набираем подростков в первую очередь из группы риска, они играют в футбол, а не пропадают по чердакам и подвалам. Считаю, мы через прессу должны своим примером напоминать людям о своей гражданской позиции.

Визитная карточка руководителя

Марат Бикмуллин

Год и место рождения – 1965 год, г. Казань.

Образование – физический факультет КГУ (КФУ).

Основные моменты карьеры: работа дворником, сторожем. Сегодня – совладелец типографии офсетной печати ООО «ПО Промполиграф», «Радио-Курай», «Муз-ТВ Казань», «Мирокон», «БИМ-радио», аптечной сети «Сакура-Фармация», компании «Эскорт» обеспечивающей мониторинг транспорта с помощью космических спутников, производство электронных датчиков «Эскорт ТД», производство комплексов параллельного вождения для сельского хозяйства, производство светодиодных светильников «Нитеос». Фонд биографических интервью «Аярис».

Президент Ротари клуба Казань.

Заместитель председателя общественного совета министерства связи РТ.

Член гильдии управляющих девелоперов.

Депутат Казанского городского Совета 1999 - 2005 г., депутат Казанской Думы 2005-2010 г.

Визитная карточка компании

ООО «Производственное Объединение Казанский Опытный Механический Завод» (ООО « ПО КОМЗ»).
Торговая марка "МИРОКОН".
Сфера деятельности – производство пластиковых окон и алюминиевых конструкций.
Год создания – 2001.
Число сотрудников – 60 человек.
Годовой оборот 2010 г. - 133 млн. рублей.