Какие отрасли экономики совершенно точно будут испытывать из-за «коронакризиса» проблемы, а какие, наоборот, воспрянут — анализирует экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Он считает, что молодым людям вряд ли сегодня стоит идти в политику, а у тех, кто имеет хорошее образование — математическое, физическое, естественнонаучное, — проблем из-за безработицы будет меньше.
Иван Грачев: «Сегодня высказывают довольно много замечаний, что если мы людям даем деньги — а я говорил, что порядка 7–8 трлн рублей можно задействовать в антикризисных программах, — то это вызовет бешеную инфляцию»
«НАДЕЮСЬ, РОССИЯ ВЫЙДЕТ В КОНЦЕ МАЯ НА УСТОЙЧИВОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ЧИСЛА ВЫЗДОРОВЕВШИХ НАД ЧИСЛОМ ЗАБОЛЕВШИХ»
Начну с частной истории. Сегодня высказывают довольно много замечаний, что если мы людям даем деньги — а я говорил, что порядка 7–8 трлн рублей можно задействовать в антикризисных программах, — то это вызовет бешеную инфляцию. Это такое классическое либерал-фундаменталистское утверждение. Но на самом деле советую провести очень простой мысленный эксперимент. Представьте себе, что в стране на три месяца остановились предприятия, которые производили нужную людям продукцию. И зарплата работникам не платится. А у правительства есть в запасе большие доллары и рубли, которых гораздо больше, чем те самые 7–8 триллионов. Это значит, что на доллары можно купить товары, например, в Китае или еще где-то, и одновременно по 60 тыс. рублей раздать людям вместо недополученной зарплаты. Достаточно очевидно: если сделать это сбалансированно, никакой дополнительной инфляции не произойдет. Я к тому, что если правильно, разумно реализовывать эти 7–8 трлн, то никакой значимой инфляции в стране не случится.
О том, что еще для меня безусловно важно. Москва с 7 по 19 мая действительно вышла на пик, 7 мая был первый день, когда число выписанных оказалось больше, чем число размещенных на больничных койках, а 19 мая эта тенденция стала устойчивой — уже порядка 3 тыс. заболевших и где-то 5 тыс. выздоровевших. Это значит, пик был примерно таким, как я и оценивал в варианте средне-бездарного управления эпидемией плюс день толпы в московском метро. В максимуме число заболевших в столице вышло на 115 тыс. — у меня по прогнозу ожидалось где-то 120 тыс., то есть оценка того, что будет в Москве происходить, была очень точная. Думаю, что и дальше пойдет примерно по тому графику, который я публиковал в «БИЗНЕС Online». Надеюсь, и Россия примерно так, как я и просчитывал, выйдет на устойчивое превышение числа выздоровевших над числом заболевших в последнюю неделю мая.
Что касается прогноза по ценам на нефть, они тоже идут примерно так, как я прогнозировал.
«Реально медиков в стране заведомо больше миллиона. И на том же совещании называлась цифра 52 млрд рублей — столько было выделено денег на выплаты медработникам»
НАВЫКА БЫСТРО И УВЕРЕННО ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, У НАШИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НЕТ. И НЕ ТОЛЬКО У НАШИХ
Все это позволяет мне и, надеюсь, моим читателям, еще раз убедиться, что оценивать и считать я все-таки умею — в отличие от многих европейских руководителей. Думаю, что я умею оценивать, потому что получил хорошее образование на физфаке Казанского университета плюс к каким-то исходным данным. Настоящее, хорошее образование. В этом плане то, что большинство стран, в том числе и с демократически избранными руководителями, а иногда и с авторитарными, прошло эту эпидемию бездарно, на мой взгляд, как раз показывает, что подавляющее большинство этих руководителей хорошего образования не имеют и оценивать ситуацию они тоже не умеют. В этом смысле мне просто резануло слух на одном из недавних совещаний, когда Путин говорил, что всего 56 тыс. медиков получили обещанные им деньги, и что это примерно половина от того, что нужно.
Но любому человеку, который умеет считать и оценивать, эта цифра сразу режет мозги. Потому что такого просто быть не может! Реально медиков в стране заведомо больше миллиона. И на том же совещании называлась цифра 52 млрд рублей — столько было выделено денег на выплаты медработникам. Ну поделим на 50 тыс. и тоже получим цифру — примерно миллион. То есть ясно, что в программе должно было обеспечиваться деньгами порядка миллиона, а скорее, и полтора миллиона медицинских работников. Но это означает, что, в силу другого образования, как раз навыка быстро и уверенно оценивать, кто говорит правильно, кто неправильно, кого надо поддерживать в части управления этой эпидемией, а кого не надо, к сожалению, нет ни у наших руководителей, ни у руководителей подавляющего большинства даже демократических стран.
После эпидемии в мире обязательно будут какие-то изменения. Сейчас идет много дискуссий на эту тему — о том, кардинально изменится мир или не кардинально
А ЕСЛИ БЫ СМЕРТНОСТЬ ОТ КОРОНАВИРУСА ДОХОДИЛА ДО УРОВНЯ ВИРУСА ЭБОЛА, СО СРЕДНЕЙ ЛЕТАЛЬНОСТЬЮ В 50%?
Это, вообще говоря, означает, что после эпидемии в мире обязательно будут какие-то изменения. Сейчас идет много дискуссий на эту тему — о том, кардинально изменится мир или не кардинально. Не думаю, что все же первое: некоторые тенденции, которые так или иначе уже имели место, продолжатся. Тем не менее понять, в том числе и с точки зрения личной судьбы, как дальше будет изменяться мир, как дальше будет изменяться наша страна, на мой взгляд, важно. И здесь, опять-таки, как меня учили на физфаке Казанского университета, все равно надо начинать с каких-то аксиом. Любая наука начинается с неких аксиоматических утверждений. Для меня самым важным и в экономике, и в политике, и вообще в оценке жизни является утверждение, которое я приводил в своих публикациях, — что целью жизни, целью деятельности любых живых систем является повышение вероятности выжить. Думаю, это самая фундаментальная аксиома. И в период эпидемии, полагаю, она станет более понятна и читателям, поскольку стала менее абстрактной.
Большинство демократических стран, прежде всего Соединенные Штаты, эпидемию прошли плохо. Чтобы это подчеркнуть и сделать будущие оценки, можно провести тоже мысленный эксперимент: а вот если бы смертность у этого коронавируса доходила до уровня вируса Эбола, вызывающего геморрагическую лихорадку, тяжелую и часто смертельную болезнь? Летальность при ней составляла от 25% до 90%, в среднем — 50%. Стоит только представить себе, что с нынешней эпидемией было бы так же… А исключить это вряд ли возможно. Совершенно очевидно, что развалились бы и Европа, и Соединенные Штаты. Их системы точно не выдержали бы такого удара, побежали бы врачи из больниц, ну и так далее. Думаю, Китай бы справился, что видно по результатам эпидемии коронавируса. Умерло бы там больше граждан, но он бы выдержал, выжил бы. То есть его вероятность выживания существенно выше, чем вероятность выживания многих других стран той же Европы, США. Россия, скорее всего, тоже, поколебавшись, но выжила. Просто роль армии, Шойгу была бы существенно усилена. Очевидно, что сейчас они работали эффективно.
Все-таки довольно затруднительно представить себе, что в тех же Соединенных Штатах человек радуется выбору между Трампом и Байденом и думает, что это и есть настоящая демократия…
ЗАТРУДНИТЕЛЬНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ, ЧТО В США ЧЕЛОВЕК РАДУЕТСЯ ВЫБОРУ МЕЖДУ ТРАМПОМ И БАЙДЕНОМ
Так что можно сказать, что коронавирус отчасти сделал прививку всему человечеству. И это, несомненно, скажется на дальнейшем развитии и нашей страны, и других — тех, у которых фундаментальная проблема в том, что, как один не сильно любимый мною, но умный человек сказал: «Колеса права вертятся очень медленно, а вирус атакует быстро». Система демократического принятия решений, демократического выдвижения лидеров, которые оказываются совсем не лидерами в критических ситуациях, абсолютно не справляется с тяжелыми задачами типа войны, типа вирусной атаки. А таких задач в ближайшей исторической перспективе, думаю, будет достаточно много.
Это значит, такая система обязательно будет меняться. Полагаю, будет два конкурирующих направления, в разных странах по-разному. Первая тенденция — станет развиваться скрытый электронный тоталитаризм. Вторая — начнет развиваться скоростная электронная демократия. Думаю, она будет не такой, когда все равны при принятии всех решений, а станет делить людей на тех, кто в той или иной области в состоянии что-то оценивать, и тех, кто не в состоянии.
Но другие страны нас, может быть, не так беспокоят. Но важно, что розового града на холме не будет. То есть не возникнет притягательного образа, который появился в СССР на заре перестройки, в начале 90-х, когда появились шансы на демократические преобразования. Все-таки тогда нам этот образ казался и симпатичным, и эффективным. Но, считаю, такого в западных странах не будет у следующих поколений политиков. Все-таки довольно затруднительно представить себе, что в тех же Соединенных Штатах человек радуется выбору между Трампом и Байденом и думает, что это и есть настоящая демократия…
Какие отрасли совершенно точно будут испытывать проблемы? Про малые предприятия я уже говорил — считаю, что примерно треть их обанкротятся. Реально занятых там было порядка 15 миллионов
КАКИЕ ОТРАСЛИ СОВЕРШЕННО ТОЧНО БУДУТ ИСПЫТЫВАТЬ ПРОБЛЕМЫ?
Как эпидемия скажется на России? Понятно, что у нас, скорее всего, авторитарные тенденции будут усиливаться. В ближайшие избирательные цикл-два никаких действительно оппозиционных партий не появится. Поэтому для себя лично оцениваю, что, скорее всего, значимые усилия в политике для меня смысла не имеют. Я буду сосредоточен в основном на науке. Наверное, эта оценка в какой-то степени важна и для тех молодых людей, которые будут выбирать между политикой, наукой и так далее.
Дальше про тех россиян, которые потеряют работу. С оценками президента Всемирного банка Дэвида Мэлпаса, что в России будет 60 млн нищих, я, безусловно, не согласен. Думаю, что картинка будет не такая мрачная. В январе 2020-го вице-премьер РФ Татьяна Голикова говорила, что за чертой бедности находятся около 18,5 млн россиян. Допустим, их было вдвое больше, миллионов 30. Думаю, что реально в России действительно бедных порядка трети и среди них максимум половина реально нищие. Это означает, что их где-то 30 миллионов.
Кто к ним добавится? Какие отрасли совершенно точно будут испытывать проблемы? Про малые предприятия я уже говорил — считаю, что примерно треть их обанкротятся. Реально занятых там было порядка 15 миллионов. Другие цифры искусственно завышены — это, на самом деле, скрытые крупные предприятия, замаскированные под систему малых. Соответственно, безработными станут 3–5 млн россиян, и примерно половина из них не смогут в короткие сроки найти другую работу. Порядок величины такой — на 1,5–2,5 млн число нищих в стране, несомненно, увеличится. Не кардинально, но…
Это из серии вопросов, которые практически всегда задают депутату в конце его встречи с избирателями. Обязательно поднимается пенсионер и кричит: «Нет, ты мне скажи, гад ты этакий, как прожить на пять тысяч рублей, на такую пенсию?!» На самом деле, ответа на этот вопрос нет. Таким людям, что бы ты им ни говорил, как бы ни убеждал, что никогда в жизни не голосовал за эту пенсионную реформу, что реально ту власть, которая предложила такую пенсионную реформу, переломить сегодня не можешь — для них это все равно не ответ. И ответить на такие вопросы, по большому счету, ты не можешь. И этим полутора-двум с половиной миллионам людей, которые станут нищими, я ответить тоже не могу. Но попытаться им рассказать, наверное, можно.
Понятно, что будут процветать и люди типа Касперского, владельцы «Яндекса» и так далее — те, кто расширяет онлайн-бизнес. Большинство сотрудников они перевели на удаленку
ОТРАСЛИ, ГДЕ ТОЧНО БУДУТ РАБОЧИЕ МЕСТА
Какие отрасли не проиграют и не потеряют? Я совершенно уверен, поскольку мои прогнозы по нефти в целом оправдываются, что ТЭК, включая и электроэнергетику, и все прочее, по итогам года особо не потеряет. То есть не такие будут потери, чтобы люди средние, которые там работают на зарплату, вдруг стали нищими. Соответственно, и дергаться оснований нет.
Дальше, совершенно уверен, будет в плюсе аграрный сектор России. Ни малейших сомнений нет. Потому что прогнозируемый, в том числе американцами, урожай ожидается высоким. И экспортные цены в этом году будут очень высокими, так как из-за коронавируса европейские и другие западные страны не смогут, и уже не смогли, как следует обработать свои поля. Соответственно, уверен, что цены на экспорт аграрной продукции, повторю, будут высокими. Это означает, что доходы по итогам года будут выше, чем в прошлые годы.
В результате выиграют не только фермеры, но отчасти и малые предприятия. Потому что сейчас продукты стали больше доставлять на дом. В Москве и в Подмосковье есть такая система «Ешь деревенское» — команда, которая объединяет полторы сотни фермеров и локальных производителей. Это на самом деле малое предприятие, которое обеспечивает доставку фермерской продукции на дом. На мой взгляд, это образец правильно устроенного малого предприятия, которое, конечно, очень здорово выиграет по итогам этого года. Будет нанимать и дополнительных курьеров, и тех, кто принимает заявки по телефону и в интернете. Это, собственно, происходит уже сегодня. С ними работают — насколько мелкие фермеры туда пробиваются, не уверен, но крупные и средние совершенно точно работают. Это пример тех, кто не только выживет, но будет процветать в данной ситуации.
Понятно, что благополучие будет сопутствовать и людям типа Евгения Касперского, владельцам «Яндекса» и так далее — тем, кто расширяет онлайн-бизнес. Большинство сотрудников они перевели на «удаленку». Как Касперский в шутку высказался, его сотрудники захватили с работы только кресла, потому что те более удобные. На самом деле, объективно такие фирмы усилят свои позиции. Соответственно, им потребуется больше квалифицированных математиков. Не просто конвейерных программистов (они в Индии в среднем дешевле и лучше), а чтобы более сложные задачи решать, может быть, какие-то криптодела, включая криптовалюту, — ясно, что для этого нужны более квалифицированные специалисты. Они будут востребованы даже больше, чем раньше.
Несомненно, усилится не только фармацевтика как таковая, но и в целом исследования, связанные с человеком, биофизика, биоматематика, биоинформатика, вплоть до лекарств на финише, исследования, связанные с проблемами бессмертия и так далее. Совершенно очевидно, что они будут больше финансироваться. Президент России даже провел на эту тему совещание. Ясно, что в этой сфере потребуются не только исполнители, лаборанты, младшие научные сотрудники, но и люди с идеями.
В части оружия — то же самое. Что характерно, президент РФ, по-моему, в первый раз сказал, что без фундаментальной науки ничего не будет. Это то, о чем я говорил, — власти когда-нибудь дорастут до понимания этого, начнут с того, что без оружия у них все просто отберут. Потом начнут финансировать простую разработку оружия., а потом дорастут до понимания, что без фундаментальной науки никаких достижений не будет. И вот в этот кризис до такого понимания доросли — что в биологии, в создании и производстве лекарств, в разработке оружия нужна и фундаментальная наука, так что финансирование ее тоже будут увеличивать.
Что касается логистики и транспорта, думаю, здесь тоже будет рост по итогам года, несмотря на провал в пассажиропотоках. Но совершенствование логистики, и международной, и внутренней, уже в этом году тоже будет значимое.
Вот те отрасли, где точно будут рабочие места. И тот, кто окажется безработным, может как минимум стать курьером в этих отраслях, если вообще ничего не умеет. А если имеет хорошее образование — математическое, физическое, естественнонаучное, — может попытаться найти и более квалифицированную работу уже в этом году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.