Казанские бизнесмены и политологи в режиме онлайн-дискуссии обсудили объявленные властями пакеты мер поддержки для бизнеса. Кого нужно спасать в первую очередь: бизнес или людей? Проблему сравнили с выбором беспилотника — кого в случае неизбежной аварии он должен задавить первым. О том, почему СМС-система хорошо работает в РТ, но криво в других регионах и как телеграм-каналы в непростое время ведут «чернушные кампании против успешных лидеров», — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Александр Малькевич считает, что нельзя все грести под одну гребенку, меры поддержки бизнеса должны быть адаптированы под экономику конкретной области или республики
«поправить имидж за счет полива негативом реально сильных людей»
Накануне в Казани состоялось очередное заседание экспертного штаба «Волга», гости которого обсудили меры поддержки бизнеса в условиях борьбы с коронавирусом. Модератором встречи выступил политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов. Мероприятие проходило в режиме онлайн: кто-то из экспертов вышел на связь с рабочего места, кто-то — из дома. Первый вице-президент «Опоры России» Азат Газизов, как выяснилось, попал на самоизоляцию в Казани после поездки в Москву, на эфир федерального канала. В ходе беседы в кадре периодически мелькали дети, что добавляло штабу домашней ми-ми-мишности.
Вначале эксперты прошлись по тем мерам поддержки, которые внедряют российские регионы. Президент фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич считает, что нельзя все грести под одну гребенку, меры поддержки бизнеса должны быть адаптированы под экономику конкретной области или республики. Наглядно это показала история с системой QR-кодов (в Москве) или СМС-регистрацией (в Татарстане) — если в данных регионах механизмы допуска людей на улицу хорошо себя зарекомендовали, то в некоторых других получилась полная ерунда. «Это могут позволить себе Москва и Татарстан с его опытом Иннополиса, а когда регион, в котором совершенно провалена IT-сфера, пытается за подобное браться, получается так, что штрафуют женщину, у которой лицо совпало на 61 процент со снимком с какой-то камеры наблюдения», — ужасался Малькевич.
Кстати, эксперт похвалил «Инстаграм» президента РТ Рустама Минниханова, в котором довольно подробно расписаны меры поддержки бизнеса, и одновременно поругал ресурсы, которые проводят «чернушные кампании против успешных лидеров» с целью «поправить имидж за счет полива негативом реально сильных людей».
«Буквально вчера прочитал целое „исследование“ телеграм-канала, у которого 800 подписчиков, о том, как на фоне пандемии в социальных сетях работают главы разных регионов. В первой двадцатке оказались руководители, у которых полностью провалена информационная и управленческая работа, но президент Татарстана там на 68-м месте находится, притом что в республике ситуация стабильная, все четко работает, минимум фейков вылавливается. Интересно, кто заказчики, которые пытаются такую туфту прогрузить?» — удивлялся эксперт.
Статус-кво татарстанского лидера, впрочем, накануне подтвердил более солидный источник — в «Национальном рейтинге губернаторов» Минниханов оказался на первом месте, опережая даже мэра Москвы Сергея Собянина. Коллеги также согласились с Малькевичем, что разного рода «инфлюенсеров» во времена COVID развелось как собак нерезаных, они рассуждают то о влиянии 5G на потенцию, то о пожарах, потом стали давать прогнозы по нефти, а теперь заделались вирусологами.
Азат Газизов считает, что в наши «коронавирусные» времена перед государственными служащими стоит непростой выбор: что спасать — экономику или людей?
«45 процентов МСП ждут, что обанкротятся»
Газизов считает, что в наши «коронавирусные» времена перед государственными служащими стоит непростой выбор: что спасать — экономику или людей? Он сравнил эту ситуацию с беспилотниками, когда программисту надо решить: в случае на дороге аварии, которой нельзя избежать, кого машина должна давить — ребенка или пожилого человека? Мол, ответ на данный вопрос так и не найден.
Но если в варианте с беспилотниками еще есть время на подумать, то здесь часики тикают. «Ожидания у людей [работающих в МСП] таковы: 45 процентов ждут, что они обанкротятся. Ассоциация отельеров предупреждала, что если с 1 июня [гостиницам разрешат работать], то 35 процентов не откроется, если с 1 июля — 50 процентов не возобновит деятельность», — говорит Газизов.
Мол, экономическая логика Адама Смита про «невидимую руку рынка» и про то, что компании, которые должны погибнуть, пусть сделают подобное, — это, конечно, хорошо, но тут представитель «Опоры России» предложил заглянуть в ст. 7 Конституции РФ, в которой записано, что наша страна является социальным государством, а стало быть, должна заботиться о сохранении рабочих мест. «От 15 миллионов до 20 миллионов людей в России обеспечивает работой малый и средний бизнес. Допустим, 3 миллиона МСП закроется, это значит, что 7 миллионов рабочих мест будет потеряно. Но куда пойдут эти люди? Раз они трудились в МСП, значит, государство не сможет обеспечить их рабочими местами, соответственно, оно станет тратить деньги на их содержание как самозанятых», — рассуждает Газизов.
Он уверен, что все отрасли, которые потеряли выручку, должны быть признаны потерпевшими, а стране нужна новая экономическая политика, которая поможет МСП сохранить рабочие места. «Например, если на год-полтора будет освобождение от налогов — только, пожалуйста, сохраняйте рабочие места!» — предложил эксперт один из вариантов.
Сергей Акульчев: «Откуда взять средства на зарплату — это главная загвоздка»
«в случае кризиса О людях думать правильно, но не в первую очередь»
Вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Николай Дунаев дополнил картинку взглядом из разряда «а как у них». Опыт США, по его словам, непоказателен, потому что у Америки огромные запасы в экономике из-за печатного станка, которым Штаты «массово экспортируют инфляцию в мир», так что могут позволить себе раздавать деньги бизнесу направо и налево.
А вот Китай, например, не увлекался помощью предпринимателям. «Деньги с вертолета не раскидывали», — иронизирует эксперт. Подход там был другой: во время эпидемии в Поднебесной железной рукой установили максимальные ограничения, а сейчас, когда опасность миновала, начали активно восстанавливать экономику, максимально поддерживать и расширять экспортные поставки. Хотя, конечно, подобному будут мешать какое-то время «обвинения в умалчивании и утаивании информации» о COVID-19.
«То есть в Китае в данном плане хуже, чем у нас, ну а в США это просто недосягаемая высота», — подвел итог Дунаев. Самый лаконичный подход, на его взгляд, в Ирландии. Там решили просто: государство гарантированно доплачивает работникам по $400 в неделю к зарплате.
Основатель компании «Акульчев» Сергей Акульчев согласен с таким решением. «Откуда взять средства на зарплату — это главная загвоздка. Если ее снять, все будет более-менее хорошо. У людей есть деньги, им не надо бунтовать, они могут поддерживать товарооборот, у бизнеса нет этой нагрузки», — говорит предприниматель, добавляя, что с арендой и налогами еще можно как-то развязаться.
Арина Судакова отмечает, что у компаний, которые продают интеллектуальный труд, традиционно большая дебиторка
Руководитель креативного агентства Evolution Арина Судакова отмечает, что у компаний, которые продают интеллектуальный труд, традиционно большая дебиторка. В обычные времена она расценивается как подушка безопасности, но сейчас становится ясно, что фактически ее нет. Выплачивать зарплату своим работникам с уникальными компетенциями, которых годами набираешь и выращиваешь, становится очень трудно.
Рассуждая на тему о том, кого спасать в первую очередь — бизнес или людей, Акульчев ответил весьма однозначно: «Мы привыкли, что бизнес — это для денег, а не для людей. Я согласен, что выхлоп от него в конечном счете высчитывается в рублях, но по факту, если посмотреть начинку бизнеса, это люди, которые что-то делают для людей. Если не будет последних, ты не сможешь ничего сделать и кому-то что-то продать, потому бизнес — это люди и потом уже деньги».
Но такой подход есть далеко не у всех предпринимателей. «У меня своя большая компания, и я могу сказать, что в случае кризиса ты прежде всего спасаешь компанию. О людях думать правильно, но не в первую очередь. Если вы не генерите денежный поток, все расходы нужно резать. Если есть возможность, договориться с людьми: „Парни, вот вам 10 процентов зарплаты, вы свободны, но просто будьте моими друзьями. Как только все наладится, вернетесь“. Аренду надо не платить, новых клиентов владельцы помещений все равно не найдут, налоги не начислять разрешили! Остается мздоимство — тут просто на хрен посылать. Все издержки надо жестко резать, другого варианта нет!» — уверен Дунаев. Плюс необходимо максимально уходить на «удаленку»: работа из дома, интернет-магазины, сервисы доставки и пр.
Алексей Куртов: «У власти ощущение, что она делает много и четко, но опросы показывают, что есть большое расхождение между ее представлением о том, что она делает, и оценкой этих действий глазами людей»
«У власти ощущение, что онА делаЕт много и четко, но…»
Газизов отмечает недостаток коммуникации между государством и бизнесом. Некий терапевтический эффект от заявленных властями мер поддержки произошел, но никто не знает, что будет дальше, правила игры непонятны.
«У власти ощущение, что она делает много и четко, но опросы показывают, что имеется большое расхождение между ее представлением о том, что она делает, и оценкой этих действий глазами людей», — говорит президент российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов. Его мнение такое: чиновники должны прикладывать еще больше усилий, чтобы разъяснить людям меры поддержки, но пока нужной связки с предпринимательским сообществом нет. Много проблем возникает на низовом уровне — та же путаница с ОКВЭДами, когда предприятиям отказывают в помощи по весьма формальным признакам.
«В Германии, например, государство выходит в режим переговоров с каждым бизнесменом, все предприниматели (независимо от того, являются они гражданами или нет) там могут получить помощь для сохранения рабочих мест и бизнеса. Главная беда у нас — неумение власти разговаривать на одном языке с теми, для кого она работает», — уверен эксперт.
В заключение участники встречи призвали всех мыслить позитивно, думать о том, что любой кризис все равно закончится. Для кого-то «коронаистория» станет поводом перестроить модель своего бизнеса, а для других — чего уж греха таить — избавиться от кадров, с которыми давно хотелось попрощаться…
Следующее заседание экспертного штаба «Волга» пройдет после майских праздников.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 65
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.