НО МЕСТНЫЙ УЧАСТНИК РЫНКА СЧИТАЕТ, ЧТО БЕСПИЛОТНУЮ АВИАЦИЮ, КАК И ГРАЖДАНСКУЮ, ВСЕ РАВНО БУДУТ КОМПЛЕКТОВАТЬ ЗАРУБЕЖНЫМИ «БОРТАМИ» В УЩЕРБ РОССИЙСКИМ РАЗРАБОТКАМ

ОАО «Оборонпром» отказался от наделавшей столько шума идеи сборки в Татарстане израильских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Об этом стало известно на минувшей неделе на фоне новых сообщений о том, что БПЛА казанской фирмы ЭНИКС интересуют министерство обороны РФ. Однако глава ЭНИКСа Валерий Побежимов скептически относится к подобным известиям и считает, что отрасль ждут гораздо худшие времена: «С беспилотниками все будет плачевно», - сказал он корреспонденту БИЗНЕС Online.

СКАНДАЛЬНАЯ СДЕЛКА

Напомним, что 12 октября 2010 года в Израиле руководство ОАО «ОПК «Оборонпром» и израильской государственной корпорации Israel Aerospace Industries Ltd (IAI) подписали контракт по созданию в России сборочного производства комплексов израильских БПЛА. СМИ сообщали, что это будут беспилотники Bird Eye и Searcher. Неофициально сделка оценивалась в $400 млн.

Для Татарстана проект был интересен тем, что производство задумали развернуть на ОАО «Казанский вертолетный завод» (входит в структуру «Оборонпрома»). РТ и корпорация даже подписали протокол о намерениях, который, как сообщалось, предусматривал «всемерную поддержку этого высокотехнологического проекта со стороны руководства республики».

Проект быстро оброс скандалами, инициированными сторонниками и противниками оснащения российских Вооруженных Сил иностранной техникой. А в мае из России был даже выслан израильский военный атташе полковник Вадим Лейдерман. Главной причиной высылки в СМИ назывался излишний лоббизм в создании совместных с Израилем и Россией предприятий по производству БПЛА.

«ЗАКРЫТЫЙ» РАЗГОВОР С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РТ

Постепенно о потенциальной связке «КВЗ - IAI» словно позабыли. И хотя израильская фирма стала проявлять повышенный интерес к предприятиям в Свердловской области, о ликвидации «казанского проекта» ничего не говорилось. Но, как рассказал вчера в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор - главный конструктор казанского ЗАО «ЭНИКС» Валерий Побежимов, «Оборонпром» «подобрал» израильтянам завод в Свердловской области (екатеринбургское ОАО ««Уральский завод гражданской авиации» - УЗГА). А источник «БИЗНЕС Online» в другой казанской «беспилотной» фирме - ОАО «ОКБ «Сокол» - рассказал, что вопрос «Выпускать или не выпускать беспилотники в Казани?» обсуждался на совещании с участием президента РТ Рустама Минниханова и руководства «Оборонпрома». По сведениям источника, от варианта с КВЗ отказались из-за перегруженности завода заказами, а также из-за того, что ему «надо делать глубокую модернизацию Ми-17». На вопрос, почему, по итогам совещания не было обнародовано никакой информации, источник сообщил: «Достаточно закрытый разговор был».

О «закрытом разговоре» «БИЗНЕС Online» сообщил и источник на КВЗ: «Это сильно не афишировалось». Он затруднился назвать причины отказа от казанской площадки, но заверил, что «не было такого железобетонного решения, что израильские беспилотники будут выпускаться на КВЗ, просто прорабатывался вопрос, а потом передумали».

При этом источник предположил, что контракт мог бы быть выгодным для КВЗ и России вообще: «А что, плохо разве? Узбеки вон собирали «ДЭУ», а потом сделали свою машину. Чему-то ведь надо учиться. У России нет аналогов таких аппаратов. Местные производители говорят, что могут не хуже? Да мало ли, что они говорят! Продаж-то нет – ни внутри России, ни за границей. Авионика израильская значительно лучше, чем наша. При помощи этой техники войны выигрывают, а мы говорим, что у нас лучше... Там было определенное количество образцов – их надо было собирать и использовать. Ввоз удешевлялся за счет того, что ввозили не готовую продукцию, а комплектующие».

ЗАТЯНУВШИЙСЯ ТАЙМ-АУТ

Интересно, что об отверточной сборке своих беспилотников израильтяне пытались договориться и с «ЭНИКСом». Побежимов рассказал «БИЗНЕС Online» следующее: «Мне из Израиля звонили, спрашивали, можем ли мы собирать их аппараты. Мочь-то можем, но надо ли? Зачем делать то, что хуже своего? Как в России можно всерьез рассматривать беспилотник, который работает только от ноля градусов и выше?! Войсковые испытания показали, что однотипный с «Элероном» (беспилотный комплекс производства ЭНИКСавт.) израильский аппарат хуже нашего - меньше радиус действия, эксплуатируется только от ноля градусов и выше (кстати, к израильским беспилотникам было немало нареканий и у Индии, и у Турции). А «Элерон 3» три года проработал на российских полярных станциях при минус 38 градусах».

Между тем, по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), по контракту, подписанному в апреле 2009 года, Израиль поставил в Россию два БПЛА Bird Eye-400 (стоимостью $4 млн.), восемь БПЛА Eye-View Mk150 ($37 млн.) и два БПЛА Searcher Mk.2 ($12 млн.). Позднее был подписан контракт, предусматривающий закупку 36 БПЛА (предположительно, $100 млн.). Побежимов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил «странное устойчивое мнение генералов», «что у нас нет беспилотников и быть не может, а вот за границей отличные аппараты».

В начале июня высокопоставленный источник в военном ведомстве сообщил РИА Новости, что Россия в течение последних двух лет не финансирует разработку беспилотной авиации военного назначения. По словам источника, это связано, в первую очередь, с затянувшимся анализом экспертов минобороны, которые занимаются адаптацией израильских беспилотников.

Как заверил в июле этого года начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров, израильские аппараты используются для обучения экипажей, а по российским беспилотникам минобороны «взяло небольшой тайм-аут», сообщило РИА Новости. «Но в конце года военное ведомство еще раз соберет всех директоров, кто занимается беспилотными летательными аппаратами», - пообещал глава генштаба. Также он заверил, что БПЛА для российских Вооруженных Сил будут строиться и закупаться в России, правда, не уточнив, чьей они будут разработки.

На этой же неделе «Военно-промышленный курьер» сообщил о том, что в ближайшее время пройдет конкурс минобороны на создание беспилотных комплексов средней дальности, в котором примет участие и ЭНИКС. Однако в самой фирме весьма скептически оценивают подобные новости.

«ПОКОВЫРЯВ ПАЛЬЦЕМ В НОСУ…»

Побежимов подтвердил «БИЗНЕС Online» информацию, что минобороны не выделяет деньги на разработку беспилотников. Более того, глава ЭНИКС отметил, что у минобороны до сих пор нет конкретных требований к БПЛА, хотя оно уже проводило три этапа войсковых испытаний (кстати, по их итогам, для продолжения работы из 25 фирм отобрали 3, в том числе ЭНИКС). Но на этом дело и закончилось. Кстати, ситуацию в отрасли Побежимов описал в отправленном месяц назад письме президенту России.

- Военные не могут сделать технического задания, по которому должна проводиться опытно-конструкторская работа, вообще ничего не сделано с их стороны, - говорит Побежимов. – По выставленным военными общим требованиям невозможно сделать полноценную опытно-конструкторскую работу. И уж, конечно, ни одна из фирм не сможет выполнить ее своими силами - очень затратная вещь. Да, по идее, я могу ее сделать, но я же работаю на прибыль, я не волшебник.

А вот с другими нашими заказчиками (МВД, ФСБ, МЧС, лесоохрана; ЭНИКС делает порядка 30 беспилотников в год - авт.) проблем нет. Внутренние войска три года назад написали техническое задание, оплатили работу, мы ее выполнили, провели испытания, все – у Внутренних войск есть беспилотники. А так, поковыряв пальцем в носу, сказать: это нам надо, а это не надо…

- Валерий Николаевич, а что, минобороны не желает составлять техзадание?

- Как вам сказать… Поскольку 180 миллионов долларов вложено в совместное с Израилем предприятие, кому теперь надо российское?

- Что с вашим письмом президенту?

- Ответа нет. В письме как раз рассказывалось о ситуации в стране с производством и закупками беспилотных летательных комплексов министерством обороны… Да что он, не знает, что ли?! Знает все. Неинтересно только.

- Израильтяне больше на вас не выходили?

- А чего им выходить? «Оборонпром» им в Свердловской области завод подобрал, все нормально. Будут собирать израильские аппараты. Вот они все конкурсы пройдут.

- Ваши прогнозы развития отрасли?

- Говорят, что концерн «Вега» перестает заниматься беспилотной тематикой. На последнем МАКСе «Иркут» не представил беспилотную тему, и слухи ходят, что он прекратил беспилотной темой заниматься. Не исключаю, что все это связано с заявлениями Погосяна (президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - авт.) о том, что он сделает какие-то там супербеспилотники. Такие же, наверное, как «Суперджет». Если тему армейских БПЛА отдадут этим монстрам (беспилотники для ВВС ведь им уже отдали), они потребуют на нее миллиарды, а вот сделают ли, - сомневаюсь. Думаю, плачевно все будет с беспилотниками, еще плачевнее, чем есть.

НОВЫЙ РУССКИЙ БЕСПИЛОТНИК

Видимый результат сотрудничества с израильтянами мы уже можем наблюдать. 25 мая блог, (http://bmpd.livejournal.com/) созданный по инициативе Центра анализа стратегий и технологий, опубликовал сделанную на предприятии IAI фотографию предназначенного для поставки в Россию БПЛА Searcher II с надписью названия на борту русскими буквами и бортовым номером «808». А на МАКС-2011 в павильоне «Оборонпрома» был представлен БПЛА «Форпост», украшенный уже эмблемами корпорации и российской символикой. Аппарат имеет тот же бортовой номер, – «808», - и, как резонно предполагают авторы блога, это тот же самый демонстратор IAI, только поменявший израильскую раскраску.

Не о такой ли «российской» продукции говорят военные?