ИТАЛЬЯНСКИЙ СЕКС-СИМВОЛ ОРНЕЛЛА МУТИ ЕДЕТ В КАЗАНЬ В ПЕРЕРЫВЕ МЕЖДУ СЪЕМКАМИ В ФИЛЬМЕ ПО МОТИВАМ «ДЕКАМЕРОНА»
Сегодня в казанской «Пирамиде» состоится церемония открытия Казанского фестиваля мусульманского кино. Главной звездой шоу станет итальянская кинодива Орнелла Мути, известная российскому зрителю по фильму «Укрощение строптивого». Эксперты БИЗНЕС Online недоумевают, пытаясь понять мотивы организаторов, в очередной раз приглашающих на фестиваль звезд, творчество которых, мягко говоря, не вполне стыкуется с идеологией фестиваля.
ИТАЛИЯ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ КАЗАНИ
Сегодня среду в одном из самых пафосных культурных объектов города – «Пирамиде» - на красную дорожку VII Казанского фестиваля мусульманского кино ступит и итальянская актриса Орнелла Мути. «Главная героиня романтических историй» (так именуют Мути в масс-медиа) специально прилетит из Италии, чтобы принять участие в открытии фестиваля. Ожидается, что, помимо участия в церемонии открытия, зеленоглазая красавица станет почетной гостьей казанских мечетей, совершит экскурсию по Казанскому кремлю и увидит икону Божьей Матери в Крестовоздвиженской церкви.
Безусловно, приезд в Казань суперзвезды итальянского кино, полюбившейся еще советским зрителям, прежде всего, благодаря киноленте «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано - это событие. За честь ее считает принять даже Каннский кинофестиваль, где за Орнеллой Мути закреплен статус «постоянная почётная гостья». Правда, стоит заметить, что кинозвезда бывает и на более скромных мероприятиях – гонорар для ее приезда нашли, например, в июле этого года и устроители Санкт-Петербургского международного кинофорума.
ТРИЖДЫ ЖЕНА
Вкратце о биографии Орнеллы Мути. Воспитывалась будущая звезда кино на ферме в Швейцарии, серьезного образования не получала, но зарабатывать деньги начала уже с 14 лет. Первая работа - натурщица в итальянской художественной школе (сниматься в эротических лентах и фотосессиях Мути продолжала аж до 50 лет), первый брак – с партнером по первому фильму Алессио Орано.
После этого весьма непродолжительного брака – отношения с харизматичным Адриано Челентано, красавцем Аленом Делоном, «главным комиссаром» Италии Микеле Плачидо, брак с биржевым маклером Федерико Факинетти, за баснословные долги которого расплачивалась Мути, а потом еще один брак - с одним из лучших пластических хирургов Италии Стефано Пикколо.
Интересно, что параллельно с участием в Казанском фестивале мусульманского кино Мути снимается в фильме «Бибоп Декамерон». Фильм Вуди Аллена основан на легендарном эротическом романе Средневековья «Декамероне» Джованни Бокаччо.
СЕКС-СИМВОЛ НА ПУТИ БУДДИЗМА
Все было бы прекрасно, если бы ни одно «но», а точнее определение «мусульманский» в название фестиваля. Образ секс-символа 70-х не совсем вяжется с идеологией кинофестиваля, который создавался как площадка для просмотра духовного кино. Довольно сложно представить звезд подобного жанра гостями, к примеру, православного кинофестиваля «Радонеж» или «Благовест».
Хотя, возможно, причина (с точки зрения оргкомитета!) кроется в том, что актрисе как и многим западным кинозвездам (начиная от Мадонны, заканчивая Стивеном Сигалом) не чужды восточные практики. Как она рассказала в интервью российскому телеканалу среди ее увлечений японский буддизм, и призналась, что с помощью повторению мантр она учится внутреннему спокойствию.
ИЗДЕРЖКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
Последние несколько лет казанский кинофестиваль мусульманского кино просто зашкаливал от количества участвовавших российских и зарубежных секс-символов. По красной дорожке прошлись и Мария Берсенева, известная по сериалу «Маргоша», и «прекрасная няня» и постоянная героиня многих звездных скандалов Анастасия Заворотнюк, была и Изабель Аджани, сделавшая карьеру на сценах любовного характера и эпатажная Жанна Эппле. Сюда же можно отнести и французский символ эпохи сексуальной революции (60-е годы прошлого века) Катрин Денёв. Многие из этих звезд удивляли местную публику не только своими откровенными нарядами, но и полным равнодушием и нежеланием понимать, на какой фестиваль их пригласили. Видимо, таковы издержки привлечения зрителей на фестиваль с помощью медийных лиц.
За последние семь лет казанский кинофестиваль изменил не только имя, потеряв бренд «Золотой минбар», но и сильно эволюционировал. Начинавший с показа документальных фильмов о палестино-израильском конфликте и боевика, где «не убиваемый» турецкий Джеймс Бонд - Полат Алемдар бегает по Ираку за злодеями-американцами, сегодня казанский кинофестиваль стал достаточно демократичным в критериях отбора картин к показу по жанрам, тематике и странам.
Благо, ведь до сих пор, так никто так не смог дать определения, что такое «мусульманское кино» и есть ли оно вообще. Хотя, ради справедливости надо сказать, что еще в 2009 году дать его попытался даже Никита Михалков, который несколько обтекаемо объяснил, что мусульманское кино это такое кино, которое «включает в себя глубокое и реальное ощущение принадлежности к мусульманскому миру».
КРАСНАЯ ДОРОЖКА, МЕДИЙНЫЕ ЛИЦА – В ЭТОМ НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕТ
Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить факт приглашения на фестиваль Орнеллы Мути:
Дмитрий Пивоваров – киновед, руководитель отдела культуры на телеканале «Эфир»:
- Эти звезды приглашаются только для участия в церемонии открытия и закрытия. Эта традиция с первого фестиваля. Приглашаются с одной единственной целью – привлечь зрителя. Красная дорожка, медийные лица – в этом ничего страшного нет. Другое дело, когда приехала Заворотнюк, не понимая, на какой она едет фестиваль. Или та же Жанна Эппле, вышедшая на сцену с голой задницей. Должна быть какая-то степень корректности, звезды уж должны знать, на какой фестиваль едут. Восточные звезды, египтяне, турки, иранцы тоже приезжают, но уже как участники творческой программы. А звезды – для зрителей.
Знаю, что в рамках фестиваля буду встречи у Джигарханяном, Лидии Федосеевой-Шукшиной. Кто-то выступает в министерстве культуры, кто-то в театральном училище, ведут мастер-классы по операторскому и актерскому мастерству. То есть работают по специальности.
А Мути очень востребованная. Она снимается в кино, часто ездит на открытые и закрытые светские показы. Дюжев, Кабо тоже на слуху и на виду.
ФЕСТИВАЛЬ – ЭТО БИЗНЕС, РАЗБРАСЫВАТЬ ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР НЕ ИМЕЕТ СМЫСЛА
Ильдар Ягафаров — режиссёр, член Союза кинематографистов РФУ:
- Актеры из Азии, Египта тоже приезжают на фестиваль, просто они не так раскручены, как Мути, Джигарханян и другие. Акцент на знакомых именах делается для того, чтобы зрители раскупили билеты. Фестиваль – это скорее события для города, как фейерверк. Его цель – привлечение зрительского внимания, а не развитие кинематографа в республике. Это, конечно, заявляется, но на самом деле это второстепенно. Для развития именно кинематографии нужна совершенно иная политика. Если скажут, что приедет какой-нибудь Мухамед из Азии, какая будет реакция у нашего зрителя? Его же не знают! Профессионалы, понятное дело, имя знают, но за фестиваль же платят обычные люди, 200-500 рублей за билет.
Почему именно «старые» звезды? Не думаю, что виновата нехватка бюджета. Скорее всего, дело в том, что у звезд, которые активно снимаются, просто нет времени на посещение фестивалей. Взять и на неделю куда-то уехать – просто нереально. Плюс это еще дань уважения людям, которые столько лет работали в кино. Это тоже очень важно. Тем более, что молодые тоже есть, тот же Дюжев.
Фестиваль – это бизнес. Мы живем в такое время, когда нужно это понимать. Сегодня разбрасывать деньги на ветер тоже не имеет смысла.
НЕПРИЯТНО, ЧТО ЛЮДИ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ РЕПУТАЦИЕЙ СТАНОВЯТСЯ ГОСТЯМИ МУСУЛЬМАНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
Рустам Батров - проректор по научной работе Российского исламского университета:
- Приглашение звезд и даже церемония открытия по факту к самому фестивалю отношения никакого не имеет. Мне неприятно, что люди с определенной репутацией становятся гостями мусульманского фестиваля. Но организаторов тоже можно понять: надо привлечь внимание. Привлечь внимание, прежде всего, к идее диалога культур, толерантности, это очень важно. Но у меня, как у мусульманина, сама подборка звезд вызывает смешанные чувства. Евгений Миронов, например, связан с идеей фестиваля, он снимался в кино «Мусульманин». То есть я за то, чтобы подбирали такого рода актеров. Если даже не мусульман, то тех актеров, которые что-то для сближения мусульманских культур сделали, имели отношения к мусульманским сюжетам. Только нужно выбирать не те роли, где мусульман очерняют, а те, которые способствуют сближению миров. Тогда это было бы логично. Возможно, организаторам либо не хватает контакта с такими звездами, либо бюджета.
НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ ЗАВОРОТНЮК НА НАПОЛНЯЕМОСТЬ ЗАЛОВ НЕ ВЛИЯЕТ
Диляра Ахметова - заместитель главного редактора информационно-аналитического портала IslamRF.Ru:
- Как показывает опыт предыдущих лет, проект мусульманского кинофестиваля в Казани не нуждается в специальном завлечении зрителя – залы не пустовали практически с первого тогда еще «Золотого минбара». А в последние годы на его площадках вообще аншлаг. И в этом отношении надо отдать должное программной дирекции фестиваля. Аншлаги связаны, на мой взгляд, еще и с колоссальным культурным голодом интеллектуальной татарской мусульманской среды в Казани, которой не интересна эстетика гламура или попсы, а альтернатива – лишь эпизодические культурные события. Поэтому, думаю, что наличие или отсутствие Заворотнюк и прочих на наполняемость залов не влияет.
Полагаю, что присутствие звезд российского шоу-бизнеса (именно шоу-бизнеса, а не только киноиндустрии) нужно для привлечения внимания прессы. Не могу судить о том, насколько этот прием работает, но то, что он отторгает определенную часть целевой аудитории – совершенно очевидно. Мусульман оскорбляет, когда кинодивы появляются на сцене мусульманского кинофестиваля едва одетые. Люди рассуждают так: каждый волен одеваться, как считает нужным, но уж если ты пришел на мусульманское мероприятие, вручаешь статуэтки в форме минбара, будь добр проявить уважение к культуре и традициям мусульман. Речь не идет о том, чтобы обмотаться хиджабами и надеть черные мешки, но приходить в декольте глубже некуда или в мини-юбках тоже негоже, должна быть какая-то середина. Кстати очень хорошо помню церемонию открытия первого «Золотого минбара», в ней участвовали Наталья Варлей и Елена Цыплакова. Нынешним гостям кинофестиваля стоило бы поучиться у них.
С другой стороны, приглашать на фестиваль звезд из шоу-индустрии арабских стран или Турции тоже вряд ли оправданно, такой опыт был, но их имена российскому зрителю ничего не говорят. На мой взгляд, проблема бывшего «Золотого минбара» в том, что его церемониальную часть изначально пытались скроить по западным лекалам – красная дорожка, лимузин, селебрити, отсылка к Каннам. Чтобы все на западный манер. Понимания самодостаточности другой культуры, в которой приоритетом является духовность и целомудрие, понимания красоты такой картины мира (которую собственно и продвигает этот фестиваль) как раз организаторам и не достает.
КИНО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО БЫТЬ О ПРАВОВЕРНЫХ, КОТОРЫЕ ХОДЯТ В МЕЧЕТЬ ПЯТЬ РАЗ МОЛИТЬСЯ
Рафаэль Хакимов - директор Института истории Академии наук РТ, член-корреспондент АН РТ:
- В концепции мусульманского кино мне не все ясно до конца. Кино должны снимать мусульмане? Должны быть актеры-мусульмане? Само кино должно быть о мусульманской тематике? Поскольку жесткого критерия нет, кино не обязательно должно быть о правоверных, которые ходят в мечеть пять раз молиться. Поэтому, например, вполне нормально, что приглашаются российские звезды. Тем более пропагандируется идея диалога культур, это как раз доказательство подобного рода диалога.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.