С 6 марта сервис такси «Везёт!» прекращает прием заказов в Набережных Челнах С 6 марта сервис такси «Везёт» прекращает прием заказов в Набережных Челнах Фото: © Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

«везёт» в челнах режет убытки

С 6 марта сервис заказа такси «Везёт» прекращает прием заказов в Набережных Челнах. Затем еще неделю он будет помогать водителям решать вопросы выплаты доходов и расторжения договоров по брендированию. Закрыть филиал в Челнах руководство компании приняло в целях «оптимизации территории присутствия». Сервис перестает работать еще в 6 городах с минимальным количеством пользовательских заказов: Чита, Улан-Удэ, Ярославль, Шахты, Ставрополь и Тамбов. 

«Данный шаг продиктован бизнес-логикой — открывать более перспективные территории, закрывать неприбыльные. Наша цель — создавать удобный способ заказа такси. Для этого мы улучшили наше приложение, постоянно совершенствуем работу контактных центров. Будем продолжать это делать во всех городах присутствия, где сервис востребован», — сообщил «БИЗНЕС Online» директор по развитию ГК «Везёт» Илья Гречушников.

У компании нет планов покидать Казань, в пресс-службе сервиса заметили: «Очень прибыльный и важный рынок, здесь мы чувствуем себя уверенно, водители очень лояльны, как и пассажиры».

В организации также подчеркнули, что закрытие филиала в Челнах никак не связано с обсуждаемой сделкой по покупке активов «Везёт» сервисом «Яндекс.Такси». «Бизнес закрывается там, где он невыгоден, чтобы перераспределить финансовые потоки в нужном направлении. Что касается сделки с „Яндексом“, то ФАС ее еще не подтвердила», — заключили в сервисе.

В Татарстане сервис (под брендом «Лидер») начал работать в конце 2000-х. Всего у компании было 8 брендов по всей стране, которые в прошлом году объединились под единой вывеской В Татарстане сервис (под брендом «Лидер») начал работать в конце 2000-х. Всего у компании было 8 брендов по всей стране, которые в прошлом году объединились под единой вывеской Фото: «БИЗНЕС Online»

история «везёт» в Татарстане и покупка бренда «яндексом»

Как рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» в апреле 2019 года директор по маркетингу федерального сервиса заказа такси «Везёт» Евгений Николаев, первая компания группы появилась около 20 лет назад, когда в одном из городов Краснодарского края был создан сервис «Сатурн». 15 лет назад появился бренд «Везёт». До недавнего времени он назывался в Казани и ряде других городов «Лидером». Объединение опыта произошло в 2017 году — и с того времени «Везёт» работал более чем в 100 городах России, Казахстана, Чехии и Украины. По словам Николаева, водители делают более 1 млн поездок в день.

В Татарстане сервис (под брендом «Лидер») начал работать в конце 2000-х. Всего у компании было 8 брендов по всей стране, которые в прошлом году объединились под единой вывеской. Николаев отмечал, что к осени ребрендинг завершится и во всех 123 городах у организации будет только один сервис — «Везёт». 

Летом прошлого года пресс-служба «Яндекс.Такси» объявила об объединении двух онлайн-агрегаторов — «Яндекс.Такси» и «Везёт». Сделка предполагала покупку «Яндексом» активов группы «Везёт», в том числе софта и кол-центров. До конца 2019 года акционеры ГК «Везёт» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн при условии успешного достижения KPI. Предполагалось, что у «Яндекса» останется 56,2% «Яндекс.Такси», у Uber — 35%, у сотрудников в рамках программы поощрения — 5,3%. Также сообщалось, что в течение трех лет «Яндекс.Такси» вложит около 8 млрд рублей в развитие такси в регионах России, из них примерно 4 млрд пойдет на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, еще столько же — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. 

Ожидалось, что сделка состоится еще в прошлом году, однако ее затормозило согласование с УФАС. В «Яндексе» задержку объясняли «необходимостью предоставления дополнительной информации для анализа состояния конкуренции на рынке, которую затрагивает сделка». В январе этого года «Яндекс.Такси» в очередной раз подал в ФАС ходатайство на покупку активов группы «Везёт», однако оно пока не удовлетворено. 

Напомним, что это было не первое объединение онлайн-агрегаторов такси. В феврале 2018 года «Яндекс.Такси» слился с Uber в компанию MLU B.V.

Летом прошлого года пресс-служба «Яндекс.Такси» объявила об объединении двух онлайн-агрегаторов — «Яндекс.Такси» и «Везёт» Летом прошлого года пресс-служба «Яндекс.Такси» объявила об объединении двух онлайн-агрегаторов — «Яндекс.Такси» и «Везёт» Фото: «БИЗНЕС Online»

«местные службы безопаснее для клиентов»

В отделе по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» причины ухода «Везёт» из автограда объясняют высокой конкуренцией, в условиях которой игрок не смог завоевать доверие клиентов. «В конечном итоге сами пользователи выбирают, какой сервис им нужен, — говорит руководитель пресс-службы такси „Максим“ Павел Стенников. — Оптимизация — избавление от того, что приносит убытки. Подобным занимаются все бизнесы — прибыль важнее. Если у сети отдельные подразделения долго не могут выйти на самоокупаемость, логично было перестать тратить на них ресурсы и вместо этого сосредоточиться на развитии других подразделений».

По мнению представителя «Максима», клиенты «Везёт» теперь будут выбирать другие сервисы. Сам «Максим» в Набережных Челнах ожидает дальнейшего роста и увеличения количества заказов. Стенников отмечает, что многие водители работают одновременно с разными сервисами, для них с уходом одного оператора мало что изменится, просто в смартфоне будет на одно приложение меньше, а количество заказов не уменьшится.

Председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что ситуация в регионе после закрытия компании «Везёт» не изменится, т. к. сам бизнес такси имеет фрагментарный характер. «При прекращении работы „Везёт“ заказы перейдут к другим игрокам, у которых также есть диспетчерские службы. Важно, что уход крупного игрока с регионального рынка — мотивация для местных компаний развивать и масштабировать свой бизнес, — отмечает она. — У нас есть примеры, когда региональные таксопарки создавали приложения и самостоятельно получали заказы».

Зарипова говорит, что это плановое закрытие, которое компания готовила давно. «Везёт» — прежде всего бизнес, и любой бизнес имеет возможность закрывать или открывать филиалы в зависимости от стратегии развития», — заключила эксперт. «На рынке такси Набережных Челнов конкуренция очень высокая, — охарактеризовал положение учредитель такси „Лидер“ (Набережные Челны) Наиль Сабиров. — Очень много служб открылось, очень много закрылось. С приходом мировых игроков вроде Uber конкуренция все сильнее, а работать все сложнее. Но местные службы более безопасны для клиентов. Мы проводим ежедневный контроль автомобилей, водителей. Наши сотрудники проходят медицинский осмотр, механики выполняют осмотр автомобиля. Тот же самый „Яндекс.Такси“ или Uber не имеет такого контроля (отметим, „Яндекс.Такси“ готовит технологию электронного осмотра водителей и автомобилей — прим. ред.). К ним на работу может устроиться любой водитель. Можно зарегистрироваться на их сайте, имея любой паспорт, и через полчаса выйти на линию».