РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ НА ВОЛГЕ: ПРОДАЖИ ПУТЕВОК УПАЛИ В 3-4 РАЗА, КОМПАНИИ СОКРАЩАЮТ НАВИГАЦИЮ И ВЛЕЗАЮТ В НЕПОДЪЕМНЫЕ ДОЛГИ

В редакцию «БИЗНЕС Online» поступила копия открытого письма к президенту Дмитрию Медведеву, к которому за помощью обратилась компания «Инфофлот». Один из крупнейших игроков на рынке речных круизов в стране, его филиал имеется и в Казани, заявляет, что созданный в обществе ажиотаж после трагедии с «Булгарией» окончательно губит отрасль. Еще два-три года и отрасль погибнет… Ситуацией крайне обеспокоены и казанские участники рынка, опрошенные нашей газетой.

СУДА НЕ ВЫЙДУТ ИЗ ЗАТОНОВ

Один из основных игроков на рынке продаж речных круизов в стране «Инфофлот» отправил отчаянное письмо президенту РФ Дмитрию Медведеву. В нем компания, имеющая в управлении семь теплоходов и располагающая самой большой офисной сетью продаж круизов, в том числе в Казани, заявила - гибель «Булгарии» и созданный в обществе ажиотаж окончательно губит рынок речных перевозок в России.

«Создается следующий образ речных круизов: старые негодные суда, плохой сервис, жадные судовладельцы, - сказано в письме (ниже газета «БИЗНЕС Online» полностью приводит его текст). - А ведь официальное расследование показало, что причиной катастрофы стал человеческий фактор плюс недобросовестное выполнение своих обязанностей одной конкретной компанией...».

В результате люди боятся отдыхать на теплоходах, спрос упал настолько, что в результате может обанкротиться множество компаний.

«Уже в следующем, 2012 году, некоторые суда не выйдут из затонов. Таким путем отрасль придет к гибели. И если сейчас это не остановить, то через один-два года уже будет поздно», - сказано в письме.

Пока не поздно компания просит Медведева всячески популяризировать речные круизы, проводя на них мероприятия госуровня и провести рекламную компанию в СМИ, поскольку «это чисто психологические последствия: людям навязывается негативный образ речных круизов». И создать программу льготного кредитования строительства речного круизного флота.

ТЕРПЕТЬ ДАЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ - НА РЫНКЕ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров пояснил, что обратиться к президенту заставило крайне тяжелое положение как его компании, так и других участников рынка.

«Терпеть дальше нельзя - на всем рынке происходит катастрофическая ситуация, - заявил Сахаров. - Многие компании сокращают навигацию, потому что нет загрузки».

По его словам, после катастрофы рынок речных перевозок упал в 3 - 4 раза. Сейчас падение рынка составляет около 20%. Основной удар приняли на себя регионы, где произошел «полный обвал», меньше пострадали Санкт-Петербург и Москва. Однако речные круизы являются низкорентабельным бизнесом, который очень чувствителен даже к малейшим колебаниям.

«Такого уровня закредитованности у нас не было ни разу за всю историю компании. Мы вынуждены брать кредиты уже сейчас, а впереди зима – самое сложный период для всех судовладельцев, период ремонтов, нужно инвестировать деньги», - говорит Сахаров.

По его словам, у Инфофлота есть, под что брать кредиты, но у других компаний ситуация более тяжелая и на следующий год многие теплоходы из затонов не выйдут.

«Мы все-таки ожидаем, что реакция на письмо будет. Достаточно просто обратить на проблему внимание и сказать правильные слова на высшем уровне, чтобы пошел обратный процесс, - говорит Сахаров. - Мы не просим миллионы, единственно более финансово-емкое предложение, и то долгосрочное, - это некая программа кредитования для строительства речного круизного флота. Все остальное - никаких затрат, просто имиджевая составляющая».

«СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДЕМ ЗАНИМАТЬСЯ ДРУГИМ ВИДОМ ТУРИЗМА»

Напомним, речники и ранее заявляли о катастрофическом падении спроса на круизы после гибели «Булгарии». Однако Инфофлот стал первым, кто был вынужден обратиться к президенту России.

В начале августа в Казани руководитель ООО «Волжские путешествия» Вячеслав Самолин на пресс-конференции также говорил о многомиллионных убытках речников и о том, что отрасль встала на грань развала.

«Сейчас идет сдача билетов, наблюдается резкий отток клиентов (база постоянных клиентов компании «Волжские путешествия» составляет порядка 15 тыс. клиентов). В офисах Волжских путешествий продаж нет – одна-две путевки в день. Август и сентябрь мы полностью в проигрыше. Как мы будем дорабатывать до конца навигации, я не представляю», - заявлял Самолин.

По его словам, ежегодно в ремонт одного теплохода необходимо вкладывать 2 - 3 млн. рублей. Содержание такого теплохода как «Жолио-Кюри» обходится компании в 24 - 27 млн. рублей.

«Скорее всего, наша компания будет заниматься другими видами туризма», - сказал тогда руководитель Волжских путешествий.

ПРОДАЖИ УПАЛИ НА 100%

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделяют точку зрения руководства Инфофлота.

Александр Елисеев - директор компании «ИнтурВолга»:

- Продажи упали на 60 - 70 процентов. Остались только постоянные клиенты, которые знают, как на самом деле обстоят дела в речном бизнесе. Раньше корабли ходили до середины октября, а теперь уже на сентябрь нет никаких перспектив – ситуация катастрофическая.

Нам приходится уплотнять маршруты, вместо двух полупустых отправляем один более-менее наполненный теплоход. Для этого, например, приходится двухдневные туры превращать в четырёхдневные – без доплаты со стороны клиента. Мы делаем большие бонусы тем, кто берет поездки сегодня: потом им будут предоставляться большие скидки.

Вообще мы проводим рекламную pr- кампании с тем, чтобы показать, что речной – самый безопасный бизнес. С прессой пытаемся сотрудничать, но ведь им нужна сенсация – поэтому почти всё только усугубляют ситуацию.

Поэтому считаю, что шаг Инфофлота разумный, оправданный, адекватный. Президент призван быть у нас самым большим авторитетом в стране. Он должен показаться на теплоходе, посмотреть, как все устроено и взять на себя ответственность, сказать, что все хорошо в области. Его слова могут стать решающими.

Надо, чтобы СМИ поддержали бизнес, ведь «Булгария» была исключением. У нас часто падают самолеты, но люди не перестают от этого летать. А с 1984 года «Булгария» – первая трагедия. Это, конечно, ужасно, что корабль затонул, но в целом-то отрасль в порядке!

Денис Овчинников – исполнительный директор компании «Альянс-Тур»:

- У нас люди начинали покупать билеты с ноября прошлого года. Те, кто купил до 10 июля - от них не отказываются. Мест на круизы к тому времени осталось мало, поэтому нам сейчас сложно сказать, серьезный будет спад или нет.

Откладываются ли поездки? Нет, такого у нас не было, поскольку билеты давно проданы. Хотя СМИ и раздувают информацию о том, что люди могут отказываться от поездок, и компании должны им стоимость билетов компенсировать. В большинстве своем люди ведь разумные, и не все слепо следуют указаниям средств массовой информации.

Хотя шаг Инфофлота, конечно, разумный. СМИ наносят огромный ущерб сейчас внутреннему туризму – и президент должен это понимать. Я думаю, стоит выпустить на ТВ специальную программу или даже ряд программ, которые помогут объяснить людям, что это безопасно. Чтобы наглядно показали, как эти проверки проводятся, сколько там уровней надежности и так далее. Ведь по статистике на сегодняшний день речной – самый безопасный транспорт.

Светлана Пименова, директор туристической компании «Итиль тур»

- После трагедии «Булгарии» произошел значительный спад. Судоходные туристические компании, у которых основное направление – продажа круизных рейсов, терпят большие убытки.

В нашей компании продажа речных круизов не является основным направлением, поэтому мы сильно от этого не пострадали. Но продажи упали на 100% - после трагедии с «Булгарией» мы не продали вообще ни одной путевки на речные круизы.

Не думаю, что письмо речников к Медведеву как-то облегчит их ситуацию. Это частные компании, и я не представляю, каким образом государство может им помочь. Я понимаю директоров, которые заниматься именно речными круизами. Ситуация сложная, ее надо просто пережить. Даже простой туристический сезон год от года невозможно спрогнозировать. Влияет очень много факторов: и политика, и погодные условия, и военные ситуации, как сейчас в Ливии. Поэтому выживут сильнейшие: те, у кого крепкая материальная база, крепкие договорные отношения, остальные «погибнут». Думаю, что дальше ситуация постепенно будет улучшаться.

Отрасли сейчас может помочь полное обновление малого речного флота, так как он в России находится в упадке. Без государственной поддержки, без судостроения это делать невозможно ни одной турфирме. Она не обладают доками для ремонта судов, технической поддержки судна в нормальном состоянии

Справка

Компания «Инфофлот»

Создана в 2003 году.

Основная специализация – речные круизы.

Обладает самой большой сетью офисов продаж речных круизов в стране. К навигации-2011 компания имеет двенадцать офисов продаж (четыре – в Москве, три – в Санкт-Петербурге, три – в Самаре, по одному в Нижнем Новгороде и Казани).

В настоящее время в управлении 7 теплоходов.