«В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР. Потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью» «В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР, потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью» Фото: mincult.tatarstan.ru

ПЯТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «МИРАС»: ВСПОМИНАЕМ ИСТОРИЮ, ГОТОВИМ ПРЕМЬЕРЫ, ИЩЕМ НОВЫЕ ИМЕНА

Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» проводится с 2016 года по инициативе и под художественным руководством маэстро Александра Сладковского. Казалось бы, проект родился совсем недавно, но работает уже пять лет, а это, как говорится, стаж. За такой период студенты проходят полный курс консерватории. Вот и мы значительно расширили горизонты концертного звучания музыки композиторов РТ, расширили представления о татарской музыке у нашей публики, особенно у нового поколения, и, конечно, получили ценный опыт того, как сегодня надо работать с музыкальным наследием республики, как его восстанавливать, исполнять и пропагандировать. 

В этом году «Мирас» проводится в год празднования 100-летия Татарской АССР, потому в программу были включены произведения, связанные с историей и современностью. Конечно, таковых довольно много — трех концертов фестиваля не хватило бы, чтобы озвучить музыкальную летопись Татарстана, так что вместо механизма одной линии был выбран принцип 3D-проекции, который имеет больше возможностей показать как прошлое, так и настоящее в истории.

Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган җирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты, написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани (праздничная увертюра «Татарстан» Фасиля Ахметова, кантаты Жиганова, «Моя Казань» Бориса Трубина и др.). И вокруг этого стержня выстраивались такие важные воспоминания, как Великая Отечественная война («Война. Муса» из оратории «Кеше» Мирсаида Яруллина), непростая жизнь тружеников тыла («Нафиса» Назиба Жиганова), многолетние позывные радиостанций Татарстана («Туган җирем Татарстан» Александра Ключарева), татарские народные песни (обработки Масгута Латыпова, ногайская «Щибаля» Шамиля Шарифуллина и др.). Современность олицетворяли «Симфонические танцы» Рашида Калимуллина и кантата «Гимн гармонии» Резеды Ахияровой. В концерте принимал участие камерный хор под управлением Миляуши Таминдаровой

«Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган жирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани» «Стержнем первой концертной программы фестиваля «Туган җирем Татарстан» стали торжественные произведения: праздничные увертюры и кантаты написанные к разным юбилеям республики — 40-, 50-, 60-летию, к 1000-летию Казани» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРОГРАММУ В СВЯЗИ С ЮБИЛЕЙНЫМИ ДАТАМИ ИХ АВТОРОВ

Традиция торжественных концертов широко распространена уже несколько веков и в России, и на Востоке, и на Западе. Они часто проводились на площадях, берегах рек, с пушками и фейерверками. Мне, честно говоря, всегда было любопытно, каким бы мог быть концерт, состоящий из татарской торжественной музыки. И вот он состоялся. Очень интересное мероприятие.

Раньше торжественная музыка разных эпох истории Татарстана никогда не звучала в рамках одного мероприятия. Так что случилось много открытий. Эту музыку уже мало кто помнит, да и отношение к данным произведениям как к слишком советским было снисходительным даже у музыковедов, а зря. Но возникает вопрос: а где современная, на новых интонациях и ритмах, с актуальной энергетикой, качественная торжественная татарская музыка? Ее нет.

Памятные даты. Фестиваль «Мирас» всегда отражает их в своих программах, тем более что в текущем году таковых особенно много. Помимо основной даты — 100-летия республики, назову 120-летие со дня рождения Салиха Сайдашева, 110-летие со дня рождения Джаудата Файзи — этому посвящено целое отделение концерта, которое будет строиться на музыкально-театральных сочинениях упомянутых композиторов. Вообще, отдельные произведения включены в программу в связи с юбилеями их авторов: 80-летие со дня рождения Рафаэля Белялова (Концерт-каприччио для скрипки с оркестром), 75-летие Александра Миргородского («Увертюра-фантазия на темы песен Сайдашева»), 90-летие Бориса Трубина (увертюра «Моя Казань» удивила на открытии фестиваля многих слушателей своим татарским стилем музыки русского композитора) и, конечно, годовщина смерти Ильгама Шакирова. Ильяс Камал написал «Посвящение Ильгаму Шакирову» — это стало одной из премьер «Мираса». 

«В этом году после 60-летнего забвения будет исполнено историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957 году во время Декады татарского искусства в Москве» «В этом году после 60-летнего забвения прозвучит историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957 году во время Декады татарского искусства в Москве» Фото предоставлено пресс-службой ГСО РТ

В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И в текущем году вновь премьеры — одна интереснее другой. 

Кроме «Посвящения Ильгаму Шакирову», это праздничная увертюра «Нардуган» Эльмира Низамова, увертюра из оперы «Сны батыра» Ильдара Камалова (опера еще в работе), «Булгарский танец» Ляйсан Абдуллиной, симфоническая картина «Тулпар» Ильгама Байтиряка, мелодия для альта с оркестром «Старая Казань» Рушаны Брандангер (данное произведение мы получили из Норвегии) и симфоническая легенда «Чатыр тау» Эльмиры Галимовой. О сочинении последней надо сказать отдельно, потому что это новое направление в татарской симфонической музыке. Впервые было создано произведение для старинного струнно-смычкового инструмента кыл-кубыз с оркестром. Мы очень благодарны композитору, которая первой откликнулась на просьбу написать произведение для традиционного татарского инструмента с симфоническим оркестром. 

«В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И этом году вновь премьеры — одна интереснее другой» «В прошлом году мы представили обновленную концепцию фестиваля: в программе звучали не только классики, но и современники, причем молодого поколения. И в текущем году вновь премьеры — одна интереснее другой» Фото: «БИЗНЕС Online»

Многие  татарские произведения пылятся в архивах, некоторые частично либо полностью утрачены

У татарской музыки должно быть свое лицо, образ. И он не только в интонациях, но и в тембрах, исполнительских традициях. Старинный струнно-смычковый инструмент кыл-кубыз был широко распространен у татар, но в ХХ веке его постепенно начали вытеснять фабричные скрипки, на которых татарские народные музыканты еще несколько десятилетий играли как на кыл-кубызе — они держали скрипку вертикально, на колене, а не на плече. Сейчас эта народная традиция практически исчезла, но она возрождена в композиторском творчестве. Надеюсь, что за Галимовой последуют и другие наши композиторы, ведь потенциал традиционных инструментов не раскрыт, так же как и потенциал уже написанной музыки татарских композиторов. Многие произведения пылятся в архивах в ненадлежащем состоянии, некоторые частично либо полностью утрачены. Вообще, проблема старых нот стоит очень остро. Начинать ее решение надо с исполнения этих забытых произведений. Мы подобное делаем каждый год.

В текущем году после 60-летнего забвения прозвучит историческое произведение — Симфония Аллагиара Валиуллина, которая исполнялась в 1957-м во время Декады татарского искусства в Москве.

Но исполнение — это не решение проблемы. Ноты надо издавать хотя бы в цифровом, электронном варианте, для начала сделав сверку партий партитуры, выполнив редакцию и корректуру. Вот в Англии до XIX века почти не издавали ноты — было невыгодно, делали это только по предварительной подписке, по предоплате. И теперь у них с прошлых времен есть только сборники популярных песен. Во всем мире даже есть расхожее мнение, что английской музыки до ХХ века просто не имелось.

«Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня» «Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня» Фото: «БИЗНЕС Online»

У немцев, французов, итальянцев — да, и композиторов у них много, а у англичан все это просто утеряно. Потому, думаю, пора организовать систематическую работу в данном направлении, чтобы не потерять ту татарскую музыку, которую еще можно и нужно сохранить.

Одной из задач нашего музыкального фестиваля является поддержка молодых исполнителей из Татарстана, которым очень важно выходить на большую сцену вместе с таким уникальным высокопрофессиональным коллективом международного уровня, которым сейчас является Государственный симфонический оркестр нашей республики.

В 2020 году молодых татарстанских исполнителей еще больше. Кто-то из них уже хорошо известен и пользуется любовью слушателей, а кто-то выйдет на большую сцену впервые. Это вокалисты Айгуль Гардисламова, Айсылу Нуруллина, Айсылу Сальманова, Илюса Хузина, Руслан Закиров, Ильдар Рахимов; инструменталисты Дина Закирова (кыл-кубыз), Адиля Ибушева (скрипка), Искандер Каримов (альт), Рустем Рахматуллин (гармоника). Будет новый дирижер — Айрат Кашаев, который приедет в Казань дирижировать фестивальной программой «Яшьлек» 18 января. В другие дни за дирижерским пультом будут опытные Василий Валитов (Москва) и Ринат Халитов (Казань).

V фестиваль татарской музыки имени Жиганова «Мирас» продолжается.  

Вадим Дулат-Алеев