Героем нового бизнес-интервью предпринимателя и блогера Руслана Абдулнасырова стал уроженец Набережных Челнов Радик Маснавеев. Вместе с женой Марьяной они эмигрировали в Объединенные Арабские Эмираты. Сначала супруги работали по найму, а затем открыли автосервис, где удивляют арабских клиентов маркетингом по-татарски. Встретившись с земляком, Радик рассказал ему о принципах ведения бизнеса в Дубае, особенностях работы с интернациональным коллективом и планах на будущее.
«С персоналом тут проблема. Я уже хорошо понимаю по состоянию человека, как он будет работать. Пришел в хорошем настроении — будет нормально трудиться. Зависимость прямая, так скажем»
«ПО-АНГЛИЙСКИ Я ГОВОРИЛ ТОЛЬКО «ХЭЛЛОУ»
— Как парень из Татарстана открыл бизнес в Дубае?
— Здесь живу уже 9 лет. Попал, можно сказать, случайно. Из Набережных Челнов уехал в Москву, прожил там пять лет, познакомился с ребятами, которые живут в ОАЭ и ведут здесь бизнес. Они предложили мне работу — им нужен был менеджер, чтобы продавать мебель, заниматься освещением для домов. Мы с супругой сюда приехали по контракту, два года проработали на них, потом ушли на вольные хлеба. Вообще, это была чистая авантюра, мы ничего не представляли об Эмиратах, я не знал английского языка. Супруга мало-мальски изъяснялась, я говорил только «хэллоу».
— Почему они взяли на работу парня, который не знает английского?
— Моя супруга — очень хороший продавец мебели. Им нужна была пара: муж и жена. Они сами постоянно были в разъездах, и их бизнес контролировали мы. Занимались переводами, поставками, надо было принимать мебель и отвозить клиентам.
— А компания маленькая?
— У них в Москве два шоурума, один в Дубае. Здесь у всех проблемы с персоналом, в России тоже найти сотрудников сложно, но здесь жестче. Когда ты берешь человека на работу, то обязан оформить для него визу, страховку. Если не платишь зарплату, местные власти блокируют твою компанию.
— Когда вы работали по найму, сколько зарабатывали?
— Каждый из нас при наилучшем раскладе получал по 5 тысяч дирхам (валюта ОАЭ — прим. ред.). Это примерно 1,5 тысячи долларов. Мы жили на съемной квартире, половину стоимости которой оплачивала компания. На самом деле далеко не каждый работодатель на такое идет.
— Почему дальше вы решили двигаться самостоятельно?
— Приходит понимание, что нужно дальше расти. Хотелось купить дом, родить ребенка. Потом стараешься для него, хочешь, чтобы он учился в нормальной школе, и понимаешь, что на такой работе не сможешь обеспечить его всем необходимым. Я хочу, чтобы у моего сына была спортивная секция, и сам желаю делать то, что мне нравится. После работы с мебелью я работал со спортивными командами, мне нравилось техникой заниматься. Позднее появился у меня друг, который инвестировал в автосервис.
«У нас не было клиентской базы, гараж стоял пустой. Начали работу с офиса, к нам приезжали люди, которых мы уже знали. Стартовали с ремонта для друзей, потом клиентов стало больше. Сейчас уже я знаю, что, если в будущем соберусь покупать другой бизнес, буду брать готовый, с рабочей клиентской базой. Потерял полтора года на развитие»
«ПОЛТОРА ГОДА МЫ УХОДИЛИ В МИНУС»
— Этот бизнес ты купил совместно с партнером?
— Да, мы купили его за 250 тысяч долларов. Пока не окупили. В эту сумму входили инструменты, подъемники, два бокса, машины для заправки кондиционеров.
Мы взяли готовый бизнес, здесь все было новое. Владельцы только открыли и сразу продали.
— Сколько машин заезжает в месяц?
— В районе 180. Средний чек — на 600–700 дирхам, это примерно 200 долларов за один машино-заезд.
— Выручка у тебя должна быть на уровне 1,5 тысячи долларов в день.
— Ежедневно бизнес должен приносить как минимум 2 тысячи дирхам. Если ты не сможешь этого сделать, упадешь в убыток. Мы очень долго работали в минус — полтора года с открытия. У нас не было клиентской базы, гараж стоял пустой. Начали работу с офиса, к нам приезжали люди, которых мы уже знали. Стартовали с ремонта для друзей, потом клиентов стало больше. Сейчас уже я знаю, что, если в будущем соберусь покупать другой бизнес, буду брать готовый, с рабочей клиентской базой. Потерял полтора года на развитие.
— У тебя здесь сколько людей работает?
— Четыре разных специалиста. Электрик, механики, мастер по кондиционированию.
— Работники каких национальностей?
— Два туркмена, один филиппинец, один африканец. Филиппинец со мной с самого начала. Туркмены — ребята хорошие, старательные. Основное требование к работникам — они должны уметь работать с механикой.
— Как работает персонал?
— С персоналом тут проблема. Я уже хорошо понимаю по состоянию человека, как он станет трудиться. Пришел в хорошем настроении — будет нормально работать. Зависимость прямая, так скажем. Здесь они немного зарабатывают, зарплата — около 4 тысяч дирхам чистыми в месяц. Это примерно 1,2 тысячи долларов. У меня сотрудники если очень стараются, получают 7 тысяч дирхам.
«Я хочу развивать бизнес не в одном конкретном месте, не только в Эмиратах. У меня мысль выйти на мировой масштаб. Мы периодически ездим в другие страны, я путешествую и вижу, где чего не хватает»
ЦВЕТЫ И ПАРФЮМ ДЛЯ АВТОМАСТЕРСКОЙ
— Не жалеешь, что так поменял жизнь? У тебя ведь не было самостоятельного опыта ведения бизнеса в России?
— С самого детства я думал уехать из России, хотел посмотреть мир. После школы я пошел в какую-то компанию в Набережных Челнах, которая рекрутирует работников на лайнер. У меня спросили, как владею английским, а я в школе немецкий учил. Не взяли.
— Трудно держать автосервис в Дубае?
— Все автосервисы находятся в одной зоне. В Дубае их четыре, по-моему. Если человек нуждается в ремонте автомобиля, он едет в один из этих районов. Ты не можешь открыть станцию где-нибудь в центре, купить землю, есть возможность только арендовать максимум на 99 лет. Мне, например, четыре гаража предлагают за 3 миллиона дирхам в долгосрочную аренду на 20 лет. Сейчас у меня краткосрочная, ежегодно я плачу 120 тысяч дирхам.
— 3 миллиона дирхам — это сколько в долларах?
— Почти миллион, 900–950 тысяч.
— За сколько квадратных метров?
— Здесь считают не квадратными метрами, а сквер-футами. У меня примерно 2 тысячи сквер-футов. Это 185 квадратных метров.
— Какие у тебя дальнейшие планы? Ты планируешь дальше развиваться в Дубае?
— Я хочу развивать бизнес не в одном конкретном месте, не только в Эмиратах. У меня мысль выйти на мировой масштаб. Мы периодически ездим в другие страны, я путешествую и вижу, где чего не хватает. Тогда в голове срабатывает щелчок — надо это открыть!..
— Как вы здесь работаете летом в жару? В цеху сколько градусов?
— В июле – августе примерно 45, доходит иногда и до 50. Пот вытираем и дальше работаем. Я здесь и мастер-приемщик, и офис-менеджер, и мастер цеха, и кладовщик, и снабженец.
«Когда клиентки приезжали на замену масла, а наши сотрудники выходили к ним с розой, они были приятно удивлены. Такие мелочи создают долгие отношения с нашим автосервисом»
— Как вы привлекаете новых клиентов?
— Этот вопрос мы зададим моей супруге. Она у меня менеджер.
Марьяна: Я безумно люблю маркетинг. Когда мы решили начать бизнес, стали думать, как привлекать клиентов. Мы открываем автосервис, а у меня склонности к бьюти-индустрии, моде. Я говорю мужу: «Здесь должны быть цветы, парфюм, ароматы — все для девочек». Радик на меня уставился: «Марьяна, это гараж!» Да, я все понимаю, но сюда будут приезжать девушки на красивых машинах. Для мужчин можно сделать рекламу, но как заинтересовать женщин? Решили на 8 Марта дарить цветы девушкам. Мы разослали всем нашим клиенткам сообщение: «Дорогие наши красивые клиентки, поздравляем вас с праздником, в нашем автосервисе вас ждет небольшой сюрприз». Те были в восторге, даже арабские женщины сказали: «Мистер Радик, как нам приятно, спасибо».
— То есть они не избалованы таким подходом?
— Нет, такой душевный подход — редкость. Когда клиентки приезжали на замену масла, а наши сотрудники выходили к ним с розой, они были приятно удивлены. Такие мелочи создают долгие отношения с нашим автосервисом. Мы не просто объявляем акцию, например скидка 25 процентов на замену масла, а строим долгие отношения с клиентами. Такие акции, конечно, срабатывают, но не с теми клиентами, которых мы хотим получить. Это работает с тем, кто уйдет в соседний гараж, если там будет скидка 30 процентов. Нам такие не нужны. Нам необходимы те, которые остаются с нами, даже если в другом месте их обслужат за полцены. Одна клиентка мне говорила, что у нее купон на скидку 50 процентов, но она останется с нами. Именно эти мелочи работают. Сейчас будет новая акция, мы станем класть в машины конфеты от имени директора автосервиса. Кроме того, мы запустили продакшн, очень активно снимаются вирусные ролики. Видео о том, что якобы в нашем сервисе ремонтируют не только машины, но и летающие тарелки, разлетелось по всем Эмиратам — 10 тысяч просмотров.
— Кто все придумывает?
— Занимаюсь этим я, отвечаю за креативную часть. Еще у меня есть помощники, которые пишут сценарии.
— Какие каналы работают для продвижения услуг?
— Самый лучший — Google. Если в России еще есть «Яндекс», то здесь, если человеку нужна замена колодки, он ищет, где это сделать, в Google. Я подключила и соцсети — «Инстаграм», «Фейсбук», но первый только для поддержания бренда, потому что аудитория там не наша, молодые ребята. Наша целевая аудитория — мужчины 30–35 лет, состоявшиеся, такие люди не сидят в соцсетях.
— Сколько стоит один запрос в Google, в директе?
— Мы в директе не размещаем, там очень дорогие клики. Мы не покупаем чистую рекламу. У нас есть ребята — сеошники, которые пишут тексты, добавляют ключевые слова, покупают ссылки дополнительные. Сейчас нам нужен хороший менеджер по продажам, тогда у нас вообще все будет прекрасно.
— Возможно, такой человек скоро найдется, посмотрит наш блог и отзовется.
Канал Абдулнасырова на YouTube, серия про бизнес здесь
«Инстаграм» Абдулнасырова @ruslan_abdulnasyrov
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.