«ЭТО НАША ДОЛГОЖДАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ»: КАК ИДЕТ СТРОЙКА завершающей ПЕРЕМЫЧКИ БКК?

Мэр Казани Ильсур Метшин сегодня утром осмотрел ход строительства завершающей перемычки Большого казанского кольца (БКК; от улицы Мидхата Булатова до Тихорецкой), заложенной генпланом города 1969 года. Пока идет работа по первому этапу от улицы Булатова до Борисковской. Это четырехполосная дорога (две полосы движения в каждую сторону, между ними — трамвайные пути) протяженностью 800 м с путепроводом над Фермским шоссе и подземным пешеходным переходом ближе к улице Борисковской. Появление данного участка позволит местным жителям добираться до центра города за 10–15 минут.

Напомним, масштабное строительство БКК общей протяженностью в 36,6 км стартовало в 2010 году. По замыслу это кольцевая городская магистраль непрерывного движения с обособленной полосой трамвая маршрута №5. Беда в том, что она пока не кольцевая. Подобное значительно снижает эффект от уже вложенных миллиардов. Сейчас трасса обрывается в районе пересечения улиц Баки Урманче и Мидхата Булатова. Так необходимую перемычку от Булатова до Тихорецкой не удалось сделать ни к Универсиаде, ни к чемпионату мира по футболу 2018 года.

Рано утром на строительной площадке вовсю кипела работа. Плотники вели монтаж опалубки вокруг уже связанной арматуры будущих подпорных стенок дороги, обильно смазывая ее отработанным машинным маслом (чтобы она потом лучше отставала от уже застывшего бетона). Чуть дальше бетонщики-арматурщики продолжали вязать металлический каркас. Ближе к Фермскому шоссе работала установка для устройства буронабивных свай. Стук молотков по дереву, звук болгарки, автокран, подающий материалы, — в таком виде стройплощадку увидел и мэр города.

«Это наша долгожданная транспортная артерия, одна из основных, — сказал Метшин, осматривая место строительства. — Сегодня на проспекте Универсиады, на Павлюхина, Танковом кольце в часы пик затык. Мы строим не первую развязку и не первый мостовой переход, но здесь столкнулись с целым клубком проблем. Во-первых, отселение 75 жилых строений, в числе которых большие дома и коттеджи, но со всеми мы разошлись по рынку. Буквально несколько решений у нас есть в судах, а также большой клубок технических проблем — и вода, и газ, и канализация, но все работы идут в графике».


Из 75 владельцев земельных участков уже получили выплаты 57 собственников, еще 13 — в процессе оформления документов. Расчет выкупных платежей базируется на независимой рыночной оценке. Не согласились с размерами компенсаций пятеро владельцев, они ведут разбирательства в судах. Летом несогласных было шесть. Общую сумму выкупа представитель администрации Вахитовского и Приволжского районов назвать затруднился, но ранее заявлялось, что собственникам выплачивают отступные в размере от 125 тыс. до 400 тыс. рублей за сотку.

Что же касается переноса инженерных коммуникаций, то уже завершено переустройство 177,5 м газопровода, водоснабжения (520 из 901 м) и сетей связи (514 из 973 м). Пока продолжается начальный этап работ, ведется и разработка грунта — его уже вывезли более 160 тыс. куб. м, в том числе строительный и бытовой мусор от снесенных домов.


ПЕРВЫЙ ЭТАП ЗА 2,3 МЛРД РУБЛЕЙ К 100-ЛЕТИЮ ТАССР. ВТОРОМУ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

В данный момент на строительстве дороги задействованы 28 единиц техники, 140 специалистов, трудящихся в две смены. За три месяца с момента начала работ выполнено 30% от запланированного объема.

Стройплощадку впервые показали журналистам в июле этого года, с тех пор действительно многое изменилось. О когда-то стоявших здесь жилых домах, садовых домиках уже ничто не напоминает — да и летом от них оставался только бытовой и строительный мусор, зато уже проглядывается створ будущей дороги, завершается укрепление одного из склонов. Активная деятельность ведется и на другой стороне — в Борисково. В комплексе работ предусмотрено строительство сетей ливневой канализации с очистными сооружениями, трамвайной линии и элементов безопасности дорожного движения, установка освещения. Ранее «БИЗНЕС Online» показывал, как выглядит стройка с высоты полета квадрокоптера. 


Строительство первого этапа закольцовки БКК обойдется в 2,3 млрд рублей (подрядчиком работ по итогам торгов стало ООО «Мосты РТ»). Из бюджета РТ выделено 350 млн, еще столько же получено из федеральной казны по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Оставшуюся сумму выделят в 2020 году, т. к. сдать дорогу планируют 30 августа 2020-го, к 100-летию ТАССР.

В 2020 году по первому участку будет не просто запущено движение автомобилей, планируется закольцевать, наконец, маршрут 5-го трамвая за счет соединения с улицей Авангардной, где сейчас сохранилась трамвайная линия до ж/д вокзала «Казань-1». Первый этап — это законченная, логичная стадия с учетом транспортной схемы, что позволит казанцам пользоваться дорожным благом. В перспективе же — второй этап от улицы Борисковской до путепровода на Тихорецкой, что сделает ситуацию еще лучше. К данной части, ожидается, приступят в 2021 году — предпроектные работы уже ведутся.

«Там нам предстоит снести 86 домов, — несколько поколебавшись, сказал Метшин. — Это самая сложная транспортная развязка и артерия, с которой мы столкнулись. Но, еще раз подчеркну, мы, наши проектанты, подрядчики выросли до такого уровня, что такая деятельность нам по силам».

Работа с собственниками следующих 86 домов, попавших в «тело» будущей дороги, уже ведется, сообщил представитель администрации Вахитовского и Приволжского районов. Тем временем на стройплощадку пришел очередной миксер бетона, а специальный насос не спеша откачивал прибывшую смесь в ранее подготовленную опалубку. В это же время рабочие энергично распределяли бетон, уплотняя его глубинным вибратором. В общем, пока VIP'ы вникали в процесс, стройка шла своим чередом.