Через пять лет строители Татарстана станут выдавать по 3,6 млн кв. м в год, на одного жителя будет приходиться по 31,4 кв. м, доля благоустроенного жилья возрастет до 95,54%, аварийный жилищный фонд полностью ликвидируют. Такая оптимистичная картина вырисовывается в новой программе, разработанной минстроем РТ. О том, реально ли построить столько квадратных метров и кто их потом купит, «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов.
Новую программу по обеспечению качественным жильем и услугами ЖКХ населения республики, утвержденную правительством РТ, планируется реализовывать в периоды с 2020 по 2025 годы
93 миллиарда на пять лет
Правительство Татарстана утвердило пятилетнюю программу по обеспечению качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения республики. Она разработана в продолжение аналогичной татарстанской программы, рассчитанной на 2014–2022 годы. Почему чиновники решили разработать новую за два года до истечения уже существующей, можно только предполагать. Вероятнее всего, это связано с тем, что за последний год в стране были приняты масштабные национальные проекты, а также проект по оздоровлению Волги. Потому приняли решение не вписывать новые мероприятия в рамки порядком устаревшей программы, а переписать все заново.
Новую программу по обеспечению качественным жильем и услугами ЖКХ населения республики планируется реализовывать в периоды с 2020 по 2025 годы. В нее предполагается влить 93,3 млрд рублей, в том числе 52 млрд рублей — из бюджета Татарстана. Кроме того, 8,2 млрд рублей планируется привлечь из федерального бюджета, 722,7 млн рублей даст госкорпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», 6,7 млрд рублей поступит из местных бюджетов, 25,7 млрд рублей — из внебюджетных источников. В год на осуществление целей программы будет расходоваться по 14–17 млрд рублей. В первый год реализации программы — в 2020-м — потратят почти 15 млрд рублей.
Основным разработчиком документа выступило министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. В числе задач, обозначенных в программе, — оказание дополнительных мер господдержки, выполнение государственных обязательств и социальных гарантий при приобретении жилья и улучшении жилищных условий граждан; увеличение объема жилищного строительства; сокращение непригодного для проживания жилищного фонда; повышение качества питьевой воды; увеличение энергоэффективности ЖКХ; повышение комфортности проживания для населения.
Каких результатов ждут от исполнения программы в правительстве РТ? К 2025 году жилищное строительство возрастет до 3,6 млн кв. м в год (в 2018-м — 2,4 млн кв. м), ликвидируют аварийный жилищный фонд, признанный таковым до 1 января 2017-го; на одного жителя республики будет приходиться 31,4 кв. м, тогда как на начало 2018-го было всего 26,2 кв. м; долю ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме снизят до 0,2% (в 2018-м — 0,6%); доля благоустроенного жилья возрастет до 78,3%; до 95,54% увеличится доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой, а количество сточных вод, отводимых в Волгу, сократят втрое.
В год в РТ вводится 2,4 млн кв. м жилья, по этому показателю Татарстан находится на 6-м месте в РФ. Изюминкой жилищного строительства является программа социальной ипотеки — по ней за 13 лет было построено более 7,1 млн кв. метров
114 тыс. семей получили соципотеку, 1,1 тыс. домов расселены «по ветхости»
В паспорте программы отражено настоящее состояние жилищного комплекса РТ по данным на начало 2018 года: он составляет 101,8 млн кв. м, или 1,7 млн жилых единиц. На одного человека приходится 26,2 кв. м, 92% жилья находится в собственности.
В год в республике вводится 2,4 млн кв. м жилья, по этому показателю Татарстан находится на 6-м месте в РФ после Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также Краснодарского края. Изюминкой жилищного строительства в РТ является программа социальной ипотеки — с 2005 по 2018 годы всего было построено более 7,1 млн кв. м социального жилья, около 114 тыс. семей улучшили свои жилищные условия.
С 2015 по 2018 годы для стимулирования жилищного строительства (возведение дорог, школ, детских садов) было выделено почти 5,5 млрд рублей.
По программе поддержки с 2006-го по 2017-й свои условия улучшили 7,7 тыс. молодых семей (финансирование — 4,1 миллиарда). На обеспечение кровом детей-сирот было выделено около 2 млрд рублей, крышу над головой в период с 2013 по 2018 годы получили 1,8 тыс. детей-сирот. Более 400 многодетных семей получили субсидии на приобретение жилья (1,150 млрд рублей).
В 2008 по 2018 годы в Татарстане было отремонтировано 15,7 тыс. многоквартирных домов (58,8 млрд рублей), в которых проживают 3,5 млн человек, то есть практически все население республики (!). По программе ликвидации ветхого жилья с 2013 по 2017 годы были расселены 20,4 тыс. татарстанцев из 1,1 тыс. аварийных домов (5,3 млрд рублей). Доля ветхого и аварийного жилого фонда сократилась с 1,3% в 2013-м до 0,6% в 2018-м.
В числе проблем, которые отмечают разработчики программы, — недостаток свободных земельных участков, отсутствие механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Самая объемная подпрограмма в новом документе — «Обеспечение жильем молодых семей в РТ», заказанная республиканским министерством по делам молодежи
СИРОТАМ — ПО КВАРТИРЕ, МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ — ПО ИПОТЕКЕ
В 158-страничном документе весьма подробно описывается несколько подпрограмм. Самая первая из них и, пожалуй, самая объемная — «Обеспечение жильем молодых семей в РТ», заказанная новым министерством по делам молодежи РТ. Похоже, Дамиру Фаттахову дают карт-бланш и весьма неплохой инструмент в 774 млн рублей. В течение 6 лет до 2025-го планируется направлять по 129 млн рублей на социальные выплаты на приобретение стандартного жилья и строительство индивидуального жилья молодым семьям, а также на финансовую помощь при получении ипотеки. Интересно, что из казны Татарстана выделяется только 50 млн рублей, все остальное — внебюджетные деньги. Правда, в описании подпрограммы они обозначены как «собственные и заемные средства молодых семей», коих насчитывается 474 млн рублей. При этом в подпрограмму учли выплаты за счет бюджета РТ, положенные при рождении одного ребенка, — 6 млн рублей. Ну а что? Ничего не дается бесплатно.
Ожидается, что реализация всех мероприятий, то есть освоение этих денег, позволит обеспечить жильем 180 семей. К слову, по состоянию на начало 2019 года на учете в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий стоят более 3 тыс. молодых семей. Один из результатов реализации подпрограммы — «формирование активной жизненной позиции молодежи, укрепление семейных отношений, снижение социальной напряженности» и, конечно, «улучшение демографической ситуации в республике». Документом гарантируется, что будет напрочь исключена возможность нецелевого использования средств, обещается полная прозрачность.
Если при разговоре о молодых семьях речь идет преимущественно о собственных заемных средствах молодежи, то обеспечение детей-сирот жильем планируется почти целиком за счет средств республики. По заказу минобра и минзема РТ разработали соответствующую подпрограмму, по которой в следующие 6 лет дадут жилье 1,8 тыс. сиротам, достигшим 23 лет, — это примерно треть от общего числа нуждающихся. На подобное заложено 2,3 млрд рублей, преимущественно за счет Татарстана. От себя добавим, что в республике с 2011 года более чем в два раза выросли объемы средств, выделяемых на улучшение жилищных условий сиротам. Число выданных квартир из года в год только увеличивается. Если в период с 2007 по 2012 годы жилье получили 733 гражданина, то с 2013 по 2018 годы — уже 1 818 граждан из детей-сирот. И по новой подпрограмме планируется если не увеличить число счастливых сирот, то хотя бы его и не уменьшить.
Отдельное внимание уделено такой болячке, как аварийное жилье. За 874 млн рублей избавятся навсегда от аварийных домов, которые были признаны таковыми до 1 января 2017 года
ЛИКВИДАЦИЯ АВАРИЙНОГО ЖИЛЬЯ И НОВЫЕ СТИМУЛЫ ДЛЯ ЖИЛИЩНОЙ ЗАСТРОЙКИ
Наверное, одной из самых «жирных» подпрограмм из всего перечня можно считать планы по капремонту общего имущества в многоквартирных домах. Объемы задуманного соизмеримы с 34,2 млрд рублей, в основном за счет внебюджетных источников (23,2 млрд), местных бюджетов (6,7 млрд) и чуть в меньшей степени республиканских денег (4,2 млрд рублей). Все во имя повышения качества жилищного фонда и улучшения технического состояния домов. На сегодня в Татарстане почти две трети жилищного фонда составляют многоквартирные дома, практически три четверти из которых имеют износ на 30%, пятая часть имеет износ от 31% до 65%. Главная проблема — отсутствие долгое время ремонта или, что еще хуже, «недоремонт», как это называется в документе. Остается надеяться, что большая часть домов преобразится, учитывая, что, например, за прошлые 11 лет в Татарстане на капремонт 15,7 тыс. многоквартирных домов потратили 58,5 млрд рублей. Все-таки за 6 лет хотят освоить почти сопоставимую сумму.
Отдельное внимание уделено в документе такой болячке, как аварийное жилье. В соответствии с подпрограммой «Реализация мероприятий федерального проекта „Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда“» за 874 млн рублей избавятся навсегда от аварийных домов, которые были признаны таковыми до 1 января 2017 года. Помогут в этом нелегком деле преимущественно деньгами федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. К слову, в Татарстане за период с 2012 по 2017 годы аварийными признаны 86 многоквартирных домов, в которых проживают 1,7 тыс. человек. По задумке авторов подпрограммы, запланированное сокращение числа аварийного жилья неизбежно приведет к «снижению социальной напряженности»…
Прописали и подпрограмму «Реализация мероприятий федерального проекта „Жилье“». В соответствии с этой подпрограммой хотят резко увеличить объем жилищного строительства, стимулировав его в том числе и созданием соответствующей инфраструктуры, ведь все же не в каждом чистом поле можно построить ЖК: нужны дороги, школы, больницы и т. д. И если на сегодня в Татарстане в среднем ежегодно вводится 2,4 млн кв. м нового жилья, то теперь хотят поднять планку до 3,6 млн кв. м в год. Правда, в документе не прописаны объемы финансирования таких амбициозных планов — слишком много неизвестных в этой задачке.
Подпрограммы 6 и 7 посвящены повышению качества питьевой воды для населения и сокращению в три раза доли сточных вод, которые отводятся в Волгу предприятиями и городскими коммунальными службами. Для достижения первой цели на пять лет выделено 1,9 млрд рублей, планируется строить и реконструировать водозаборы и станции водоподготовки. Через пять лет чистой питьевой водой будут обеспечены 98,98% татарстанцев, считают разработчики программы. Сегодня недоброкачественной питьевой водой пользуются более 30 тыс. жителей, или 0,7% населения РТ. Для реализации второй задачи планируется построить и модернизировать очистные сооружения на общую сумму 9,4 млрд рублей.
8-я подпрограмма (2,9 млрд рублей) касается реализации госполитики в сфере архитектуры, градостроительства, строительства, промышленности строительных материалов, в жилищной сфере и коммунальном хозяйстве. Сюда входят, например, задачи по обеспечению жильем семей с пятью и более детьми, осуществление государственного жилищного надзора и пр. 9-я подпрограмма «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности» (4,3 млрд рублей) нацелена на снижение потребления энергетических ресурсов и воды в жилищном фонде. Наконец, 10-я подпрограмма «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры» (36,5 млрд рублей) касается строительства и ремонта объектов общественной инфраструктуры и объектов ЖКХ, благоустройства.
К 2025 году на одного жителя республики будет приходиться 31,4 кв. метра
«Мы довольно существенно отстаем от среднеевропейской нормы обеспечения жилым фондом»
«БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, реально ли строить по 3,6 млн кв. м в год и кто купит это жилье.
Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры, член президиума правления союза архитекторов РТ:
— Я сомневаюсь насчет 26,2 метра в среднем по республике. Насколько помню, это показатель по Казани, а в Челнах, например, он явно меньше: там порядка 22–23 метров на сегодняшний день, не больше. Поэтому мне кажется, что среднюю цифру по Татарстану немного подтянули, я сам не считал, но думаю, она должна быть несколько меньше.
В Казани много индивидуального жилья, которое дает более высокий уровень показателя на человека, а в Челнах, где население живет в основном в многоквартирных домах, этот уровень ниже.
Когда делали Стратегию социально-экономического развития Казани (принята до 2030 года — прим. ред.) и генеральный план города, там все-таки была более осторожная цифра, считали, что дай бог, если выйдем на 27–28 квадратных метров к середине третьего десятилетия.
Тут цифра побольше. Допустим, мы эти деньги вложим, но ведь не всегда предложение совпадает со спросом, который зависит от благосостояния жителей. С одной стороны, такой объем строительства может привести к снижению цены, с другой — это 100 процентов вызовет уменьшение темпов, потому что прибыльность такого строительства начнет падать, строители будут меньше заинтересованы в большом возведении жилья.
Конечно, мы довольно существенно отстаем от среднеевропейской нормы обеспечения жилым фондом — это где-то 35–36 «квадратов» на душу населения. Если у нас 26, то мы на 10 метров отстаем, не говоря уже об отдельных странах типа скандинавских, где на человека приходится 50–60 квадратных метров и даже больше То есть строить однозначно надо, но это должно совпадать с ростом благосостояния населения, иначе спрос не будет расти. Уже и сегодня продается не все построенное жилье.
Вячеслав Егоров — президент гильдии риелторов, руководитель АН «Авангард-риэлт», член национального совета российской гильдии риелторов:
— Замах серьезный. Все зависит в первую очередь от денег, это прежде всего влияет на стоимость строительства, но тут и сумма серьезная. Сегодня тренд на дешевое жилье: грубо говоря, чем ниже цена, тем лучше. Стоимость перевешивает качество. Если учесть, что на строителей не станет давить административный ресурс, так как это государственная программа, то не возникнет лишних затрат, жилье будет дешевле, качество, скорее всего, можно сохранить.
Конечно, это станет оттягивать коммерческий рынок, «вторичку», возможно, жилье самих застройщиков. Сейчас мы уже видим, как раздулся пузырь цен на недвижимость в Казани, даже в Москве настолько не скакнули. Во-первых, в столице РТ большой приток иногородних клиентов, даже из других регионов, — где-то 30–40 процентов. Наличие спроса повышает цены. «Первичка» выросла из-за эскроу, когда застройщики подняли цены на следующий день после принятия закона до 20 процентов, а это подтягивает «вторичку» — она тоже начинает расти.
Я считаю, что это жилье может быть реализовано, особенно если будет хорошо работать кредитование, снизят ставку. У нас цены на недвижимость сильно раздутые по всей стране, такое вливание от государства, конечно, снизит стоимость жилья и сделает его более доступным. Потребность в нем есть. И кредитование, и снижение ставок спасут положение. Плюс, скорее всего, предполагаются различные программы поддержки, а при их наличии недвижимость будет покупаться без вопросов.
Искандер Юсупов — заместитель генерального директора компании «Унистрой»:
— Для нашей компании Татарстан остается стратегическим регионом присутствия, мы будем наращивать портфель реализуемых в республике проектов. Мы начали строительство второй очереди «Весны», заканчиваем проектирование ЖК «Лето», в ближайшее время приступим к реализации еще одного крупного проекта по строительству жилого комплекса рядом с Казанью. Кроме того, компания нацелена на географическую диверсификацию бизнеса, мы реализуем проекты в Санкт-Петербурге, Тольятти, Башкортостане, где завтра, кстати, на месяц раньше срока, сдаем первый дом в ЖК «Венский лес». То есть мы растем, развиваемся, достижение нашей главной цели — войти в десятку крупнейших застройщиков России — невозможно без увеличения объемов и темпов строительства.
Что касается спроса, то объективно в РТ он достаточно высок. Другое дело, что локомотивом продаж всегда выступала ипотека. Сегодня ставки по ней действительно низкие, но для кого-то и эти цифры неподъемны. Потому в нашей компании мы разработали ряд собственных программ с более выгодными финансовыми условиями. Думаю, что если государство будет более активно субсидировать ипотечные кредиты, предлагать больший пакет льгот для приобретения жилья разным социальным группам (молодым или многодетным семьям, бюджетникам, пенсионерам и так далее), то это сильно простимулирует спрос, цифра, про которую вы спрашиваете, будет вполне достижима.
Илья Вольфсон — гендиректор СМУ-88:
— Миссия СМУ-88 — комфортные условия жизни для всех казанцев, поэтому мы стремимся к тому, чтобы в столице РТ хорошего жилья было как можно больше. Мы взяли хороший темп, у нас получается его поддерживать, а в планах — если не нарастить объемы, то как минимум сохранить текущие. Разумеется, учитываем условия довольно непростого рынка: эскроу-счета и снижающаяся покупательная способность, но в то же время дешевеющая ипотека. Получается такой паритет сдерживающих и стимулирующих факторов, между которыми все балансируют. В данной ситуации я остаюсь оптимистом и надеюсь, что наша компания и дальше будет исполнять свою миссию и предлагать комфортное жилье, которое будет радовать казанцев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.