В Нижнекамске проезд подешевеет с 22 до 20 рублей при оплате картой. Если население новость обрадовала, то для перевозчика стала убийственной. Нижнекамское ПАТП уходит все глубже в минус, горожане ждут автобусов по 45–50 минут, персонал предприятия тает. «При таком раскладе нам нет смысла заявляться на следующий год», — заявил сегодня директор компании в беседе с «БИЗНЕС Online».
В Нижнекамске проезд подешевеет с 22 до 20 рублей при оплате картой. Такое решение принят комитет по тарифам РТ. И если горожан эта новость обрадовала, то для перевозчика она стала убийственной
«Вместо увеличения тарифа нам его понизили!»
Поддержать и без того развитой транспортный коллапс в Нижнекамске взялся комитет по тарифам РТ — таково мнение основного, практически единственного пассажирского перевозчика Нижнекамска. Уже несколько лет горожане жалуются на часовые ожидания автобуса и переполненные салоны, причиной чего в Нижнекамском ПАТП называют финансовое состояние компании: долги растут год от года, обслуживать город предприятие фактически не в состоянии. Лишь для того, чтобы выйти в ноль по рентабельности работы, ПАТП в этом году попросило поднять стоимость проезда в автобусах с 22 до 25 рублей. Решение комитета по тарифам оказалось непредсказуемым: цена была снижена с 22 до 20 рублей для пассажиров, которые рассчитываются банковской картой. Эти 2 рубля, напомним, были добавлены к стоимости билета в 2016 году.
«В сентябре получили решение из комитета. Были просто в шоке! Вместо увеличения тарифа нам его понизили!» — негодует директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов, добавляя, что впервые сталкивается с подобной реакцией. Согласно его рассказу, заседания по вопросу корректировки тарифа несколько раз откладывались, а заявление перевозчика переписывалось — до тех пор, пока ПАТП не согласилось на компромисс: сохраняется тариф 22 рубля, но компенсации за социальные проездные повышаются с 15 до 18 рублей, как в Казани, плюс возмещение выпадающих доходов. «Мы думали, что все будет хорошо, — говорит ветеран пассажирских перевозок, — но пришла резолюция — и оказывается, что убытки наши нулевые!» Отметим при этом, что компенсацию до 18 рублей Нижнекамску все же подняли.
«В сентябре получили решение из комитета. Были просто в шоке! Вместо увеличения тарифа нам его понизили!» — негодует директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов
Мотивов для снижения тарифа при оплате банковской картой перевозчик не понимает. «При оплате электричества, воды и прочего мы ведь не платим меньше, если рассчитываемся карточкой? Я уж не говорю про юридическую сторону вопроса. Вообще-то, в соответствии с законом о защите прав потребителей, нельзя устанавливать разную стоимость оплаты работ и товаров в зависимости от способа их оплаты», — указывает Иванов. Компания запросила в тарифном комитете разъяснения, но они пока не получены. «БИЗНЕС Online» также ожидает ответа на свой запрос.
Слабая надежда на возмещение убытков у Нижнекамского ПАТП еще остается: разбирать ситуацию будут представители минфина РТ и комитета по тарифам, но заседание никак не состоится. Суммы потерь внушительны: в 2017 году предприятие сработало с убытком в 26 млн рублей, в 2018-м — 49 млн рублей. По прогнозу, в этом году компания вновь уйдет в минус на 49 миллионов. По расчетам Иванова, для выживания компании требуется тариф в 25 рублей независимо от способа оплаты, а также компенсация за льготников, а для развития билет должен стоить 30 рублей.
Об убытках стоит сказать отдельно, потому что суммы внушительные. Так в 2017 году Нижнекамское ПАТП указало ущерб в 26 млн рублей, в 2018-м — 49 млн рублей
потерпите ДВА ГОДА
«Нас поставили в такие условия, что нам просто стыдно перед пассажирами. Нашему предприятию 54 года. Проблемы начались в 2015-м», — напоминает Иванов. Четыре года назад сеть оптимизировали, сократив число маршрутов с 14 до 9 и охватив весь город по принципу одной пересадки. Интервал между автобусами был доведен до 7–8 минут. Если в тот период на маршрутах работали 160 водителей, то сейчас — 45. «В одну смену мы можем выставить всего 24–25 автобусов, это значит, что 1–2 на маршрут. Что это за перевозки? Интервал доходит до 45–50 минут», — подтверждает он слова горожан.
Подтачивали компанию и льготники — каждый второй пассажир. «Мы недобирали выручку и дошли до нынешнего состояния. Зарплату не повышали 8 лет. Молодежь в водители не идет, так как средняя зарплата — 30 тысяч рублей. Водители и кондукторы увольняются», — отметил директор Нижнекамского ПАТП. По его словам, денег нет и на ремонт автобусов. Все заработанное предприятие пускает на зарплаты, налоги и ГСМ.
Мэр Нижнекамска Айдар Метшин обратился к местным жителям с просьбой потерпеть еще немного — проблему транспорта обещают решить за два года
Тем временем исполком Нижнекамского района затеял большую транспортную реформу, суть которой сводится к объединению городских и вахтовых автобусов. По задумке, оптимизированная сеть должна быть так выгодна перевозчикам, что они сами придут в Нижнекамск и заявятся на маршруты. Во время прямой линии на местном телеканале мэр Нижнекамска Айдар Метшин обратился к местным жителям с просьбой потерпеть еще немного — проблему транспорта обещают решить за два года. Директор Нижнекамского ПАТП считает, что компания не доживет.
Собственное видение выхода из ситуации Иванов излагал «БИЗНЕС Online» в марте. Его суть сводится к перекладыванию проблемы на плечи бюджета, раз уж исполком является заказчиком городских перевозок. Такой механизм предусматривает федеральный закон о пассажирских перевозках №220-ФЗ, принятый в июне 2015 года. По предложенному регламенту исполком оплачивает работу ПАТП на год вперед, а компания выполняет рейсы согласно техзаданию. Для Нижнекамска стоимость годовых перевозок должна составлять 630 млн рублей, если считать по методике законодателей. Соответственно, в казну возвращается автобусная выручка, а разница ложится в бюджетные расходы. Для понимания: 630 млн рублей — это 10% бюджета Нижнекамска, платить такие деньги город не в состоянии даже с учетом возврата автобусной кассы.
Пока нащупать иные варианты решений пытаются полумерами. Например, летом в городе исчезли вечерние рейсы, сейчас их вернули. Запустили новый маршрут по району новостроек, на который привлекли нового перевозчика — Нижнекамское ПАТП-1. Эта компания долгое время избегала городских перевозок, обслуживая только межгород и вахты. Оба предприятия — осколки единой советской автотранспортной системы Нижнекамска.
Летом в городе исчезли вечерние рейсы, сейчас их вернули. Запустили и новый маршрут по району новостроек
На волне проблем обе компании вошли в ассоциацию АТП РТ, надеясь сообща продавить интересы отрасли перед лицом тарифного комитета. В Нижнекамском ПАТП-1, которое только накануне вышло на единственный свой городской маршрут, иллюзий не испытывают. «Наше предприятие только начинает работать на регулярных городских перевозках, но мы в курсе тех вопросов и проблем, которые существует и не решаются. Как показало время, самостоятельно справиться с этими трудностями перевозчик не сможет», — говорит гендиректор компании Марат Галиахметов.
Иванов же грозит вообще оставить город без автобусов. «При таком раскладе нам нет смысла заявляться на следующий год, если не станет работать 220-й федеральный закон и не будет нормального контракта на пассажирские перевозки», — заявил он. По словам директора Нижнекамского ПАТП, из существующих 9 нижнекамских маршрутов компания сегодня может полноценно обслуживать лишь 3–4. Новых игроков на рынке пока не предвидится.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.