Почему для успеха важны не деньги, а амбиции, функцию HR в компании должен выполнять руководитель и для чего бизнесу понадобился очередной портал, обсуждали накануне на форсайт-лаборатории, которую собрал совет по предпринимательству при президенте РТ. О том, какие федеральные спикеры консультировали местный бизнес и районных чиновников и какие решения представят Рустаму Минниханову через полторы недели, — в материале «БИЗНЕС Online».
Совет по предпринимательству при президенте РТ собрал чиновников и бизнесменов на деловую форсайт-лабораторию. Под мудреным названием скрывался, по сути, мозговой штурм
ЧЕТЫРЕ ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ
Прелюдией к скорой встрече Рустама Минниханова с бизнесом под эгидой совета по предпринимательству стала вчерашняя деловая форсайт-лаборатория. Под мудреным названием, по сути, скрывается мозговой штурм от предпринимателей и чиновников республики по обозначенным проблемам и поиск решений заявленных вопросов.
И. о. уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова на вступительном слове в зале «Точки кипения» в IТ-парке рассказала, для чего приглашены несколько десятков бизнесменов и представителей исполкомов муниципальных районов Татарстана. По ее словам, эксперты совета за полгода проехали по 15 районам РТ, где провели тренинги и глубинные социологические исследования. По итогам объезда было сформулировано четыре проблемы, характерные для каждого муниципалитета. Первая — взаимодействие бизнеса и органов власти в части получения господдержки: оказывается, не все понимают, где получать информацию, или до них не доходят меры поддержки, или сложно из нескольких сотен мер выбрать что-то индивидуально. Вторая — дефицит кадров, третья — бизнес-акселерация, то есть отсутствие среды, стимулирующей бизнес. Наконец, последняя проблема — развитие территорий. Задачей встречи была подготовка решений, некоторые из них после дополнительных консультаций и доработок 14 октября презентуют Минниханову. В кулуарах лаборатории обсуждали, что это он строго поставил задачу выработать, наконец, конкретные меры, а не ограничиваться лишь оценкой делового климата в районах.
Напутствие перед решением задач бизнесменам, некоторые из которых покинули помещение сразу после приветствия, дала директор «Информбюро» Ирина Гордина-Невмержицкая. Она посоветовала при решении проблем заглядывать вперед только на два года и учитывать глобальные тренды, потому что «время сжимается и запланированные изменения могут наступить раньше». Другими мировыми трендами, с которым мы скоро столкнемся, Гордина-Невмержицкая назвала социальный капитал, экологию, блокчейн-идеологию и тему доверия. Она подчеркнула важность права на ошибку: «В России есть в крови неприятие неудачника. Мы должны ошибаться, но ошибаться дешево. Сама среда — большой стимул, чтобы трансформировать свою жизнь. Мы многое меняем в городской среде. Это влияет и на бизнес-среду».
УРОКИ АМБИЦИЙ ОТ «МАТЕРИ» БРЕНДА «РОЗЫ ХУТОР»
На лабораторию пригласили даже федеральных экспертов. В их числе оказался эксперт АСИ, руководитель проектного направления корпоративных программ РАНХиГС Дмитрий Ягодкин, директор Евразийского центра территориального развития им. Столыпина Иван Карпушкин, ведущий российский эксперт в области корпоративного и территориального брендинга, управленческого консалтинга, гендиректор CBI Pioneer Наталия Вишневская, создатель «Бюро специальных проектов» Алексей Фатеев. Каждый из них консультировал бизнесменов и чиновников, разделившихся на четыре команды в соответствии с количеством имеющихся проблем.
Наталия Вишневская, назвавшая себя «матерью» бренда курорта «Роза Хутор», возглавила команду, работавшую над вопросом брендинга территории
Вишневская, назвавшая себя «матерью» бренда курорта «Роза Хутор», например, возглавила команду, работавшую над вопросом брендинга территории. Она рассказала и о своем проекте, в котором трудилась над концепцией, а не просто над логотипом или смыслами. «Мне говорят, что за такие бабки только дурак не сделает (горнолыжный курорт — прим. ред.). Но деньги не являются определяющим фактором успеха — история знает постолимпийские памятники-мертвострои, — сказала гендиректор CBI Pioneer и спросила. — С чего начинается бренд?»
Присутствовавшие, среди которых были замруководителя исполкома Набережных Челнов по вопросам развития ТОСЭРа Эльдар Тимергалиев, владелец бренда Tolstoywear Михаил Кузнецов, глава Лаишевского района Татарстана Ильдус Зарипов, издатель Диляра Байчурина, гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ» Дильбар Садыкова, зампредседателя госкомитета по туризму РТ Лиана Саетова и другие, называли разные варианты, но никто не ответил правильно. Оказалось, что бренд начинается с амбиций. Стоя на таком фундаменте, следует привязывать работу к стратегии, а стратегическая амбиция — это уже образ.
«У нас есть амбиции. Мы хотим что-то от территории. Следующий важный вопрос: кто целевая аудитория? Для кого работаем? Я в Сочи попросила личный разговор с владельцем „Розы Хутор“ Владимиром Потаниным, чтобы понять это и то, каким видим образ туристов, — привела пример Вишневская. — Далее следует позиционирование. Я часто слышу: „Наша территория богата лесами, полями и так далее“, „У нас много того-то, того-то и того-то“. Позиционирование нужно, чтобы сократить транзакции, издержки на знакомство с объектом брендирования. Далее следует устойчивое взаимодействие всех заинтересованных в реализации».
Сначала бизнесмены и районные чиновники словно немного стеснялись друг друга и своих мыслей, но к концу мозгового штурма превратились в сплоченные коллективы
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ БИЗНЕСА И БОСС НА ЗАМЕНУ КАДРОВИКА
Обсуждение в четырех командах заняло без малого пару часов, и если сначала бизнесмены и районные чиновники словно немного стеснялись друг друга и своих мыслей, то к концу мозгового штурма превратились в сплоченные коллективы. Они хлопали идеям коллег, перебивали друг друга, сыпали новыми предложениями и активно включились в работу. Самой многочисленной дискуссионной группой оказалась кадровая.
После нескольких часов все команды снова объединились, чтобы обозначить ключевые идеи по каждой проблеме и рассказать подробно об одном проекте.
Говоря о проблеме взаимодействия власти и бизнеса, сотрудник компании из IT-отрасли Анатолий Кияшко и представитель нижнекамского исполкома обозначили три ключевые идеи: «единое окно» (бизнес-навигатор), индекс репутации МСП и автоматизация внутренних процессов исполнения. Спикеры сочли наиболее интересным создание «единого окна» — это может быть портал, приложение, круглосуточный голосовой помощник. Камалова поинтересовалась, какой они видят реализацию идею. «В виде элементов автоматизации существующих программ и разработке под условия и требования компаний, которые в этом будут участвовать», — ответил айтишник. И. о. бизнес-омбудсмена согласилась, что пока что существующими продуктами удобнее пользоваться властям, и спросила, что конкретно предлагает первая команда. Снова Кияшко ответил, что бизнесмены активно пользуются почтой, наверное, имея в виду, что электронная переписка и есть удобный инструмент для взаимодействия. Мэр Альметьевска Тимур Нагуманов спросил, какие KPI для инструмента обязаны быть и на чьи средства он должен создаваться. «По KPI надо сначала изучить международный опыт. А на чьи деньги... думаю, 50 на 50», — сказал сотрудник компании из IT-отрасли.
Среди участников был и экс-уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, а ныне мэр Альметьевска Тимур Нагуманов
Второй кейс — кадровый — презентовала коуч, психолог, бизнес-тренер Татьяна Речкунова. Ключевых идей в группе придумали пять — проект «Сам себе HR», институт помощников, систему подготовки «малые предприятия — работодатели — вуз», сообщество самозанятых детей или детская биржа труда и обучение неравнодушных родителей.
«Мы в процессе обсуждения поняли, что с кадрами все не очень хорошо. Все ищут хороших кадровиков. Отмечу, что, по мнению автора „Черного лебедя“ Нассима Талеба, в компании не должно быть HR, а данную функцию обязан выполнять руководитель. Мы исходили из этого, — объявила спикер. — В процессе обсуждения все забраковали HeadHunter и похожие ресурсы». На вопрос Камаловой, актуален ли вообще вопрос кадрового дефицита, Речкунова озвучила вывод: «Не умеем отбирать кадры, а отобрав, не знаем, что с ними делать». Федеральный эксперт Фатеев добавил, что главное в компании — правильный сотрудник. Кто это? Тот, кто выполняет задачи и не сводит с ума окружение.
Федеральный эксперт Алексей Фатеев считает, что главное в компании — правильный сотрудник. Кто это? Тот, кто выполняет задачи и не сводит с ума окружение
ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ ЛЮБОЙ ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСТАНА
В кейсе по бизнес-акселерации предприниматели и чиновники обозначили 6 ключевых идей: бизнес-экскурсии (выезды с предпринимателями к успешным бизнес-игрокам), создание банка данных конкретных проблем территории, внедрение игровых моделей обучения, организация муниципальных фондов поддержки стартапов, отмена налогов для бизнеса в селах и фестиваль «Семья предпринимателей».
Завершил работу лаборатории четвертый кейс, презентованный Кузнецовым (Tolstoywear). Его участники говорили о потенциале развития территорий на примере Буинска. В ходе мозгового штурма выделили три ключевые идеи: «Покровская ярмарка», экосистема (экопродукция) и вирусный маркетинг. Подробно спикер остановился на проведении ярмарки в районе. По его словам, к ней решено добавить гастрофест, который дополнительно привлечет бизнес, а также пригласить минсельхоз и «Буинский сахар». «Еще нужно пригласить известного сельского блогера, резидентов для ярмарки отбирать на основе конкурса и подумать про пиар», — резюмировал Кузнецов. По его словам, подобный потенциал есть у всех территорий Татарстана.
Подводя итог обсуждений, Камалова напомнила, что совет будет связываться с участниками, чтобы дорабатывать то, что они нагенерировали. А далее оценку амбициозным проектам и фантазиям даст уже президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 96
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.