КОМПАНЬОН ВЛАДЕЛЬЦА ПОГИБШЕГО ТЕПЛОХОДА И ВЛАДЕЛЕЦ «ДУНАЙСКОГО-66», ПРОШЕДШЕГО МИМО ТОНУЩИХ ТУРИСТОВ, ПРЕДСТАВИЛ "БИЗНЕС ONLINE" СВОЮ ВЕРСИЮ ПРИЧИН ТРАГЕДИИ

Если бы капитан «Дунайского-66» пошел на маневр по спасению пассажиров «Булгарии», случилась бы еще большая беда. Затонувшее судно при постройке было рассчитано не на 200, а на 400 человек, настоящая причина перегруза – фекалии, механик не залил масла в двигатель, а надзорные органы прошляпили все эти нарушения. Эти и другие сенсационные заявления сделал в интервью газете «БИЗНЕС Online»  судовладелец Сергей Черниловский.

ПАРТНЕР «РЕЧНОГО ОЛИГАРХА»

Для начала о Сергее Черниловском и руководимой им компании «Река-море холдинг». Широкая публика узнала фамилию этого человека после того, как правоохранительные органы занялись капитаном судна «Дунайский-66», который прошел мимо тонувшей «Булгарии» и не оказал помощь ее пассажирам. По удивительному (и случайному ли?) стечению обстоятельств одним из совладельцев «Дунайского-66» оказался Михаил Антонов, тот самый пермский «речной олигарх», который владеет через кипрский оффшор камским речным пароходством (КРП), в чьей собственности находится «Булгария».

Сам Антонов до сих пор держится в тени, после трагедии с «Булгарией» он не сделал никаких публичных заявлений по поводу ЧП, нет внятной информации и о том, какие виды на него имеет следствие. Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось побеседовать с  Черниловским, который, как мы выяснили, является близким деловым партнером Антонова и совместно с ним владеет казанским ООО «Река-море холдинг» (Антонову принадлежит 51% компании, Черниловскому – 49%). В аренде у этой компании и находится «Дунайский-66». Само судно, как сообщает интернет-справочник камского флота, ранее принадлежало камской судоходной компании, позднее упоминалось в качестве актива пермского ООО «Барий». Последнее, кстати, фигурирует в отчетности антоновского КРП как предприятие, которому сдаются в аренду грузовые суда. Одним словом, бизнес-схема еще более запутанная, чем в случае с «Булгарией».

Отметим, что в разговоре с нашим корреспондентом Черниловский отказался как-либо комментировать свой бизнес, который он ведет с  Антоновым, однако, изложил свою версию ЧП событий с «Булгарией», которую мы предлагаем читателям «БИЗНЕС Online». 

А КОГО ОНИ МОГЛИ СПАСТИ?

- Сергей Константинович, в понедельник «Вести» сообщили, что вина двух капитанов доказана. Они прошли мимо тонущей «Булгарии», отказались спасать пассажиров.

- А кого они могли спасти?! Тех несчастных, которые по вине некоторых м…в в считанные минуты ушли под воду вместе с теплоходом? Только со второй палубы 54 невинных жертвы, запертые в коридоре, среди них дети… У любого нормального человека душа перевернется. Тем более неуместны скоропалительные выводы, особенно в устах тех, кто несет полную ответственность за трагедию. Все, почти все телеэкранные «герои» скользят по поверхности в поисках маленького крайнего человека – вместо того, чтобы исследовать глубинные причины катастрофы. Прислушайтесь, наконец, к самим речникам, которые на собственной шкуре испытали, что такое рифы и отмели отрасли.

- Как вы все-таки оцениваете поступок – или проступок капитанов, которые проигнорировали сигнал бедствия?

- В том-то и беда, что никакого сигнала бедствия не было. Понимаете, флот речной – это полувоенная организация, вот о чем все забывают. У нас есть устав службы на судах речного флота, и любой член команды им руководствуется. И если бы на момент затопления или хотя бы за две минуты капитан «Булгарии» подал сигнал шлюпочной тревоги и сигнал бедствия на основном рабочем пятом канале и на седьмом канале диспетчеров, большой беды можно было избежать. «Дунайский-66», я могу говорить только о нем, замедлил бы ход, подготовился, там в двух километрах в убежище еще стояли суда… При подъеме «Булгарии» мы все видели, что стрелки на циферблате судовых часов в рубке капитана остановились в 12:30. А «Дунайский-66» проходил место трагедии в 14:30. Как мог капитан «Дунайский-66» догадаться о катастрофе, произошедшей в 12:30?

ДУРДОМ КАКОЙ-ТО…

- Сообщалось, что  у радиста «Булгарии» станция обесточилась.

- Вокруг этой трагедии, к сожалению, много уже нелепостей нагромоздили. Радист «Булгарии» вообще-то раньше на море простым матросом ходил. Дурдом какой-то, у него должны быть щелочные аккамуляторы, которые не зависят от вольтовой сети. Какой ты на хрен после этого радист?! И почему не вызвал МЧС по сотовому телефону?

- Это так принципиально?

- «Дунайский» это не быстроходный катер, это буксир с тяжелой баржей. Капитан Егоров не новичок на реке, он не из какой-то там библиотекарской семьи, из самой настоящей капитанской, у него и брат капитаном на «Дунайском-55», и никогда никаких нареканий не было. Но даже он не способен в минуты остановить эту махину длиной 270 метров с кормы до носа с грузом ПГС 8,5 тысяч тонн. Да если бы он начал этот маневр, в лучшем случае было бы потеряно драгоценное время, в худшем - раздавил и плоты со спасшимися пассажирами, и «Арабеллу». При сбросе скорости, поймите, баржа полностью теряет управление.

Я не знаю ни одного капитана, который не оказал бы помощи терпящим бедствие, и в практике Егорова немало таких эпизодов. В данной ситуации он принял единственно верное решение – подчинился указаниям капитана «Арабеллы»,  который принял руководство по спасению выживших  на себя. Ну зачем же из трагедии фарс делать?

- ?!

- После того, как в Казани побывали высокие гости, капитана Егорова словно серийного убийцу взяли в Волжске 15 вооруженных до зубов омоновцев. Судно стоит обездвиженное, отобраны все права на плавание под флагом. Следствие под разными предлогами не возвращает документы, хотя они не имеют никакого отношения к инциденту. Кому выгодно, что идут убытки, а заказчик не получит груз? Если и дальше так пойдет, «Булгария» всех речников потопит. Главное же, никто не верит, что чиновники докопаются до истины.

- Наверное, кишка тонка.

- Зачем, чтобы привлечь внимание к речной отрасли, понадобилось утопить более ста человек?! Не слишком ли дорогая цена? С пугающей регулярностью  у нас происходят такие непонятные вещи на транспорте ( на речном, слава Богу, реже)… А реакция? На всю страну разлетелись слова: «ужасное техническое состояние». Не бывает такого заключения! Судно либо «годно» либо «не годно». Грязно – это вопрос к СЭС, не соответствует экипаж своим ролям – к Ространснадзору.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА КАПИТАНЕ

- Так годна или нет была «Булгария»? И кто в ответе?

- Ни один капитан на себя такой ответственности не возьмет – выйти в рейс с неполадками. Поверьте мне, меня мои капитаны не жалеют, когда идут на принцип.

 - Капитан «Булгарии», получается, нарушил эти принципы.

- Если механик, который остался жив, что-то там мычит, что у него вышел из строя двигатель, потому что он куда-то не залил масла, то этот механик обязан был вызвать представителей Ространснадзора и речного регистра. Зафиксировать поломку, ни в коем случае не прикасаться к двигателю, уведомить судовладельца и отказаться выходить в рейс. Все, больше ничего.

- Но разве не капитан на судне царь и бог?

- На капитане всегда полная ответственность за безопасность судна и экипажа, а также людей, находящихся на судне, но о вине всего комсостава все тоже забывают. Есть комсостав, который также несет ответственность за судно и жизнь пассажиров. Это полная ахинея, что был перегруз. Судно типа «Булгарии» проекта 785 при постройке было рассчитано на 400 человек и в военное время по мобилизационному плану могло использоваться как военный госпиталь, просто там после модернизации уменьшили число кают. Судно шло с креном на правый борт из-за горючего, так? Нет, не так. Топлива было всего 3 тонны, а вот г…а – более 40 тонн. Не должно было судно выйти в рейс без откачки фекалий, на это даже специальный журнал СД-36 есть. Плюс ко всему поворот на 90 градусов.

- Зачем?!

- Там у Камского Устья действительно есть поворот, так судовой ход идет. Но затонула «Булгария» метров за 250 за кромкой своего хода. Что там капитан делал? Если он правильно прочитал карту-лоцию, глубины позволяли идти напрямую. Он мог идти и берегом, либо, не соблюдая ничего, вообще напрямую чесать, без этих маневров. Ну схлопотал бы штраф в тысячу рублей. Вода хлынула в открытые иллюминаторы… Тоже ни в какие ворота не лезет, давайте сделаем расчеты.

ТАЙНА ОСТАНЕТСЯ ТАЙНОЙ

- Капитан погиб, кого же судить? Светлану Инякину, эту несчастную женщину без лицензии?

- В процессе лицензирования участвует большое количество специалистов. Первое – безопасность. В лицензионном требовании четко указывается лицо, ответственное за безопасность судоходства. Самое поразительное, Инякина сдала документы на лицензию 25 мая, а по информации, полученной из прессы, лицензия была готова уже в первых числах июля. Отвечает за это все тот же Ространснадзор, который до сего дня в тени. Вопрос такой - а эти люди, которые лицензии выдают… они вообще знают, за что отвечают? Скажите мне, а где были те люди, которые отвечают за безопасность и сейчас не сходят с экранов ТВ?

- Система сама себя защищает.

- Вот и Ивашова из Камского речного регистра следствие долбает: «Ты взял чемодан денег и на судно не ходил». Но человек был 7 часов на судне, есть доказательства. Да и как он может подвести тех речников, с которыми сам когда-то ходил на судах? Но волнует всех только чемодан с деньгами.

- Что же, тайна гибели «Булгарии» так и останется за семью печатями?

- Возможно, какие-то ответы даст судно, поднятое со дна. А скорее тайна так и останется тайной, ведь живем мы в эпоху басманного правосудия. Никто ответственности с конкретных лиц не снимает, но в чем корень зла? Полностью развалена вертикаль отрасли. Самое страшное, что сегодня любой проходимец может прийти и взять пассажирское судно в управление без всяких регламентирующих документов. И начать его эксплуатацию, вот в чем сама суть. Но всем контролирующим органам вместо того, чтобы отвечать за бардак, куда проще взять и заприколить все «подозрительные» суда. Но и это еще полбеды. А что с рекой сделали?! Взяли и кончили и Волгу-матушку, и Каму. Если уж начистоту, как мы относимся к реке, тем и она платит нам.

Страшно дорогая цена.

Геннадий Наумов,
Ринат Билалов

Справка

Группа компаний "Река-Море Холдинг" существует на рынке Татарстана порядка 10 лет.

Владельцы ООО «Река-Море Холдинг» (на 28.09.10): Михаил Антонов – 51%, Сергей Черниловский – 49%.