Дольщики елабужского «ЭкоДомСтроя» накануне потребовали проверить главу компании Вячеслава Власова на предмет присвоения их средств. Они мечтают скооперироваться в ЖСК, чтобы самостоятельно достроить дом, готовность которого составляет 95%. Сам Власов заявляет, что готов передать права на здание хоть сейчас, но просит не рассчитывать на свободные активы. О том, сколько не хватает на достройку объекта и что советуют дольщикам представители Общественной палаты РТ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Общественной палате РТ накануне обсудили достройку проблемного объекта в Елабуге
«СИТУАЦИЮ УСЛОЖНЯЕТ ТО, ЧТО ДОМ НЕ ПРИЗНАЮТ ПРОБЛЕМНЫМ»
На расширенном заседании в Общественной палате РТ накануне обсудили достройку проблемного объекта в Елабуге. Речь о 24-квартирном 4-этажном доме на ул. Тысячелетия, 1а, застройщиком которого является ООО «ЭкоДомСтрой». На заседании присутствовали представители прокуратуры и следственного комитета, инспекции Госстройнадзора РТ, дольщики и их представители, директор компании-застройщика и экс-замруководителя Елабужского исполкома Вячеслав Власов. Представители исполкома Елабуги на собрание не явились. Хотя были приглашены, с неудовольствием констатировали организаторы мероприятия.
Напомним, права на строительство дома компания «ЭкоДомСтрой» получила не сразу. В 2014 году, когда Власов еще работал в исполкоме и по закону не мог заниматься предпринимательской деятельностью, договоры инвестиционного строительства дома заключала его дочь, Любовь Власова, — как индивидуальный предприниматель. Затем сам Власов из мэрии уволился, и в 2016 году дочь передала обязательства по достройке компании «ЭкоДомСтрой», директором которой тогда уже был ее отец. «ЭкоДомСтрой» заново заключил с людьми договоры — уже долевого строительства, пообещав заселить их в декабре 2016 года. Но увы: сроки сдачи дома неоднократно переносились, а сами дольщики стали частыми гостями у тогдашнего главы района Геннадия Емельянова. Мэрия даже начала поиск инвестора, а Власов, в свою очередь, обещал достроить дома, взяв ссуду в банке.
«Ситуацию усложняет то, что дом не признают проблемным, — рассказала на круглом столе представитель дольщиков по доверенности Сания Курбанова (дольщики пригласили ее отстаивать свои интересы). — Имеются отписки, от муниципалитета, от правоохранительных органов — дескать, дом никак не проблемный, он на 95 процентов построен». Но факт есть факт: дом второй год стоит без отопления, что очень беспокоит дольщиков. «Хоть исполком и отчитывается, что зимой он отапливается, но по факту это не так — он холодный! Стены дома оштукатурены, стяжка пола залита. Еще год-два, и все это рассыплется. В прошлом году, в октябре, Власов обещал нам подключить газ — при условии, что мы сами будем его оплачивать. Ждем до сих пор!» — рассказал дольщик Вадим Седунов. По его словам, работ в доме осталось выполнить и в самом деле не так много: доделать стены в цокольном этаже, установить балконные витражи в квартирах, доделать МОПы (положить плитку и покрасить стены в подъезде), оформить входные группы.
По словам Вячеслава Власова, на достройку дома не хватает еще 12 млн рублей
НА ДОСТРОЙКУ НЕ ХВАТАЕТ 12 МЛН — В СРЕДНЕМ ПО ПОЛМИЛЛИОНА НА КВАРТИРУ
Со стороны ситуация выглядит очень похожей на ту, что случилась с застройщиком ЖК «Яшьлек» Фаиком Гараевым, которому не хватало средств на достройку домов в Пестречинском районе, а банки отказывались выдавать кредит. Позднее в отношении застройщика было возбуждено уголовное дело о мошенничестве с деньгами дольщиков. Сейчас того же — к своему застройщику — добивается и инициативная группа дольщиков из Елабуги: письмо с требованием возбудить в отношении семьи Власовых уголовное дело по ст. 160 УК РФ («Присвоение/растрата») они уже передали в следственный комитет РТ.
Впрочем, масштаб проблем в Пестрецах и Елабуге разный. В стройку Гараева по договорам долевого строительства вложились 147 физических и юридических лиц, по договорам «долевки» ему поступило 342 млн рублей. В доме у Власова всего 24 квартиры и 23 дольщика-физлица (при этом двое официально не зарегистрированы, то есть деньги внесли, но ДДУ с застройщиком не заключали). По информации «БИЗНЕС Online», от дольщиков им получено около 50 миллионов. Проверка в отношении Власовой уже проводилась («БИЗНЕС Online» рассказывал о ней ранее): в декабре 2018 года дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.
По словам самого Власова, на достройку дома не хватает еще 12 млн рублей — такую сумму он озвучил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». От более расширенных комментариев глава «ЭкоДомСтроя» воздержался, признав: «Честно скажу, здесь похвалиться нечем». Дольщики, впрочем, заметили — ранее им озвучивалась цена в 6 млн (столько, по его словам, не хватало на завершение строительства), и откуда взялось еще 6 млн — остается пока за кадром. Но если речь и в самом деле о 12 млн, то на круг цена каждой квартиры вырастает на 500 тыс. рублей — весьма немало для Елабуги.
Можно только предположить, что, возможно, глава компании-застройщика добавил сюда сумму, которую требует с него конкурсный управляющий. Компания Власова сейчас проходит процедуру банкротства. И если раньше конкурсный управляющий требовал предоставить ему участок земли, на котором стоит дом, то теперь его требования изменились и выражаются в денежной форме. Стоимость земельного участка оценили в размере 5,1 млн рублей, рассказали дольщики на круглом столе. «Хотя эта цена завышена. Мы с судьей говорили — откуда такие деньги? В Елабуге нет таких цен!» — недоумевала одна из пострадавших.
О том, каким образом компания Власова попала в процедуру банкротства, ранее рассказывали в том числе и казанские СМИ. 17 октября 2017 года Арбитражный суд РТ признал ИП Любовь Власову банкротом. Решение было принято на основании заявления ООО «Корис»: долги у Власовой образовались потому, что она не исполнила свои обязательства перед этой компанией, накопив пени. На дату первого собрания кредиторов осенью 2017 года в реестр требований вошли требования кредиторов на 8,3 млн рублей. А поскольку в 2016 году ИП Власова передала ООО «ЭкоДомСтрой» обязательства на право застройки, воронка процедуры банкротства втягивает теперь и дом на ул. Тысячелетия, 1а.
«Ситуацию усложняет то, что дом не признают проблемным», — рассказала на круглом столе Сания Курбанова (справа), представляющая интересы дольщиков
ДОЛЬЩИКИ МЕЧТАЮТ ВЛИТЬСЯ В СТРОЙНЫЕ РЯДЫ ОБМАНУТЫХ, ВСТАВ В ОЧЕРЕДЬ ЗА ДЕНЬГАМИ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ
На встрече присутствовал представитель следственного комитета. По его словам, обращение дольщиков перенаправили в следственные органы МВД, и уже они проведут соответствующую проверку. «Понимал ли Власов, заключая с дольщиками вместо договоров инвестирования договора ДДУ, что собранных средств не хватит на завершение строительства?» — поинтересовался он у застройщика. «Конечно, понимал», — признал глава «ЭкоДомСтроя». На вопрос, предлагал ли он дольщикам увеличить цену квадратного метра, добавил: да, конечно, но только устно. Дольщик Седунов, в свою очередь, заметил, что квартиры они покупали по рыночной цене — в районе 39 тыс. рублей за квадратный метр, а вносить дополнительную плату за них они не готовы. «Мы не согласны, это рыночная цена. У нас все дома по этой цене продаются», — констатировал он.
Другая дольщица, Наталья Савкина, добавила, что отдавать деньги Власову у них желания действительно больше нет. Выход из положения дольщики видят в создании ЖСК: скооперировавшись и, возможно, даже вложив в достройку какие-то средства, они могли бы общими силами достроить здание. Налицо кризис доверия. «Если бы мы создали свое ЖСК, сами в руках эти деньги держали, знали, кому заплатить и какие работы будут вестись — многие из нас были бы готовы вложиться», — пояснила она. К тому же в доме есть цокольный этаж, продав который, можно было бы получить какие-то деньги, добавил Седунов.
«Если вы официально заявляете, что готовы самостоятельно достроить, я готов хоть сейчас вам все бразды правления вручить», — не стал спорить Власов. Но права на цоколь уже переданы третьему лицу — компании «Спецстройсервис». Дольщикам его реализовать не получится, предупредил он. Но люди с Власовым, впрочем, не согласились. «В выписке на земельный участок есть обременения от 21 дольщика и 2 обременения по исполнительному производству. Никаких „Спецстройсервисов“ там нет», — возразил Седунов.
Вариант с самостоятельным созданием ЖСК может повлечь за собой некоторые сложности, предупредила дольщиков руководитель рабочей группы Общественной палаты по строительству и ЖКХ Юлия Королева. «Очень серьезный вопрос у вас с земельным участком. Я бы, честно говоря, с этой проблемой один на один с жилищно-строительным кооперативом не оставалась. Мне кажется, вам нужно максимально собрать всю документацию и обратиться в фонд поддержки дольщиков. — При этом я надеюсь и на содействие Вячеслава Владимировича [Власова] — потому что человек, я так понимаю, достроить хочет. Надеюсь и на содействие исполкома — мы его в этом плане активизируем», — пообещала она. Королеву поддержал и представитель Госстройнадзора Фанзиль Ризванов — напомнивший между делом, что в Татарстане в октябре будет создан еще один фонд, через который будут проходить федеральные средства, выделенные на достройку домов. «Считаю, что на следующее совещание нужно пригласить республиканский фонд поддержки дольщиков. С учетом того, что по логике дом уже является проблемным объектом, его возможно включить в дорожную карту фонда», — предположил Ризванов.
Власов, в свою очередь, выразил некоторое сомнение тем, что ФПД сможет достроить дома без привлечения дополнительных денег дольщиков. «Я слышал, это происходит так, что дольщики скидываются и достраивают», — скептично заметил он. Примеры в Казани, в самом деле, есть — те же дома ЖК «Возрождение» на Роторной, которые начинал возводить «Фон» Анатолия Ливады, достраивали с доплатами до 15 тыс. за квадратный метр квартиры. Королева, впрочем, считает, что так происходит далеко не всегда и сегодня основной механизм работы фонда — достройка домов путем выделения земельных участков. В качестве примера она привела ЖК «Яшьлек» — на достройку объекта вышел «Бриз» при условии выделения ему земли в одном из районов города. После этого скептицизм Власова как будто несколько спал, и он стал интересоваться, как выйти на главу фонда поддержки.
Сам глава ФПД Иван Новиков, к которому корреспонденту «БИЗНЕС Online» обратилась по итогам встречи, пояснил: для того, чтобы взять дом на баланс, его необходимо включить в единый реестр проблемных объектов. Произойти это должно с участием контролирующих органов, в данном случае — исполкома Елабужского района. «Пока мы Елабугой не занимаемся», — констатировал Новиков. Дольщики же по итогам встречи в Общественной палате отправились писать заявление в ФПД с просьбой заняться и их домом тоже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.