БРИТАНСКИЕ ИНСТРУКТОРЫ В ОБСТАНОВКЕ СЕКРЕТНОСТИ ГОТОВЯТ ИЗ КАБУЛЬСКИХ ДЕВУШЕК БОЕВЫХ ПИЛОТОВ

В условиях острой нехватки в Афганистане боевых летчиков британские ВВС взялись обучать навыкам пилотирования боевых вертолетов местных девушек-добровольцев. Некоторое, мягко говоря, несоответствие программы афганским обычаям не смущает ни британцев, ни самих будущих летчиц. Объявлено, что курсантки будут осваивать Ми-17. «БИЗНЕС Online» стали известны некоторые подробности учебного процесса.

ГРОМОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Напомним, контракт на поставку 21 вертолета Ми-17В5 для ВВС Афганистана командование сухопутных войск вооруженных сил США и ФГУП «Рособоронэкспорт» заключили в конце мая. И хотя о заводе-исполнителе заказа до сих пор нет чёткой информации, в июне на авиасалоне в Ле Бурже источник в Рособоронэкспорте сообщил АРМС-ТАСС, что на ОАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) начались работы по сборке первой «американской» машины.

Поставка первой партии вертолетов для ВВС Афганистана намечена на октябрь 2011 года. Передача остальных машин будет осуществляться несколькими партиями в течение 2012-го.

Восстановление афганских ВВС началось в 2005 году. Как и все силовые структуры в Афганистане, ВВС сильно зависят от советников и инструкторов из НАТО. Часть летного состава, в основном летчики, несколько лет назад приступили к обучению в США и Великобритании.

Боевой потенциал афганских ВВС изначально, в основном, сконцентрирован в кабульском воздушном крыле, действующем из кабульского аэропорта. Именно там и базируется летная школа Thunder Lab (можно примерно перевести как «Громовая лаборатория»), в которой будут учиться афганки. Пока в Афганистане сейчас есть только одна летчица - член экипажа Ми-17, принадлежащего местному МВД.

АФГАНСКИХ ДЕВУШЕК УТОМИЛО ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ

Пока в женской группе четыре курсанта, которых тренирует самая молодая женщина-летчик британских ВВС, 22-летняя Эмма Аткинсон.

Двадцатилетние Мари, Сурия, Масума и двадцатичетырехлетняя Наргиз проявляют, по словам их наставницы, недюжинное мужество и целеустремленность, отмечает портал Periscope2.ru, а их выбор был полностью самостоятельным и сознательным. Девушки говорят, что местные обычаи не приемлют привлечения женщин к военному делу, не говоря уж о полетах. Семьи летчиц очень тревожатся за них — если информация об отряде попадет не в те руки, можно ждать неприятностей, поэтому приходится принимать повышенные меры безопасности.

«Мы просто хотим стать пилотами, — говорит Наргиз. — Это нас мотивирует больше всего. Афганских девушек уже порядком утомило положение вещей в этой стране. Теперь у нас есть возможность попытаться хоть что-то изменить. Сражаться за родину было бы огромной честью для нас».

Пока обучение идет на компьютерных симуляторах. В ближайшее время первые четыре выпускницы отправятся продолжать обучение в США, их места в Кабуле займет пополнение - 13 девушек. Все они будут осваивать Ми-17. Как им это удастся?

ПОДСТЕГИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ

Натовский офицер Майкл Боуира, отвечающий за подготовку афганских летчиков, говорит: «Они неплохо делают то, к чему привыкли - несложные дневные полеты при хороших метеоусловиях по решению транспортно-логистических задач. Но они совсем не умеют летать по приборам и ночью. Они также не имеют опыта боевых вылетов». По мнению офицера, «по-настоящему афганские летчики смогут летать только через несколько лет». Возможно, присутствие коллег-женщин подстегнет прилежание курсантов-мужчин.

Вот что рассказал «БИЗНЕС Online» бывший директор казанского приборостроительного конструкторского бюро Владимир Князев, которому в начале 70-х довелось работать в Ираке:

- Одно время я работал на военно-воздушной базе Аскер Рашид близ Багдада, где базировались МиГ-21 и МиГ-23. Авиация в Ираке вообще элитный род войск, а на Аскер Рашид и вовсе служили почти одни сынки всяких крупных чиновников. У них даже звездочки на погонах были из золота! И что они придумали, чтобы не летать, а развлекаться себе в столице? Стали выдумывать неполадки в самолетах. Прилетает: «Плохо!» Что «плохо»? «Качает». То есть с системой управления что-то не в порядке. Начинаешь разбираться - все нормально. И так несколько раз. Советские специалисты, конечно, поняли, что они все выдумывают. Решили их проучить. Для этого из ДОСААФ в Ирак командировали чемпионку мира по пилотажу на реактивных самолетах, говорят, Светланой ее звали. Она выбрала самую плохую, по словам иракских летчиков, машину и как выдала целый каскад фигур высшего пилотажа, а в конце прошла над самой полосой вниз головой! И стали иракские техники над своими летчиками смеяться: «Женщина вас сделала!» И все «отказы» как рукой сняло.

Тимур Латыпов