О новом сезоне музыкального Вагаповского фестиваля говорили накануне с журналистами его организаторы — Рифат Фаттахов и Разиль Валеев. Фонд им. Вагапова начнет его с цикла концертов, посвященных памяти Ильгама Шакирова, причем первый из них скоро пройдет на малой родине певца. О том, зачем «вагаповцы» едут в Рим, почему фестивалем им. Шакирова не должен становиться конкурс «Татар моңы» и чем займется теперь уже экс-депутат Валеев, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Фонд им. Вагапова начнет новый сезон музыкального Вагаповского фестиваля с цикла концертов, посвященных памяти Ильгама Шакирова, причем первый из них совсем скоро пройдет на малой родине великого певца
КАК СДЕЛАТЬ ПЛОЩАДЬ ВЕЛИКИХ
«Если в литературе у нас есть Тукай, в музыке — Сайдашев, в изобразительном искусстве — Урманче, то в песне — Ильгам Шакиров, — отметил накануне на пресс-конференции, посвященной открытию нового концертного сезона Вагаповского фестиваля, председатель попечительского совета феста, народный поэт Татарстана Разиль Валеев. — Но если Тукаю уделяется достаточное внимание — печатаются его книги, работают музеи и так далее, то по остальным есть вопросы — например, до сих пор доподлинно неизвестно, где родился Сайдашев».
Для увековечивания памяти одного из великих в этом списке — «татарского соловья» Ильгама Шакирова, который ушел из жизни в феврале, новый сезон фонда Вагапова начнется с цикла концертов, посвященных его памяти. Первый пройдет уже на этой неделе, причем стартует фестиваль не в Москве или Казани, а в родной деревне Ильгама-абый — Яна Буляк Тукаевского района Татарстана, рассказал генеральный продюсер Вагаповского фестиваля Рифат Фаттахов. Впрочем, дальше памятные вечера продолжатся в Казани (8 октября), Москве (27 октября) и Уфе (13 ноября).
Разиль Валеев: «На сегодняшний день идет разработка программы по увековечиванию памяти Шакирова»
«Разрабатывается программа по увековечиванию памяти Шакирова, уже было заседание в правительстве, — рассказал Валеев. — Открылся бюст Шакирова в Сарманово, его имя было присвоено детской школе искусств». Он также добавил, что клуб в родной деревне «соловья татарского народа» нуждается в ремонте, освежили музей певца, но там еще есть кое-какие проблемы, в том числе по экспозиции, и у него нет статуса. «Но процесс идет — готовится проект мероприятий, есть постановление о ремонте клуба и школы». Обсуждается установка памятника в Казани. «Филармония предлагает расположить его у себя во дворе», — отметил Валеев. «А я его вижу напротив Камаловского театра: с одной стороны — Салих Сайдашев, с другой — Габдулла Тукай, и если бы и Ильгаму-абый там же поставили памятник, получился бы треугольник. Вышла бы площадь великих», — возразил Фаттахов.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась, можно ли говорить о том, что данные концерты — это первый шаг к появлению музыкального фестиваля им. Шакирова, о необходимости создания которого говорил на прощании с артистом госсоветник РТ Минтимер Шаймиев? По словам Фаттахова, нынешние мероприятия — дань уважения великому певцу со стороны фонда, президентом которого он был 10 лет, а фестиваль им. Шакирова — совсем другая история. «По этому поводу ходят различные разговоры, например о том, чтобы конкурсу „Татар моңы“ присвоить имя Шакирова, — рассказал он. — Но я считаю, что это должен быть отдельный большой фестиваль. Самостоятельный, ни от кого не зависящий, потому что, например, в положении конкурса „Татар моңы“ был такой пункт, что победители конкурсов им. Вагапова и Шакирова не имеют права в нем участвовать. Нельзя присваивать имя Шакирова уже имеющемуся проекту только для того, чтобы поднять уровень этого фестиваля или конкурса». Фаттахов добавил: «Если мне дадут фестиваль им. Ильгама Шакирова, я из него сделаю конфетку!»
Рифат Фаттахов объявил, что в скором времени запустит конкурс новой татарской песни
«ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА, НО ПРИ ЭТОМ ОН ПОЕТ ТАТАРСКИЕ ПЕСНИ И БЬЕТ СЕБЯ В ГРУДЬ: «Я ТАТАРИН»
Но такой фестиваль или конкурс не должен быть самодеятельным, считает Валеев: «Самодеятельных фестивалей у нас и так достаточно. Если быть точным, то татарская эстрада сегодня на 90 процентов — это самодеятельность. В последние 15–20 лет для нее горел зеленый свет — на эстраде главенствует самодеятельность под руководством Салавата Фатхетдинова. У меня к ним нет никаких претензий, они тоже нужны, даже очень, но на первом плане должно быть профессиональное искусство».
«Памятуя об этом, в Татарстане может быть принята программа по развитию музыкального искусства, — продолжил Валеев, который уже анонсировал эту идею в стенах Госсовета РТ. — Музыка занимает особое место в жизни татар. Человек может не знать татарского языка, но при этом он поет татарские песни и бьет себя в грудь со словами „я татарин“. Поэтому наравне с программой по сохранению языков в Татарстане должен быть и проект по развитию музыкального искусства. На сегодняшний день уже готова его концепция».
Он также обратил внимание на то, что в последние годы татарские песни потеряли свою национальную особенность: «Если бы не татарские слова, то сложно было бы понять, чья эта песня». При этом он призвал журналистов поддержать идею такой программы: «В 90-х мы добились больших успехов: приняли законы, постановления, Конституцию, провели референдум. Это стало возможным потому, что народ нас поддерживал. Если бы люди не встали на нашу сторону, не требовали, ничего этого не было бы. И если нас заботит будущее нашего народа, то мы должны плотнее работать с народом».
А руководитель Вагаповского фонда объявил, что в скором времени запустит конкурс новой татарской песни: «Мы горим данной идеей уже четыре года. Неоднократно обращались с ней к руководству республики, но только в этом году она получила одобрение». Песни на конкурс будут приниматься уже с 1 октября, жюри выберет из них 10–15 — они и составят итоговый концерт, который запланирован на октябрь. «Главная проблема татарской эстрады сегодня — это репертуар, — считает он. — Наша цель — обогатить эстраду качественными песнями. Мы смогли добиться того, чтобы этот конкурс прошел на государственном уровне». Соответствующим будет и призовой фонд — победитель получит 200 тыс. рублей. Весь фонд же — 1 млн 35 тысяч.
Говоря о дальнейших планах, Фаттахов также отметил, что в октябре собирается провести концерт Вагаповского фестиваля в столице Италии — Риме
«МЕЖДУ ДЕПУТАТОМ И ПОЭТОМ НЕТ ОСОБОЙ РАЗНИЦЫ — ОБА НАРОДНЫЕ»
Говоря о дальнейших планах, Фаттахов также отметил, что в октябре собирается провести концерт Вагаповского фестиваля в Риме. Проведя аналогию с концертом «Үзгәреш җиле» в Нью-Йорке, целесообразность которого вызывает вопросы, «БИЗНЕС Online» поинтересовался, не боятся ли в фонде, что к ним тоже будут предъявлены подобные претензии? «Нет, не боимся, что нас будут критиковать, — заявил Фаттахов. — Концерт в Италии организуем за счет бюджета Вагаповского фонда. Более того, в отличие от „Үзгәреш җиле“, наша цель — при исполнении новых песен не вытравить национальное звучание, а наоборот, мы из раза в раз повторяем: наша задача — сохранить национальные традиции».
Италия, по словам директора фонда, выбрана неслучайно, поскольку фонд планирует наладить сотрудничество с итальянской вокальной школой. «Наша цель — каждый год выезжать в какую-нибудь страну и знакомить их с татарской культурой. Например, на следующий год мы планируем выступить в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, сейчас идут переговоры, надеюсь, все получится», — добавил глава Вагаповского фонда.
Вспомнили журналисты и прошедший недавно в Казани чемпионат мира по рабочим профессиям WorldSkills. «По какой причине на церемониях открытия и закрытия не прозвучало ни одной татарской песни?» — поинтересовались они. «Это у организаторов нужно спросить. Нас никто не приглашал», — ответил Фаттахов. «Во время Универсиады в 2013 году, и на открытии, и на закрытии, звучали татарские песни, — включился в разговор Валеев. — А на WorldSkills ничего подобного не было. Полтора часа поздравляли на английском, народ ничего не понял. Я поднимал данный вопрос, мне объяснили это тем, что организация чемпионата находилась полностью в руках Москвы. И деньги были их. Татарстан просто использовали в качестве площадки. На мой взгляд, так быть не должно».
Корреспондент «БИЗНЕС Online» напомнила, что татарский компонент в Универсиаду был включен в том числе после многочисленных заявлений в адрес FISU от всемирного форума татарской молодежи — тогда было написано порядка 30 писем из разных стран мира на языках тех государств, где проживает татарская молодежь. А в этом году активистам форума было не до писем, поскольку как раз во время подготовки к чемпионату форум «обезглавили» — с поста его председателя ушел Табрис Яруллин.
«Чем вы теперь будете заниматься?» — поинтересовались напоследок у Валеева, который не избрался в новый состав Госсовета. «У меня есть перо, — ответил он. — Депутата можно выбрать, а вот народного поэта — невозможно. Я буду продолжать отстаивать интересы татарского народа. По мне, так между депутатом и поэтом нет особой разницы — оба народные».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.