Новый каток, страна, система тренировок и специалист по танцам, который почти 20 лет плотно не работал с парами, — большой риск для серебряных призеров чемпионата мира и Олимпийских игр. При этом бывшие тренеры пары — Нина Мозер и Максим Траньков — не выключились из процесса. Совместная работа, как полагает спортивная редакция «БИЗНЕС Online», обещает большие перспективы — всего у этого тренерского коллектива более 30 олимпийских медалей.
Фигуристы впервые выступили перед публикой на открытых прокатах в «Лужниках»
ИСКАТЬ ТРЕНЕРА НАЧАЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ЧМ
Для начала — причины перехода. Впервые пара задумалась о смене катка после неудачного чемпионата Европы – 2019. Евгения Тарасова и Владимир Морозов были фаворитами турнира в Минске, но завалили произвольную программу и проиграли французам Ванессе Джеймс и Моргану Сипре.
Максим Траньков, который начал работать с парой после Олимпиады в Пхенчхане и для которого Тарасова/Морозов — первый тренерский опыт, признался ребятам, что не справляется со своими обязанностями. Тренерский дебют с лучшей парой страны — вызов, к которому он оказался не готов. Поэтому к постоянной работе со спортсменами вернулась Нина Мозер, которая была их наставницей до Олимпиады в Корее. Фигуристы работали то с Мозер, то с Траньковым, то с женой Транькова Татьяной Волосожар и Алексеем Мишиным. Менялся и каток: часть тренировок проходила в Новогорске, часть — в Москве.
В таких условиях нормально готовиться было почти невозможно. Спортсмены понимали, что для качественного рывка вперед им нужно найти нового тренера и другой каток. И начали поиски. «До чемпионата мира решили этот вопрос отложить, сконцентрировались на работе. А после ЧМ вплотную занялись поиском тренера», — рассказал Морозов.
Тарасова и Морозов нуждались в качественных переменах. Пара хотела привлечь тренера, главной фишкой которого были бы яркие программы и сильная хореография
ЗУЕВА СНАЧАЛА НЕ УЗНАЛА МОРОЗОВА
На ЧМ пара выступила уверенно, но проиграла китайским спортсменам Вэнцзинь Суй / Цунь Хань. Сильным было отставание в хореографии — по второй оценке Тарасова и Морозов нуждались в качественных переменах. Пара хотела привлечь тренера, главной фишкой которого были бы яркие программы и сильная хореография. Фигуристы рассматривали несколько вариантов в России, но с наставниками не удалось договориться. Тогда Морозов вспомнил о Марине Зуевой. «Для меня всегда являлись ориентиром Гордеева/Гриньков, с которыми она работала. У них были великие программы. Подумали: „Почему нет?“ Можно попробовать. Поговорили с федерацией, они одобрили и дали контакты», — рассказывает Морозов.
Переезд в США — мероприятие не только рисковое, но и расточительное. Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», большую часть расходов покрывают федерация фигурного катания России и спонсоры, но весомую долю — Татарстан. ФФКР редко одобряет поездки наших спортсменов за границу, но в этом случае федерация увидела необходимость такого шага. Зуева отреагировала на СМС от Морозова неожиданно: «Прочитала: „Владимир Морозов, парное катание. Хотим с вами тренироваться“. Ну я и ответила: присылай видео, будем решать. Ответа нет. Сижу и думаю, что не так сказала». Естественно, спортсменам такого уровня, как Тарасова и Морозов, доказывать свою квалификацию видео с выступлений нет необходимости. Когда до Марины Олеговны дошло, что ей написал призер ОИ и ЧМ, она сама перезвонила Владимиру и согласилась.
На ЧМ пара выступила уверенно, но проиграла китайским спортсменам Вэнцзинь Суй / Цунь Хань
Как говорят и тренер, и фигуристы, друг с другом они поладили почти с первой тренировки. «Для меня работа с Тарасовой и Морозовым — очень интересный вызов. Давно не работала с парниками полноценно, поэтому, можно сказать, я учусь с ними вместе каждый день. Но ребята очень хорошие. Трудолюбивые, перспективные, со всеми сложными элементами», — говорит Зуева. «Естественно, некоторое время на то, чтобы привыкнуть к новым условиям, было необходимо. Все-таки не только новый тренер, но и каток, страна. Этот процесс, в принципе, еще идет, но нам нравится в Калифорнии», — рассказывает Тарасова.
КОМАНДА ТАРАСОВОЙ И МОРОЗОВА – МОЗЕР, ЗУЕВА, ТРАНЬКОВ И АМЕРИКАНЦЫ
В прошлых сезонах паре больше всего не хватало собственной тренерской команды, которая работала бы конкретно с ними. На новом катке Зуевой в Калифорнии Тарасова и Морозов такую команду себе собрали. Главное действующее лицо — Зуева. Один из успешнейших тренеров современности — сильная заявка, но она только часть общего тандема. В команде с Тарасовой и Морозовым остается Мозер. Она один из сильнейших специалистов по парному катанию в мире, особенно в плане техники. Важно и то, что Мозер — автор пары. Она первой поставила их кататься вместе и с нуля учила парным элементам. Поэтому у тренера и фигуристов особая эмоциональная связь. Как признавалась Тарасова, ей достаточно одного только взгляда Мозер, чтобы кататься уверенно. «Нина Михайловна вырастила эту пару, знает их специфику», — отмечает Зуева.
Большую часть времени фигуристы работают с Мозер удаленно, но периодически она будет прилетать в США на тренировки, а также на соревнования. «Выводить на соревнования в этом сезоне их буду я, — говорит Зуева. — А дальше будем решать». Остается в команде и Траньков. Ранее двукратный олимпийский чемпион ссылался на нехватку времени и занятость в шоу, но в итоге Владимир и Евгения уговорили Максима продолжить совместную работу. Он приезжал на несколько недель к ребятам в Калифорнию для работы над новыми элементами. «Для нас важны его оценка, поддержка. Он часто подмечает интересные детали в нашем катании. Дело в том, что мы давно знаем друг друга», — говорит о Транькове Тарасова. «Он знает, как нас держать в хорошей форме, подмечает интересные тактические моменты, подправляет. Марина Олеговна — ведущий тренер, она составляет весь тренировочный план, но и Максим сейчас — важная часть нашей команды», — считает Морозов.
В команде с Тарасовой и Морозовым остается Мозер. Она один из сильнейших специалистов по парному катанию в мире, особенно в плане техники
По документам минспорта Траньков числится хореографом, но по факту он работает над техникой пары вместе с Мозер, вдвоем они периодически консультируют ее. Постоянный тренер по прыжкам и парным элементам — двукратный чемпион США в парном катании Джонни Джонс.
Хореографами Тарасовой и Морозова в этом сезоне стали олимпийский чемпион по танцам на льду из США Чарли Уайт, бывший ученик Зуевой. И еще один ее воспитанник — итальянский танцор Массимо Скали, бронзовый призер ЧМ. Скали ставил короткую программу, Уайт — произвольную.
СТИЛЬ ТРЕНИРОВОК: РАЗБОР КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА, ПЛЯЖ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ
Зуева не говорит о медальных планах и спортивных целях. «Моя задача — дать им условия реализовать свой высокий потенциал», — ответила она на вопрос о задачах на сезон. По ее словам, Тарасова и Морозов — гениальные фигуристы, которые пока не показали и половины своего таланта. Чтобы это исправить, она решила полностью пересмотреть их подход к работе.
Зуева хочет поработать над их психологией. Речь не про волнение и стабильность — пересмотрели подход к делу спортсменов. «Стараюсь дам им понять себя, чтобы они полюбили себя, свои образы, движения. Очень много идет от ментальной работы. У нас интеллектуальный спорт, и вершины — за мыслящими», — сказала она. Наставник дает фигуристам возможность высказаться и внимательно прислушивается к предложениям от Владимира и Евгении. «У нас идет очень интересная творческая работа. Владимир часто сам что-то предлагает, Женя тоже. Обсуждаем, иногда спорим, но вместе находим лучшее решение», — говорит тренер. Зуева — специалист старой, еще советской школы. Фигуристы, работавшие с ней, говорят о строгой, но справедливой дисциплине на ее катке. Она требует отработки каждого элемента до автоматизма, но при этом никогда никого не заставляет работать. Спортсмен должен сам понимать, для чего он приехал к ней, иначе вся работа не имеет смысла. У Зуевой в США — собственные методики по восстановлению и мягкой акклиматизации. Тарасова и Морозов в межсезонье прошли курсы ОФП в различных климатических условиях, чтобы организм был готов к любому стрессу.
После тренировок Зуева настаивает на занятиях физкультурой — бегом, велосипедом, плаванием. «Марина Олеговна просит купаться, почти каждый день ездим на пляж, — рассказывает Морозов. — Конечно, не чтобы загорать. Плавать для восстановления, работы других групп мышц». «Но мы совсем обленились за лето, что нам иногда просто неохота», — улыбаясь, добавил он.
Программы пары на сезон 2019/20 интригуют. Совершенно новые образы, которые при этом сразу подошли спортсменам
ПРОГРАММЫ — ОТВЕТ КРИТИКАМ В СЛАБОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Программы Тарасовой и Морозова в прошлые сезоны были одними из лучших в техническом плане. Пара постоянно искала способы усложнить выступления, учила новые элементы. При этом, с точки зрения хореографии, у фигуристов возникали проблемы. В олимпийский год их подвела произвольная. Джазовый образ и необычное желтое платье в горошек не оценили как судьи, так и зрители. В прошлом сезоне проблемы были с короткой. По ходу сезона Владимир и Евгения меняли ее три раза и все равно не могли найти для себя лучший вариант. «Хореография — это то, ради чего мы приехали к Зуевой», — четко сказал Морозов. «Парные элементы и прыжки за столько лет в фигурном катании для нас уже не представляют большой сложности. Это только вопрос наработки стабильности, мы делаем данные элементы уже давно на автомате. Поэтому работа с тренером по танцам для нас возможность посмотреть на фигурное катание с другой стороны. Увидеть свои сильные и слабые стороны. Это интересный опыт», — отметила Тарасова.
Программы пары на сезон 2019/20 интригуют. Совершенно новые образы, которые при этом сразу подошли спортсменам. Короткая — игривая «Болеро» под музыку Мориса Равеля. «На этот образ меня вдохновила шикарная грива Володи. Сразу представила, как она будет развеваться под такую музыку», — говорит Зуева. Произвольная — под популярную в фигурном катании песню Умберто Тоцци Te Amo. Но в необычной современной обработке, в какой раньше она на ледовых аренах ни разу не звучала. «Очень интересная обработка, она сильно отличается от классической музыки, — рассказывает Морозов. — Совсем не похоже на оригинал. Изначально эту аранжировку подметил Максим Траньков, он хотел поставить себе с Волосожар под нее программу. Но когда они решили завершить карьеру, Макс разрешил нам взять эту музыку». «Давно хотели поставить программу, но все не решались. Теперь поняли: сейчас или никогда. Нас принято видеть в одном образе, хотим удивлять. А для фигурного катания такая музыка — это новый, интересный шаг», — добавила Тарасова.
Специалисты отмечают необычные движения Тарасовой и Морозова в произвольной. Они не просто делают все на высшем уровне, а играют образ, подходят к делу творчески. «Спасибо, Мариночка, за Женю и Володю! Шикарные программы, то, что нужно!» — кричала, к примеру, восторженная Татьяна Тарасова Зуевой после произвольной программы. Хочется сравнить обновленную пару с главными конкурентами — китайцами. Но Зуева просит этого не делать: «Еще только начало сезона, на контрольных прокатах даже оценок нет. Да и вообще наши главные соперники — мы сами». Зуева периодически работала с парой и почти пять лет ставила ей программы. «Я хорошо их знаю. Талантливые, очень музыкальные ребята. Но непобедимых нет. Идеалов тоже. Мы не то что можем показать катание лучше, а должны это сделать», — считает она.
Подводить итоги в сентябре еще слишком рано, но уже сейчас можно сказать, что в этом сезоне на льду мы увидим совершенно новых Тарасову и Морозова. Будут ли они лучше прежних — покажет только время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.