Второй масштабный TatCultFest прошел накануне с полудня и почти до полуночи в Кремле

ДНЕВНАЯ ПРОГРАММА: НЕЙРОФЕХТОВАНИЕ И «ДЕРВИШИ ИЗ ДЕРБЫШЕК»

Днем на Tat Cult Fest царила довольно расслабленная атмосфера. При входе в Кремль можно было сразу запастись мерчем фестиваля — шопперами, сумками кросс-боди, футболками и наклейками с айдентикой фестиваля. Там же раздавали подробную карту площадок (на русском и татарском языках), так что заблудиться не было шансов. На малой сцене заводили толпу рэперы и битмейкеры — среди пришедших можно было заметить как молодых хайпбистов, так и зрителей в возрасте, не менее бодро пританцовывающих под татарский флоу. На блогерской зоне особого оживления замечено не было, зато на соседней театральной сцене разгадывать загадки на уличной клоунаде от Руслана Риманаса собралась толпа детей и их родителей. Неподалеку расположился дизайн-маркет, словно перекочевавший с «Печән базары». В выставочном центре «Манеж» можно было посмотреть фильмы от форума «Время кино», а в детской зоне сотрудники «Шаян ТВ» рассказывали, как стать ведущим, и учили делать популярные у младших школьников слаймы (игрушки из вязкого желеобразного материала). Творческое объединение «Әлиф» предложило детям такие необычные развлечения, как нейрофехтование и нейровязание.

На большой сцене расположились коллективы, играющие татарские этно, фанк, рок, металл и прочие серьезные направления. Организаторы дали дорогу как совсем молодым талантам (участникам группы «Үрмәкүч» от 5 до 8 лет), так и более опытной группе Juna, музыканты которой после выступления отправились устраивать поэтический нон-стоп в литературную зону. Расположенная во дворе музея истории и государственности татарского народа и РТ, она не могла похвастаться особой оживленностью, что, впрочем, не испортило позитивного настроя актера Камаловского театра Фаниса Зиганшина, который читал там повести Аяза Гилязова. Но думается, что это все же профессиональная черта.

Сразу на нескольких площадках можно было не только послушать музыку, но и познакомиться с выставками, а также посмотреть кино

Настоящим тайным сокровищем фестиваля оказалась выставочная зона, где казанские андеграундные художники решили поразмышлять на тему городской мифологии. Лев Переулков представил своеобразную «книгу» с засушенными «листьями» — фотографиями запущенных или утраченных зданий — Мергасовского дома, Арских казарм, Дворянского собрания и других. Режиссер Софья Силкина в рамках проекта «Стремнизм» разместила на статуе дервиша QR-код, по которому можно посмотреть документальный фильм «Дервиши из Дербышек» — его создатели пытаются осмыслить городскую легенду о происхождении названия района. Владимир Муртазин представил инсталляцию «Зилантова гора», которая рассказывает историю Зиланта и позволяет зажечь «окна» воспоминаний.

«Выставка является местом исследования и экспериментов относительно мифов и легенд большого города. Художники, работающие в поле актуального искусства, осмысляют то, из чего формируется полотно повседневности города как самостоятельной культурной единицы, от фольклорных образов до событий, некогда имевших место быть», — говорится на пояснительном стенде. Сама зона тоже стала арт-объектом — она представляет собой инсталляцию из строительных лесов, которые соединяют работы художников и пространство города.

«АРТИСТЫ У НАС ЗОЛОТЫЕ — БЕЗ ЕДИНОГО ЗАМЕЧАНИЯ РАБОТАЮТ, ПОЮТ»

Несмотря на не самую приятную погоду для фестиваля на открытом воздухе, в Кремле было довольно много гуляющих, которые перемещались от площадки к площадке. «Погода не должна стать помехой сегодняшнему веселью, — сказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ генеральный продюсер Tat Cult Fest Ильяс Гафаров. — В соцсетях мы просили людей одеться потеплее, чтобы подольше задержаться на фестивале и не замерзнуть. Плюс в этом году у нас работает фуд-корт — зрители могут согреться горячей едой и кофе. К тому же погода мотивирует их собираться у сцены и греться от плеча своего товарища». К слову, на фудкорте было представлено кафе «Сказка», которое привезло фотоинсталляцию «Я верю в сказку» — она вполне пригодилась бы и на будущем одноименном фестивале главы АИР Талии Минуллиной.

На фуд-корте было представлено кафе «Сказка», которое привезло фотоинсталляцию «Я верю в сказку» — она вполне пригодилась бы и на будущем одноименном фестивале главы АИР

Гафаров считает, что прохладная погода — не самый плохой вариант, ведь дождь стал бы гораздо большей проблемой. Продюсер отметил, что никто из артистов – участников фестиваля не отказался выступать и не выдвинул дополнительных условий: «Артисты у нас золотые — без единого замечания пришли, работают, поют. На всех сценах, в гримерках тоже тепло, так что главное, чтобы они это тепло передали зрителям».

Также Гафаров заметил, что в этом году днем на фестиваль пришло больше людей: «Они не боятся ни холода, ни ветра. Было бы логично, если бы публика шла на хедлайнеров, но сейчас поет парень из Азнакаево, выступает театр кукол — и зрители идут». Говоря об отличиях нынешнего фестиваля, он упомянул расширение как количества зон, так и количества участников. «В этом году на Tat Cult Fest больше зон, на сценах больше музыкантов, расширилась театральная программа, детская программа (сейчас там три шатра). Также мы постарались чуть лучше информировать наших зрителей через интернет, СМИ и соцсети», — заключил продюсер.

Раскачал публику рэпер Нурминский — энергетика чувствовалась, едва ты заходил на территорию музея-заповедника со стороны улицы Кремлевской

«А ТЫ С НИМ РАЗГОВАРИВАЕШЬ ПО-ТАТАРСКИ?»

Те, кто подтянулся на фест уже к вечеру, скажем, в начале девятого, конечно, не мог не оценить, как раскачал публику рэпер Нурминский — энергетика чувствовалась, едва ты заходил на территорию музея-заповедника со стороны улицы Кремлевской. На малой сцене на площади Спасо-Преображенского монастыря творились большие дела. Здесь было полно народу (один из организаторов даже предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что это был рекорд вечера, учитывая все площадки) и публика хором пела: «Мама — вылечи; мама, мама — вылечи. На душе тоска, душу излечи». И, естественно, снимала происходящее на смартфоны. Кстати, клип на эту песню только на официальном YouTube-канале Нурминского уже посмотрели 3,5 млн раз. В общем, 25-летний артист, родившийся в Балтасинском районе, на глазах превращается в серьезную величину.

Народу в Кремле было много

Народу в Кремле тем временем было много. Правда, отличить людей, совершавших вечерний праздничный моцион, от тех, кто пришел сюда слушать музыку, было довольно сложно, потому что публика непрерывно перемещалась по всей территории. «А ты с ним разговариваешь по-татарски?» — спрашивал молодой человек, встретивший по дороге знакомую парочку. Видимо, языковая проблематика, которая, безусловно, является важным элементом самого фестиваля, дошла до части из его зрителей. Хотя надо сразу сказать, что пели на Tat Cult Fest и на русском, и на английском.

На Пушечном дворе царила главный полпред татарского народа в мире world music Зуля Камалова из Австралии

На Пушечном дворе же царила главный полпред татарского народа в мире world music Зуля Камалова из Австралии. Она со своим интернациональным составом музыкантов исполняла композиции со свежего альбома «Шесть дней любви» на стихи Йолдыз Миннуллиной (последняя периодически присоединялась к артистам в качестве своеобразной бэк-вокалистки). И эта музыка периодически напоминала волшебное шаманство великого Ника Кейва, другого посланника Зеленого континента, особенно это было заметно, когда гитарист Зули брал в руки скрипку.

 В качестве ведущего на главной сцене фестиваля выступил теперь уже экс-председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. И получалось у него неплохо

Кстати, в качестве ведущего здесь на главной сцене фестиваля выступил теперь уже экс-председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин. И получалось у него неплохо. Может, Яруллину стоит сделать второй заход в политику через шоуменство? Теперь, по итогам последних украинских президентских выборов, это не кажется чем-то странным.

Эффектно смотрелась и электронная сцена на Тайницкой башне. Здесь запомнилась своими прекрасными вокальными данными и оригинальными миксами певица Aygyul из Вены.

АТТИЛА И ЕГО ЖЕНЩИНЫ

Успели мы забежать и на театральную сцену, вечером здесь давали «Әлиф». Волнения о том, что Нурбеку Батулле будет сложно танцевать в такую погоду голым по пояс и босиком, оказались напрасны, а режиссер «золотомасочного» спектакля Туфан Имамутдинов сказал «БИЗНЕС Online», что доволен, как его творение вписалось в непривычные для себя декорации open air.

Исполнения суперхита «Мой парень — татарин» пришлось подождать, сет Айгель Гайсиной и Ильи Барамии перенесли с малой на большую сцену и сместили на 23:00

В какой-то момент на территории фестиваля началось оживление, все куда-то поспешили, поторопились. Сначала показалось, что на выступление «Аигел», но на самом деле —занимать лучшие места для просмотра салюта. А вот исполнения суперхита «Мой парень — татарин» пришлось подождать, сет Айгель Гайсиной и Ильи Барамии перенесли с малой на большую сцену и сместили на 23:00. А до этого удалось насладиться выступлением казанских фолк-металлистов «Барадж». Серьезные ребята, поют про булгар, Аттилу и жену Аттилы, хотя немного самоиронии им бы, кажется, совсем бы не помешало. С выступлением же «Аигел» в итоге вышел конфуз, но не по вине музыкантов. Сначала они долго отстраивали звук, потом сыграли три песни, извинились и пригласили всех на свой «сольник» в Казани в октябре. То ли так до конца не удалось решить технические проблемы, то ли (и эта версия, кажется, ближе к истине) в МВД попросили организаторов закругляться и соблюдать тишину. В общем, татарской городской культуре все-таки не дали до конца развернуться даже на своей фестивальной территории.

Татарской городской культуре все-таки не дали до конца развернуться даже на своей фестивальной территории

Отличной иллюстрацией к немного скомканному окончанию Tat Cult Fest была следующая картина, замеченная корреспондентом «БИЗНЕС Online». При выходе с территории Кремля полицейские держали за руки нетвердо стоявшего на ногах человека (кстати, на самом фестивале пьяных было минимальное количество) и, кажется, особо не знали, что с ним делать. А тот в свою очередь очень интеллигентно оправдывался: «Ну сегодня же праздник. Я хотел оторваться на полную катушку!»