«Если у нас не будет общего прошлого, то у нас не будет общего будущего», — уверены участники круглого стола «БИЗНЕС Online» под названием «Может ли Стояние на Угре в 1480 году быть памятной датой РФ?». Историки из Казани, Москвы и Крыма обменялись мнениями по поводу инициативы Калужской области, которая на всех парах идет к принятию в качестве закона на осенней сессии Госдумы.
Историки из Казани, Москвы и Крыма обменялись мнениями по поводу инициативы Калужской области об установлении 11 ноября новой памятной даты — Дня окончания Великого стояния на реке Угре
ПРИВЕТ ИЗ XV ВЕКА
Ожесточенными баталиями грозит обернуться рассмотрение в Госдуме этой осенью вопроса об установлении 11 ноября новой памятной даты — Дня окончания Великого стояния на реке Угре (1480 год). Соответствующий законопроект в конце июня внес депутат Госдумы от Калужской области Геннадий Скляр. В пояснительной записке говорится, что «в результате этого исторического события произошло окончательное освобождение Руси от ига ордынских ханов и была обретена независимость Российского государства с центром в Москве».
На законопроект уже дало положительное заключение правительство РФ. Также, как сказано в сопроводительный документах, инициатива поддержана министром культуры РФ Владимиром Мединским, Общественной палатой РФ, Калужской митрополией РПЦ и рядом общественных организаций области. Приводится и список одобривших идею научных организаций — Институт всеобщей истории РАН, Институт российской истории РАН, Историко-архивный институт РГГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории и археологии Уральского отделения РАН и т. д.
Путевку в жизнь законопроекту дали на совете Думы, который включил его в повестку осенней сессии парламента. Для предварительного обсуждения документ направлен в комитет по обороне, который возглавляет прославленный в ходе войны в Чечне генерал-полковник Владимир Шаманов. До 2 сентября принимаются замечания и предложения. В случае принятия закона День окончания Великого стояния на реке Угре встанет в один ряд с Днем Октябрьской революции, Днем космонавтики, Днем студенчества и т. д.
История берет свое начало еще весной 2017 года, когда с идеей выступило руководство Калужской области. Судя по всему, достаточно успешный и активный калужский губернатор Анатолий Артамонов, чей автомобильный кластер начал пробуксовывать в условиях санкций, и его команда начали думать, как еще привлечь внимание к региону. И нашли поводы в истории. Состоялась всероссийская научная конференция «Великое стояние на реке Угре и формирование российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты.
Есть большие сомнения в том, что появление такой памятной даты на федеральном уровне будет способствовать единству России и его народов
К этому времени в Калуге уже начали праздновать 11 ноября на региональном уровне, а на главной площади столицы области прямо напротив здания областного правительства появился величавый памятник Ивану III c орлом на скипетре. Профинансировало его установку Российское военно-историческое общество под председательством Мединского, а автором художественной концепции стал известный кинорежиссер Андрей Кончаловский. «Государь, объединивший русские земли вокруг Москвы, покончил с ордынским игом, издал свод судебных законов, построил Московский кремль, учредил герб России — двуглавого орла», — начертано на монументе. Именно дружины московского князя стояли через реку от войска хана Ахмада, который так и не решился нападать и ушел. После чего, как было принято писать в советских учебниках, завершилась эпоха татаро-монгольского ига на Руси.
Власти Калужской области пытались сгладить острые углы. «Я ни в коем случае не называю этот день свержением монгольского или тем более татарского ига! — уверял в разговоре с „БИЗНЕС Online“ еще в 2017 году губернатор Артамонов. — У нас была Золотая Орда, многонациональное образование — государство Золотая Орда. Это не имеет отношения к какому-либо народу. Да, русские княжества находились под вассальным управлением Золотой Орды. 11 ноября 1480 года вопрос о независимости русских княжеств решился и они объединились в единое государство. Никаких претензий к монголам и татарам у нас на этой почве нет. Имейте в виду!»
А министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Олег Калугин опубликовал в нашей газете развернутую статью с объяснениями. Он назвал Великое стояние на реке Угре историческим моментом, когда и Московское государство, и Крымское ханство, и Казанское ханство воевали с общим врагом — Большой Ордой, которая не являлась ни татарской, ни финно-угорской. «Это было имперское, космополитичное образование, которое не принадлежало к какому-то конкретному народу, — продолжает министр. — Мы считаем, что это наша общая история и объединительное значение данного праздника велико». Он выразил возмущение тем, что в материалах СМИ и соцсетях используется «ненаучный» и «неисторичный» термин «татаро-монгольское иго». Калугин назвал подобное «результатом перепоста». Впрочем, убедиться, что клише вполне в ходу, можно даже заглянув на сайт открывшегося в 2014 году музея-диорамы «Великое стояние на реке Укре» и послушав выложенные там аудиоинтервью.
Неудивительно, что Татарстан отреагировал негативно. Выступить против обращения законодательного собрания Калужской области к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой установить памятную дату 11 ноября решили депутаты Госсовета РТ. На эту тему была жаркая дискуссия на заседании комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам в конце 2017 года.
По мнению многих авторитетных историков, Великое стояние на Угре отнюдь не стало окончанием ордынского ига на Руси и началом эпохи самостоятельности Московского государства. Да и ставят под сомнение само наличие «ига», о котором мы знаем из советских учебников. Получается, любое распавшееся государство держало под «игом» свои части?
Кроме того, есть большие сомнения в том, что появление такой памятной даты на федеральном уровне будет способствовать единству России и его народов. Как бы ни преподносили свою идею инициаторы, в массовом сознании события того времени воспринимаются как противостояние русских и татар и победа одних над другими. И пока иная, лишенная национальной подоплеки трактовка не укоренилась, правильнее было бы оставить «Великое стояние» праздником регионального значения.
Все эти темы обсуждались на круглом столе в «БИЗНЕС Online», репортаж с которого мы представляем вниманию читателей.
Ильнур Миргалеев не отрицает, что дата значима для Калужской области, с этой целью предлагает оставить ее памятной на уровне региона
«НИКОМУ В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИТ ПРАЗДНОВАТЬ НАЧАЛО ИЛИ ОКОНЧАНИЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ ЛИБО ВЗЯТИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА»
В самом начале обсуждения руководитель центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Ильнур Миргалеев рассказал, что тема будируется довольно давно. «Три года назад мы думали, что это исторический вопрос, писали исторические справки и служебные записки, в том числе и для администрации Калужской области, но позже тема начала политизироваться», — отмечает он.
Участник круглого стола не отрицает, что дата значима для Калужской области, с этой целью предлагает оставить ее памятной на уровне региона, приводя пример Татарстана, который только на республиканском, а не на общефедеральном уровне отмечает День принятия ислама — «Болгар җыены». «С исторической точки зрения дата никак не может быть статусной, узловой. Это всего лишь одна из дат противостояния русского и татарского мира, но она трансформировалась с политическими изменениями в постордынском мире. У нас уже третий год идет переписка с Калужской областью, мы не против этой даты, понимаем, что каждый регион ищет свои точки роста. Но мы против того, чтобы она стала федеральной», — подчеркивает Миргалеев.
Руководитель крымского научного центра Института истории им. Марджани Эльдар Сейдаметов отметил, что при утверждении данного решения политики должны проявить мудрость и дальновидность. «Принятие данной даты на общефедеральном уровне может привести к глубокому расколу не только между русскими и татарами, но и между крымскими татарами и казанскими татарами», — добавил он. При этом ученый из Крыма привел несколько примеров в мировой культуре, когда в современном мире общественные деятели и историки нередко обращаются к опыту совместного военного прошлого народов, населяющих многонациональные государства, увековечивая память предков как с одной, так и с другой стороны.
Эльдар Сейдаметов: «Принятие данной даты на общефедеральном уровне может привести к глубокому расколу не только между русскими и татарами, но и между крымскими татарами и татарами»
В качестве примера он рассказал об историческом музее Окленда в Новой Зеландии, где установлена мемориальная доска в память маори и британцев, погибших в земельных войнах 1845–1872 годов, а также поле битвы в ЮАР в 1879-м: сегодня там находится два памятника — в память павших зулусов и погибших английских солдат. Еще один пример — мемориальная доска на Площади трех культур в Мехико. «Интересен их подход к осмыслению совместного прошлого. Сегодня калужские политики предлагают ввести новую памятную дату в истории России, посвященную тому, как в 1480 году государство, занимающее небольшую часть современной Российской Федерации, выставило армию против армии другого государства, также занимающего территорию современной Российской Федерации, населенной ее народом», — говорит ученый.
Он напоминает, что это не первый пример подобного рода. «Всем нам известна дата 21 сентября — День воинской славы России в честь победы Дмитрия Донского над Мамаем на Куликовом поле. Несмотря на то что в последние годы издается огромное количество научной литературы, посвященной проблематике Золотой Орды и татарских ханств, где переосмысливается значение Золотоордынской цивилизации в истории России и в целом в мировой истории, продолжает оставаться тенденция, когда совместную историю русского и татарского народов излагают через призму истории лишь одного из них», — отмечает Сейдаметов.
По его словам, подход, когда под историей Отечества понимается исключительно история государства, управляемого русскими князьями, вряд ли способствует сплочению народов России. «Празднование побед над российскими войсками в постсоветских странах воспринимается в нашей стране как проявление русофобии, чем же тогда являются подобные инициативы некоторых политиков, которые пытаются возвысить победы одних народов над другими уже в самой России?» — задается вопросом гость из Крыма. Он уверен, что праздники и праздничные даты должны носить созидательный характер, способствовать не разделению, а сплочению.
Вадим Трепавлов: «Калужским губернским чиновникам, разумеется, нет никакого дела до падения ига, их интересуют только деньги и туризм»
Согласен со своим коллегой и главный научный сотрудник, руководитель центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Вадим Трепавлов. «Надо делать акцент на том, чтобы не выпячивать те события, которые затрагивают национальные чувства, историческую память народов, населяющих Россию. Никому в голову не приходит праздновать начало или окончание Кавказской войны либо взятие Казанского ханства на общефедеральном уровне. Хотя в нынешнем политическом вакууме, когда у населения все больше и больше разочарования, конечно, будут придумывать такие даты. На региональном уровне — ради бога. Калужским губернским чиновникам, разумеется, нет никакого дела до падения ига, их интересуют только деньги и туризм. Мало им того, что Калуга — это место почетной ссылки Шамиля, что последний крымский хан там жил и Циолковский работал и так далее», — считает он.
«ЭТА ДАТА УЖЕ ПОПАЛА В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ»
По мнению доцента Набережночелнинского педуниверситета Татьяны Фоминой, включение Великого стояния на Угре в перечень памятных дат будет иметь далеко идущие последствия. В частности, такие законы — основа для составления учебников, ОГЭ и ЕГЭ.
По мнению Татьяны Фоминой, включение Великого стояния на Угре в перечень памятных дат будет иметь далеко идущие последствия. Такие законы — основа для составления учебников, ОГЭ и ЕГЭ
«Эта дата уже попала в учебные планы, и то, что будут учить наши дети как отечественную историю, на самом деле национальная русская история, история не других народов, а русского народа. В многонациональной стране делать курс только в одномерном плане — это очень большая политическая ошибка, потому что народы никуда не исчезли, они существуют, у них собственное представление об истории, у них есть свои ученые, подобное — прямой путь к конфронтации, сначала на научной базе, потом на идеологической, а затем и на политической», — продолжает доктор исторических наук, профессор Дамир Исхаков. По его мнению, люди, которые пытаются протянуть монархическо-православные подходы, сложившиеся в русской исторической науке, не учитывая современных реалий, работают во вред стране. «Россия может существовать только как федеративное, многонациональное, многокультурное государство. Другое общество будет неустойчивым, и ей станет грозить распад при любых других осложнениях. Я думаю, что люди, которые пытаются эту инициативу провести, недальновидные и вообще не задумываются о современных реалиях», — уверен он.
О том, что инициатива калужан отнюдь не безобидна, говорит политолог Руслан Айсин
«ТРЕНД ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕН — ВОЗРОЖДЕНИЕ НЕ ПРОСТО ИМПЕРИИ, А УНИФИЦИРОВАННОЙ ИМПЕРИИ»
О том, что инициатива калужан отнюдь не безобидна, говорит и политолог Руслан Айсин. «Мы не знаем, как это запустит цепочку политических, идеологических событий, потому что находимся в очень турбулентной ситуации. Она связана с истощением политической системы. Данный процесс начался в 2017 году с наступлением на татарский язык, потом с попыткой ликвидации республик, сейчас переключаются в наступление на историю как главный идеологический ресурс власти и системы. Идет попытка пересмотра исторических событий. Например, Рамзан Кадыров дал оценку имаму Шамилю, что вызвало волнения в Дагестане. Это очень серьезный симптом и может вызвать цепную реакцию в условиях разворачивания дезинтеграционных процессов в РФ. Подобное может стать плохим стартовым механизмом. Те, кто это замысливает, не планируют ли некий подрыв и подготовку смены политической формации?» — задается вопросом он.
Дело вовсе не в губернаторе Калужской области, уверен завотделом средневековой археологии Института археологии Искандер Измайлов. «Основная цель идеологии нового российского государства — это патриотизм, в том понимании, в котором они его видят. Тренд четко определен — возрождение не просто империи, а унифицированной империи, унифицированного государства. И для того чтобы преодолеть чужую идентичность, внедрить свой патриотизм, необходимо ее всячески изничтожить. Сам тренд возвеличивания этих памятных дат кажется делом очень важным и патриотичным, но они не понимают, что подобное может быть обоюдоострым оружием. Тот, кто строит данную идеологию, не осознает, что открывает ящик Пандоры. Если у нас не будет общего прошлого, то у нас не будет общего будущего. Это очень важная формула, которую нужно помнить нашим политиками и идеологам», — отмечает он.
«Принятие этой даты на официальном уровне будут воспринимать как факт превосходства русских над другими народами», — согласен с ним директор Института татарской энциклопедии и регионалистики Искандер Гилязов. «Если мы находимся на общей территории, то это наше общее богатство, а не способ противостояния друг другу», — добавляет Фомина. По словам старшего научного сотрудника центра исследований Золотой Орды и татарских ханств Института истории им. Марджани Тэймура Галимова, утверждение даты в качестве памятной на федеральном уровне создаст прецедент для русских националистов и станет фундаментом для них. «Нужно проверить ее на законность. Возможно, этот праздник даже нарушает закон на предмет разжигания межнациональной розни», — говорит он.
«Мы берем какой-то факт и как хотим его вертим. История ничего не может ответить, она не может повториться. И мы сегодня, к сожалению, как хотим, так и поступаем с историческими фактами. Мы совершаем большую ошибку в том, что в истории часто видим только то, что хотим. Мы видим героев, подвиги, лишь положительные вещи, какие-то замалчиваем, что-то специально выпячиваем. И Стояние на Угре — это такая же ошибка. Мы выпячиваем то, что в принципе не играло такую роль, не имело такого значения, всего лишь один из эпизодов. Это оказывается нужным именно сегодня — политически. Мы, к сожалению, не задумываемся, к чему подобное приведет, какие ассоциации вызовет в обществе. Меня данная ситуация очень смущает. Памятники Ивану Грозному, Ермаку, Угра — это все ситуации одного плана», — продолжает Гилязов.
Искандер Гилязов: «Принятие этой даты на официальном уровне будут воспринимать как факт превосходства русских над другими народами»
«ЕЩЕ РАНО ОПУСКАТЬ РУКИ»
При этом ученые не ограничились только критикой инициативы губернатора Калужской области и ряда депутатов Госдумы, а выступили с предложениями, направленными на «разминирование» конфликтной ситуации.
Так, Трепавлов предложил отмечать этот праздник на региональном уровне и «не из-за надуманности, не из-за исторической ничтожности события, а из-за вредоносности для межнационального мира в Российской Федерации». «Еще рано опускать руки. Это очень хороший повод устроить парламентские слушания по данному поводу, собрать экспертов», — уверен он.
Тэймур Галимов считает, что утверждение этой даты в качестве памятной на федеральном уровне создаст прецедент для русских националистов и станет фундаментом для них
Миргалеев предложил Калужской области уйти от политизации этой исторической даты и провести научный семинар или круглый стол с приглашением в том числе специалистов из Татарстана. «Семинар или круглый стол и о проблемах музеефикации, и о месте сражения, и о том, что там конкретно происходило. Или даже международную конференцию», — добавляет он.
А Исхаков и вовсе предложил Госдуме отказаться от рассмотрения данной проблемы как научно не обоснованной. «Это исторически незначимое событие, и принятие такой даты может сыграть дезориентационный процесс», — уверен он.
Полная стенограмма круглого стола будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1156
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.