ХОРЕОГРАФИЯ СТАЛА СМЫСЛОМ ЖИЗНИ

— Дарья, вы профессиональная спортсменка, мастер спорта, а как пришли в хореографию?

— Моя профессиональная карьера как раз и начиналась с танцев — в четыре года мама отдала меня в танцевальную студию, но спустя некоторое время педагог сообщила ей: у девочки есть способности к гимнастике, и порекомендовала отдать в спортшколу. Так я поступила в спортивную школу №11, тогда она располагалась в парке им. Горького, ну а потом уже перешла в школу олимпийского резерва «Приволжанка». Так что с пяти лет знаю, что такое тренировки, ежедневная кропотливая работа над собой — поверьте, это большой труд. Наверное, поэтому в 15 лет я стала абсолютной чемпионкой Татарстана и мастером спорта по художественной гимнастике РФ. После окончания средней школы поступила в КАИ, на экономический факультет, потому что понимала: нужно получить востребованную профессию. Ведь не секрет, что тренерам в те времена платили буквально копейки, да я и сама это прекрасно знала на своем опыте, потому что тренировала группу детей в «Приволжанке». Параллельно в институте открыла танцевальную студию для студентов. Даже в школе поработала учителем физкультуры. Но это была вынужденная мера, поскольку мне надоело тратить время на поиски свободного зала для занятий с детьми и студентами. А в школе мне предоставили такую возможность. Так хореография стала смыслом всей моей жизни, тем более что я сама танцевала в различных коллективах.

— Как пришла идея открыть собственную танцевальную студию?

— Понимаете, танцевальный кружок и профессиональная хореографическая студия — это все же несколько разные вещи. В первом случае дети воспринимают занятие как легкое увлечение, от которого никто не требует серьезных результатов, главное — научится красиво двигаться. А для меня важен спортивный подход. Я понимала, что, не имея серьезной базы, нельзя достичь профессиональных успехов. Поэтому решила открыть собственную студию. Помогли мне в этом родители моих воспитанников, за что я им очень благодарна.

— С чего начинали?

— С того, что арендовали подвал. Потом, когда поняли, что этого недостаточно, чтобы получить лицензию на дополнительное образование, сняли помещение побольше, уже соответствующее всем нормам. Известность нашей студии росла, желающих поступить к нам становилось все больше, и сейчас, спустя почти 7 лет, у нас пять студий в Казани и одна в Иннополисе. Во всех студиях Дарьи Шаровой занимаются 300 детей от 3 до 17 лет.

— Расскажите о специфике занятий с детьми разной возрастной категории.

— К малышам трех-четырех лет требуется особый подход: необходимо терпеливо, несколько раз объяснять, показывать, добиваясь того, чтобы они поняли, чего ждет от них педагог. Детям такого возраста мы стараемся больше дать гимнастики, чтобы они были гибкими, развивали координацию движений. У старших ребят идет уже полноценная танцевальная подготовка с элементами акробатики.

— Многие родители стоят перед выбором: отдать своего ребенка в профессиональный спорт, на ту же гимнастику, или в хореографическую школу. Что посоветуете?

— Давайте честно: да, многие родители мечтают увидеть своих детей на пьедестале почета в лучах славы. Но, положа руку на сердце, все ли они готовы буквально положить свою жизнь на алтарь спортивной карьеры ребенка? Ведь спортивные успехи зависят не только от школы и даже таланта, но и от самоотверженности родителей. Спорт — это прежде всего жесточайшая дисциплина и неимоверный труд. Современная хореография — тоже труд и дисциплина, но еще и развитие пластики, музыкального слуха, идеальной осанки. В нашей студии мы также ждем от наших воспитанников результатов, в хореографии тоже есть высоты, на которые нацеливаем детей. Например, хип-хоп введен в федерацию аэробики как спортивный танец. И у нас школа работает на результат, к нам не приходят те, кто хочет просто красиво двигаться, сюда идут за победами в конкурсах, на соревнованиях. Точно так же, как в спортивных школах, у сборных команд нашей студии есть зачетные книжки, где фиксируются все соревнования, звания и достижения. Ребята получают спортивные разряды, звания мастеров от федерации аэробики. Но танец — это не только профессиональная подготовка, а еще и эмоции, которые дают и сама энергия танца, и зрители. Здесь мне бы хотелось отметить, что наши воспитанники умеют сосредотачиваться, большинство из них учатся в престижных школах, и хорошо учатся. Кстати, я и сама окончила школу с серебряной медалью, получила два высших образования, а теперь планирую поступить в аспирантуру. Так что, как видите, занятия профессиональной хореографией не помеха для качественного образования, потому что одно из главных условий для развития личности — самодисциплина.

УЧАСТИЕ В ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ХИП-ХОПУ? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ!

— Как вы подбираете педагогов? Какие требования выдвигаете на первый план: профессионализм или человеческие качества?

— Самое главное, чтобы они умели работать с детьми. Можно быть прекрасным танцовщиком, но слабым педагогом. И наоборот, у не самого крутого профессионала дети танцуют просто великолепно. А все потому, что у него есть педагогический дар. И потом, работа с детьми — это огромная ответственность, далеко не все способны ее нести. Поэтому я отдаю предпочтение крепким профессионалам с педагогическими способностями, умеющим понимать, слышать детей и правильно доносить до них информацию.

— Известно, что воспитанники вашей студии часто дают концерты. Расскажите, какие мероприятия проводит школа?

— Мероприятия в нашей школе занимают особое место. В прошлом году мы поставили балет в современной хореографии на музыку «Кармина бурана» немецкого композитора Карла Орфа. Это была моя давняя мечта — поставить настоящий спектакль, драматическую историю, интерпретированную современной хореографией. К этому я шла достаточно долго: даже закончила магистратуру по специальности «педагогика балета» в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Обязательно будем развивать театральное направление дальше.

Еще одна наша гордость — проект, который получил поддержку фонда президентских грантов РФ — международного медиапроекта-конкурса сольных исполнителей и малых форм #ЯТАНЦЕВАСТЕЕ, на который приезжали известные танцоры и хореографы со всего мира. Конкурс дает старт юным талантам. Мы постоянно участвуем в российских и зарубежных конкурсах и соревнованиях, завоевывая призовые места и гран-при. Совсем недавно вернулись из Италии, где наши ребята заняли три первых места на фестивале Gravina in Danza. В Испании в 2018 году мы выиграли Кубок Best solo choreography. Когда ездим за границу, дети не только выступают, но и занимаются с европейскими и мировыми хореографами и, конечно же, видят мир. А подобных побед у нас много, и, наверное, ради таких моментов живем и работаем. И ставим серьезные цели – например, попасть на международный чемпионат по хип-хопу. Понимаете, для наших воспитанников танец — это искусство, и они не боятся выражать эмоции через движения. Мы все — наши воспитанники, педагоги — живем танцем, и именно это приносит нам огромное удовольствие.

— Дарья, будете ли набирать детей в новом учебном году?

— Конечно — 7–8 сентября в студии будет проводиться новый набор. Ждем талантливых детей, особенно мальчиков. (Смеется.) На просмотре для малышей важно, чтобы они внимательно следили за педагогом и повторяли движения. А для более взрослых ребят главное — огромное желание танцевать.