Сегодня утреннее совещание в исполкоме Казани открылось темой качества школьного питания Сегодня утреннее совещание в исполкоме Казани открылось темой качества школьного питания Фото: metshin.ru

«ЛЮБОЙ МЕХАНИЗМ ТРЕБУЕТ НАСТРОЙКИ, ОТЛАДКИ, РЕГУЛИРОВКИ»

Сегодня утреннее совещание в исполкоме Казани открылось темой качества школьного питания и связанного с ним крупного переформатирования пищеблоков в столовые-рестораны с барными стойками, удобными столами, диванчиками и стульями.

«Мы не планировали в начале года эти расходы, но город — это живой организм, поэтому, когда возникают вопросы, мы намерены их решать», — сказал мэр Казани Ильсур Метшин, поблагодарив за поддержку президента РТ Рустама Минниханова.

К 1 сентября в Казани откроются 38 обновленных школьных столовых в формате ресторанов. На их создание из бюджета столицы РТ направили 170 млн, еще 19,4 млн рублей выделило АО «Департамент продовольствия и социального питания Казани». Формат школьного ресторана появился в Казани в 2012-м и к нынешнему году в столице РТ обновили 27 столовых. Если несколько лет назад школьные рестораны воспринимались как нечто из ряда выходящее, то к началу учебного года столовых-ресторанов будет уже 65. Отметим, что всего в Казани чуть больше 170 школ. Чем столовая-ресторан отличается от обычных столовых? Новый формат — это не просто место для приема пищи с обновленным оборудованием, посудой, а некое атмосферное общественное пространство, где школьникам можно поделать уроки, пообщаться с одноклассниками. Например, русские национальные мотивы преобладают в оформлении столовой-ресторана в школе №93, татарские орнаменты — в школе №48, а элементы классической советской архитектуры сохранили в школе №114.

Что будет с качеством питания? По словам генерального директора АО «Департамент продовольствия и социального питания Казани» Римы Мухамедшиной, в топе вопросов родителей и школьников — температура подачи блюд. «В основном это связано с нехваткой посадочных мест, поэтому, чтобы дети быстро поели, им накрывают заранее. Это вынужденная мера», — говорит гендиректор.


Решить эту проблему решено за счет переформатирования и капитального ремонта столовых. В итоге уже к сентябрю количество обеденных мест для учеников в школах города вырастет на 2,4 тыс. до 7 тысяч. Проблему также решают гибким графиком перемен, увеличением их продолжительности, закупкой сервировочных тележек, а для 12 школ проектируются пристрои.

Обновится с 1 сентября и само школьное меню, разработанное по итогам дегустации блюд детьми и их родителями. В новое меню также ввели горячее питание с более низкой стоимостью (45 рублей) — это второе блюдо или первое с выпечкой. Из-за жалоб на тугость котлет департамент поменял технологию их приготовления. Выбрали школьники и блюда из рыбы (считающиеся самыми не любимыми). По словам Мухамедшиной, рост стоимости питания не запланирован.

В сентябре и октябре департамент проведет серию пикников для детей и родителей. А в рамках чемпионата мира WorldSkills пройдет круглый стол по обсуждению качества школьного питания, где планируется экспертная дегустация. И это не все. Департамент в прошлом году провел шесть семейных кулинарных мастер-классов на базе школьных столовых. В них приняли участие 100 человек, но формат продолжится и в этом году. В ноябре прошлого года стартовал проект «Мама в теме», в рамках которого родители встречаются с руководителями и специалистами департамента. На протяжении двух лет работает мобильное приложение для школьников «Поел и доволен».

«Это нормальный алгоритм для гражданского общества, когда люди ставят вопрос, а власть на это реагирует, — прокомментировал мэр работу департамента по получению обратной связи, поблагодарив родителей за поступившие сигналы о неблагополучии в некоторых столовых. — 10 лет назад организовав школьное питание, мы были уверены, что оно одно из лучших в России, но любой механизм требует настройки, отладки, регулировки».

«Школьное питание к первому сентября должно выйти на новый уровень» «Школьное питание к 1 сентября должно выйти на новый уровень» Фото: kzn.ru

ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВОПРОС: ЕЩЕ 100 МЛН РУБЛЕЙ НА ОБНОВЛЕНИЕ ПИЩЕБЛОКОВ И ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДИРЕКТОРОВ

Департамент также принял двухлетнюю программу с бюджетом в 100 млн рублей по обновлению и дополнительной комплектации производственного и вспомогательного оборудования пищеблоков школ. Первые 400 единиц оборудования из 1,3 тыс. закупят к 1 сентября. Это позволит увеличить пропускную способность линии раздачи, сохранять температуру при подаче блюд, соблюдать санитарные нормы, обеспечить безопасность и улучшить качество питания детей, а также условия труда сотрудников.

«Я неоднократно говорил и говорю, что школьное питание для нас — это стратегический вопрос, он всегда был и будет на особом контроле, — сказал мэр города. — Вопрос очень сложный, даже богатые страны, которые позволяют многое в городской инфраструктуре, давно перешли на чипсы, бутерброды. С этим согласились и общественность, и родители, и здравоохранение. Мы считаем, что нам нужно здоровое поколение, поэтому будем развивать школьное питание. К сожалению, чипсы, хот-доги и прочие вкусняшки идут из семьи. Мы должны брать на себя функцию, в том числе просветительскую. Мы, люди, достаточно ленивы по своей сути. Нам лень делать то, это, зарядку, заниматься здоровым питанием. Легче майонез [нанести] на толстый слой колбасы, включить сериал какой-нибудь и радоваться жизни, но это будет недолго».

Начальник управления образования Ильнар Хидиятов рассказал, что директорам школ уже вменили в персональную ответственность качество питания в школах — это один из 7 критериев оценки качества их работы.

Ильнар Хидиятов Ильнар Хидиятов рассказал, что директорам школ уже вменили в персональную ответственность качество питания в школах — это один из семи критериев оценки качества их работы Фото: metshin.ru

«Школьное питание к 1 сентября должно выйти на новый уровень», — подчеркнул Метшин, добавив, что при равных условиях в каких-то городских школах дела обстоят лучше и многое тут зависит от внимания директора.

Отметим, что ежедневно департамент обслуживает более 230 тыс. человек, пять лет назад их было 170 тысяч. Предприятие обслуживает 30% территории РТ, при этом 98% — дети. Ежегодно АО закупает почти 36 тыс. т сырья, объем закупок за последние пять лет вырос на 55%. Основные поставщики продукции — из Татарстана. «Большой объем закупок позволяет получать на тендерах цены на 5–10% ниже рыночных и фиксировать их на длительный период. Это позволяет сдерживать рост стоимости питания», — сказала Мухамедшина.

Все сырье, завозимое на склады департамента, проходит контроль безопасности в аккредитованной технологической лаборатории. Только в прошлом году специалисты забраковали 664 тонны продуктов, в 2019 году — уже 456 тонн.

«Разработчики генплана профессионалы, но не чудотворцы»

Следом на совещании подвели итоги четырехдневного общественного интернет-обсуждения по генплану, который завершился 1 августа. За это время в управление архитектуры и градостроительства поступило 2009 предложений и замечаний по проекту генплана, 405 вопросов было адресовано разработчикам — Институту генплана Москвы. Письменные возражения в УАиГ (Груздева, 5) оставили более 500 человек. Заключение о результатах обсуждений опубликуют 29 августа в сборнике документов и правовых актов исполкома.

«На каждый вопрос, предложение будут ответы, — сказал Метшин и поблагодарил горожан за активное участие в обсуждении генплана. — Безусловно, для нас это ориентир в совместной деятельности».


По словам начальника управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) столицы РТ Ирины Дябилкиной, наиболее частые вопросы участников обсуждений касались проектируемых дорог в поселках Салмачи, Вознесение, Дербышки, дороги-дублера Горьковского шоссе, застройки берега Казанки вдоль улицы Гаврилова, о зоне минимально допустимых расстояний от магистральных газопроводов, по зонам ограничения вертолетного и авиационных заводов. Основной вопрос касался того, к какой функциональной зоне относится участок и какова перспектива развития данной территории.

Метшин подробно прокомментировал объективную необходимость изменений, заложенных в новом генплане.

«На периферии образовалось несколько точек кипения, — сказал мэр. — Людей можно понять, никто не хочет изменений. Человек в принципе так устроен. Мы не хотим стареть, мы не хотим болеть. Город ровно такой же живой организм. Мы развиваемся. Эти процессы не остановить. Количество людей растет, прибывают иногородние жители, студенты не только со всех уголков Татарстана, но и России».


Мэр напомнил и об уровне автомобилизации в Казани — в 2006 году транспортных средств было около 180 тыс., а за чуть более чем 10 лет их численность выросла до 430 тысяч. «Они по воздуху, к сожалению, пока не летают, — добавил Метшин. — И это машины не жителей Кирова или Самары, а наших жителей. Мы, как власти, обязаны формировать транспортную систему, оставлять коридоры. Не в один день эти вопросы решаются. Не все они будут реализованы к окончанию действия этого генерального плана, но мы ответственны и перед сегодняшним, и перед завтрашним днем. На то власть и существует, чтобы принимать решения в интересах большинства».

В качестве примера градоначальник напомнил, что проект Большого казанского кольца появился в генплане 1969 года, но только спустя 50 лет появились средства на его завершающую перемычку.

«Нет единой таблетки, которая удовлетворила бы все пожелания и чаяния людей, — сказал мэр города. — Наша задача — находить оптимальные решения с помощью специалистов. Мы не можем ставить под сомнение профессионализм коллектива Института генплана Москвы. Они профессионалы своего дела, но не чудотворцы и не могут сделать так, чтобы машины летали по воздуху, не задевая транспортные коридоры. С другой стороны, мы гарантируем каждому собственнику земельного участка, жилого дома справедливую рыночную компенсацию, которая позволит соблюсти все права на частную собственность».