Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей, или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го Фото: nabchelny.ru

ИЗДЕРЖКИ ДРУЖНО РОСЛИ БЫСТРЕЕ ВЫРУЧКИ

Выручка ПАО «КАМАЗ» за первое полугодие выросла на 1 млрд рублей, или на 1,6%: с 62,1 млрд рублей за январь–июнь 2018 года до 63,1 млрд рублей за первую половину 2019-го. Такие данные отражены в опубликованной бухгалтерской отчетности общества по РСБУ. Этим миллиардом, к сожалению, позитив отчета о результатах основной деятельности КАМАЗа исчерпывается, так как показатели прибыли просели сразу все.

Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения. Себестоимость в итоге увеличилась быстрее выручки и прибавила 3,1 млрд рублей, в конечном счете оттянув из корпоративного кармана 60,6 млрд рублей. Как следствие, уже валовая прибыль показала снижение почти вдвое: на 2,16 млрд рублей — до 2,48 млрд рублей. Коммерческие расходы, к которым относятся, в частности, реклама, хранение, транспортировка, также не удалось обуздать: они выросли на 260 млн рублей, или на 13%, до 2,28 млрд рублей. Темп тоже значительно опережает рост выручки. Управленческие расходы подскочили на 410 млн рублей, или 14%, до 3,26 млрд рублей. Хочется надеяться, что эти расходы положительно скажутся на условиях труда менеджмента. 

В конечном счете операционный убыток КАМАЗа вырос до 3,06 млрд рублей — то есть в 13 раз по сравнению с первым полугодием прошлого года. Стоит также отметить отрицательное сальдо между процентами, которые должен КАМАЗ и которые должны ему: этот показатель вырос на 600 млн рублей — до 2 млрд рублей не в пользу завода. Подспорьем для автогиганта стал доход от участия в капиталах других организаций — эта строчка выросла на 1,05 млрд рублей, до 1,8 миллиарда. К сожалению, как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, автогигант не раскрывает, в какие именно бизнесы он так удачно вкладывается.

Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения Одним из главных факторов спада, судя по отчету, стал опережающий рост себестоимости — сырья и материалов, зарплат рабочим, энергоснабжения Фото: «БИЗНЕС Online»

Полугодовая отчетность по РСБУ не слишком детализирована, но можно сказать, что баланс прочих расходов и доходов челнинцам удалось подтянуть. Так по итогам полугодия КАМАЗ получил 562 млн рублей положительного сальдо прочих статей. В прошлом году сальдо было отрицательным и составляло 160 млн рублей.

Конечный финансовый результат плачевен: чистый убыток автомобилестроителей по сравнению с первой половиной прошлого года вырос в 2,5 раза — до 2 млрд рублей. За 2011–2019 годы этот минус стал рекордным, если рассматривать опубликованные отчеты по первым полугодиям.

==table2223==

«ПАДЕНИЕ НА 8,6 ПРОЦЕНТА ЗА ОДИН МЕСЯЦ — ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЙ СИГНАЛ…»

Вслед за отчетностью КАМАЗ опубликовал пресс-релиз, в котором финансовый директор компании Андрей Максимов предложил свое объяснение убыткам. Позиция предприятия сводится к двум параллельным процессам: жесткому спаду на мировом рынке тяжелых грузовиков и масштабной инвестиционной программе камского автогиганта. Руководитель пресс-службы в разговоре с корреспондентом по большому счету придерживается той же позиции, но уточняет, что даже в нынешних обстоятельствах показатели не так плохи, какими представляются на первый взгляд.

«Сравнивать нынешние показатели с аналогичным периодом прошлого года вряд ли стоит, ведь мы уже объясняли, что прошлый год был нехарактерным для рынка, — отметил Афанасьев. — Спрос тогда был смещен на первое полугодие. До 2018 года все убытки у нас падали на первое полугодие, как происходит и теперь. Тем не менее по сравнению с первым кварталом мы сократили убыток».

==table2224==

Напомним, в первом квартале КАМАЗ показал 2,15 млрд рублей убытка с его ростом в 10 раз, так что позитивная динамика в этом отношении и правда существенна. Что же касается полугодового «антирекорда», то Афанасьев отмечает, что в предыдущие годы у автогиганта не было столь масштабной инвестиционной программы. «Можно, конечно, сравнивать с любыми годами, но ведь у нас последние в 2–3 года развернулась самая крупная инвестпрограмма в истории предприятия! — указывает руководитель пресс-службы. — В первую очередь на показатели влияют затраты на модернизацию, реинжиниринг и создание нового модельного ряда. Они заложены в производственные издержки. Это и опережающая модернизация литейного производства, которая была перенесена с третьего квартала на начало года, и обновление главного сборочного конвейера, и строительство завода каркасов кабин».

«У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина — гендиректора ПАО „КАМАЗ“ - прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса» «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина — гендиректора ПАО «КАМАЗ» — прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как именно КАМАЗ собирается сокращать издержки, в компании не уточняют, однако Афанасьев напомнил, что процесс оптимизации не останавливается. «У нас есть комитет, который под председательством Сергея Анатольевича (Когогина, гендиректора ПАО „КАМАЗ“ — прим. ред.) работает над повышением эффективности бизнеса. Комитет решает, какие издержки больше других влияют на финансовое состояние, от каких можно отказаться, и если бы мы не занимались их сокращением, то убыток был бы намного больше. В том числе комитет смотрит, от каких программ модернизации можно отказаться или удешевить. Бывает, что урезаем расходы и в этой части. Выдержать все инвестиционные траты при нашей обширной программе — это мегасложная задача для российской компании».

Сложное полугодие, по словам Афанасьева, пока не сказалось на годовом бизнес-плане, хотя кардинальные изменения на рынке, скорее всего, скорректируют общий прогноз. Отметим, что, по данным агентства «Автостат», в июне регистрация новых тяжелых грузовиков в России сократилась на 8,6% — как подчеркивает Афанасьев, это уже не стагнация, а реальное падение. «Общие тенденции на мировом рынке грузовиков очень плохи. Российский рынок идет в мировом тренде — все они сокращаются, кроме бразильского. Даже китайский рынок тяжелых грузовиков, который десятилетиями рос, сегодня показывает спад. В Европе катастрофически сократился портфель будущих заказов. Рынок у них пока растет, но тренд удручает. Российские автопроизводители вынуждены принимать серьезные меры, а для КАМАЗа это особенно сложно сегодня, на фоне глобальных затрат, от которых невозможно отказаться. Ситуация настолько непроста, что некоторые экономисты проводят параллели с 2007–2008 годами. Обстоятельства примерно похожи: тогда и в Европе тоже был пик продаж перед резким обвалом, и у нас рынок рос, как в прошлом году, а потом начал стремительно падать, как в этом. Падение на 8,6 процента за один месяц — это очень серьезный сигнал». Напомним, в июне на общем собрании акционеров Сергей Когогин озвучивал параметры актуального бизнес-плана: в этом году КАМАЗ хотел продать 39 тыс. машин, из них 6 тыс. за рубежом. Долю отечественного рынка планировалось поднять с 41% до 51,7%.

Несмотря на мрачные реалии, КАМАЗ по-прежнему остается лидером отечественного рынка тяжелых грузовиков, и не стоит забывать, что компания феноменально быстро осваивает сегмент пассажирского электротранспорта. Согласно пресс-релизу КАМАЗа, в этом году на развитие модельного ряда и модернизацию производственных мощностей планируется направить свыше 15 млрд рублей.