ПО ПОВОДУ ТРАГЕДИИ С СУДНОМ «БУЛГАРИЯ» ПРОВЕРКА БУДЕТ НЕ ТОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ, НО И ПО ВСЕЙ ВОЛГЕ

В трех километрах от места катастрофы теплохода «Булгария», - у причала Камского Устья вчера вырос небольшой городок: разнокалиберные палатки, фургоны, автобусы, много других авто. Здесь расположились спасатели МЧС, специалисты следственного комитета, милиция, психологи... А еще в городок приехали десятки родственников тех, кто погиб на «Булгарии», - матери, отцы, братья, сестры… С ними вчера здесь беседовали, чрезвычайно эмоционально, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота и президентРТ Рустам Минниханов. Очевидцем событий стал корреспондент «БИЗНЕС Online», который почти целый день провел в Камском Устье.

СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР, МЕТРОВЫЕ ВОЛНЫ, «БУЛГАРИЮ» НА ДНЕ РАСКАЧИВАЕТ, КРУТИТ

Машина «БИЗНЕС Online» притормозила в Камском Устье рядом с первым же прохожим: «Подскажите, где штаб?» Больше ничего объяснять не пришлось - мужчина понял мгновенно: «Вам прямо, налево - и на причал. Только ведь туда не пускают…»

В самом деле, на въезде к причалу - шлагбаум и надпись STOP. Однако журналистов пропускают беспрепятственно.

В иное время причал, должно быть, место не особо многолюдное. Но сейчас здесь вырос настоящий городок: множество палаток (самая большая, темно-зеленого цвета - МЧС России, там немало людей сидят за ноутбуками, туда постоянно кто-то заходит и оттуда выходит), автобусы, фургоны, специализированные авто… Под легкими навесами расположились полевые кухни: там  бесплатно - угощают гречкой с котлетами, треугольниками, горячим чаем…

В городке собралось вчера очень много журналистов. Больше десятка телекамер - республиканские, федеральные и даже один зарубежный телеканал. Представлены были радио, информационные агентства, газеты… Время от времени, на очередном брифинге, журналисты вновь и вновь просились «на Волгу», туда, где на месте трагедии работают водолазы. И в очередной раз получали категорический отказ: нет. Приходилось оставаться на берегу.

Впрочем, информацию о том, что происходит в трех километрах от причала, МЧС выдавало прессе постоянно. Все уже знали (да это и видно невооруженным глазом, хотя и далековато), что на Волге работают сразу семь судов. В их числе и «Арабелла», та самая, что спасла, подобрав из воды, всех, кто сумел выбраться с тонущего судна. Сейчас на «Арабелле» штаб. И еще  место, где спасатели могут отдохнуть.

Специально для водолазов к месту ЧП подогнали и тяжело нагруженную песком баржу - с нее удобнее спускаться в воду. Условия для спасательных работ тяжелые: сильный ветер, метровые (1 м 20 см - уточняют в МЧС) волны. «Булгарию» на дне раскачивает, крутит. Впрочем, в воскресенье, когда случилась трагедия, волны были вообще двухметровые, а ночью, когда уже начались спасательные работы, - полутораметровые…

Водолазы работают, сменяя друг друга, постоянно, даже без минутного перерыва. Причем число их все увеличивается: прибывает помощь из разных регионов России.

ЛЮДЕЙ - НИ ЖИВЫХ, НИ МЕРТВЫХ - НЕ ОБНАРУЖИЛИ

Любую информацию в спасательном городке вместе с прессой жадно слушали родственники погибших. Их много приехало сюда, два-три десятка человек. Им снова и снова предлагают, в том числе психологи, подождать, объясняют, что вся информация будет в Казани, что извлеченные тела направляются в республиканское бюро судмедэкспертизы именно в Казань… Но как уехать, если здесь, рукой подать, на речном дне - «Булгария», и там, может быть, до сих пор родные…

Все родственники - в шоке, в глубоком горе… И у всех ничем неоправданные - к несчастью, неоправданные, - надежды: а вдруг?

Спрашивают: а водолазы стучали по корпусу? Вдруг кто-то спасся в воздушном пузыре? И снова получают все тот же ответ: это первое, с чего начали спасатели. Начальник отдела информации государственного учреждения «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы по Республике Татарстан» Марат Рахматуллин напоминает: «Сегодня рано утром водолазы спускались и простукивали теплоход - обратной связи, обратных простукиваний не было. То есть вероятности того, что кто-то остался живой в воздушных пробках, по всей видимости, нет»…

Родственники - и журналисты тоже - настаивают: в вдруг кого-то течением вынесло на берег, на островки?

 Рахматуллин аккуратно повторяет: «До сих пор вертолеты летают, прочесывают территорию… 200 сотрудников милиции патрулируют… Единственное, что мы во время облета обнаружили, - течением к береговой зоне прибило плоты, которые находились на теплоходе, и разбитые кресла. Людей пока нет. Но поиски продолжаются»...

СУДОВЛАДЕЛЕЦ ПОКА НЕ ЗАДЕРЖАН, ИЗЪЯТЫ ДОКУМЕНТЫ

На следующих друг за другом, примерно с часовым перерывом, брифингах и пресс-конференциях, журналисты атакуют вопросами очередного руководителя. Многих волнует - дошли ли водолазы до музыкальной комнаты? «БИЗНЕС Online» спасшиеся пассажиры «Булгарии» рассказали, что там - перед самой аварией! - собрали детей. А во временном городке родственники погибших уверяли, что даже спасательные жилеты надеть на детей на теплоходе успели, вот только вывести их на палубу уже не удалось… Они так и остались там, в музыкальной комнате. Однако до вчерашнего вечера не было информации о том, что водолазы уже в эту комнату проникли. Наверное, сегодня…

Телевидение снова и снова интересовалось судьбой капитана «Булгарии». Пока ответ однозначный: его нет в списке живых и нет среди поднятых со дна… Но подняты к вечеру вчерашнего дня были только 54 человека, из них пятеро детей…

Тем штабом, который расположен на Волге, на месте трагедии, руководит начальник Приволжского регионального центра МЧС России, генерал-лейтенант Игорь Паньшин, от Татарстана - первый вице-премьер РТ Равиль Муратов. На берегу они вчера не показывались: не до того. Зато во временный городок прибыл председатель следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин. Он довольно долго проводил совещание в палатке МЧС, рядом с которой расположились все наличные телекамеры. Но терпеливое ожидание прессы не оправдалось: Бастрыкин после совещания, не задерживаясь для интервью, быстро направился вместе с большой бригадой следователей на катер, и тут же отбыл к месту аварии. «Значит, пока сказать ему нечего», - прокомментировали журналисты. К прессе Бастрыкин не вышел и позднее.

Однако старший помощник руководителя следственного управления СК России по РТ Эдуард Абдуллин сообщил, что Бастрыкин «дал очень высокую оценку действиям сотрудников МЧС, в частности, водолазам. Они и в ночное время проводили очень опасные работы по поиску затонувших»…

Абдуллин подтвердил, что «следствие по особо важным делам главного следственного управления России приняло к своему производству уголовное дело... Судовладелец пока не задержан, изъяты документы… по результатам которых будет установлена степень виновности должностных и иных лиц». И тут же добавил, что «статья предусматривает длительные сроки лишения свободы».

А еще Абдуллин уточнил, что судно затонуло за срок «от трех до пяти минут. По показаниям очевидцев, тех, кто был на судне - они говорят о трех минутах»».

КТО-ТО ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ… МЫ РАЗБЕРЕМСЯ

Более общительным, чем Бастрыкин, оказался полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Он прежде всего выразил соболезнование родным и близким тех, кто погиб на «Булгарии». Эти соболезнования мрачно слушали родственники погибших, которые тоже участвовали и в этой (вообще в каждой) пресс-конференции в спасательном городке. На этот раз у одного молодого мужчины не выдержали нервы. В шоке, в горе, на грани срыва он почти кричал, еле сдерживая рыдания, не давая никому вставить ни слова, что у него погибли на «Булгарии» жена и ребенок: «Вы детей не вернете! По-любому не вернете! Вот, родители здесь рядом стоят, много родителей, у кого по двое детей утонуло!.. Найдите всех детей! Найдите! Достаньте! Я хочу на руки взять своего ребенка!..»

Надо отдать должное Рапоте - он понял состояние человека, выслушал его, отвечал мягко и сдержанно…Только что тут скажешь, как утешишь отца, потерявшего ребенка?..

«Будем спрашивать с тех, кто это допустил, - сказал Рапота. - По гибели каждого человека… Я прекрасно понимаю людей, которые потеряли своих родных… Тут нет слов утешения. И то, что мы найдем виновных, действительно, ни детей, ни родных не вернет. Но все равно виновные должны быть найдены… Мне тоже непонятно, почему пароход, который рассчитан на 140 пассажиров, был загружен под 200 пассажиров? Почему эта старая посудина вообще ходит до сих пор по воде? Почему она перевозит пассажиров? Эти вопросы мы задаем так же, как и вы».

Сания Закирова рассказала сквозь слезы, что сын поехал на «Булгарии» со всей семьей: «У меня внук шестилетний Нияз, сноха Альбина беременная… Ждали девчонку, уже восемь месяцев, должна была в августе рожать... Может, жива еще, не верю, что утонула… Сын спасся. Он рассказывает как? Они втроем были в каюте. Судно заколебалось. Он сынишку держал на руках. Открыл дверь каюты - волна ударила, оторвала сынишку, а его самого отшвырнула. Он говорит: увидел свет, туда поплыл… Потом, говорит, сам ничего не помню… Живые ли они или в списке мертвых?.. Хоть бы сказали…»

Еще один молодой мужчина, представившийся Павлом, сказал, что у него на «Булгарии» погибли сразу трое: мать, тетка и племянница. Еще он рассказал, о чем говорят родственники погибших между собой: что теплоход перед самой аварией вдруг стал крениться на один бок, что члены команды закричали: бегите на другую сторону, что люди цеплялись за обшивку, а она обрывалась… А спаслись те, кому повезло, - кто-то даже был в каюте, но напором воды выдавило стекло и вышвырнуло человека на открытую воду…

Рапоте журналисты сообщили, что местные жители жалуются на «Метеоры» - они тоже ходят постоянно перегруженными, там постоянно по 10 - 15 лишних человек - не сидят, стоят, хотя билеты покупают по той же цене. Будет ли какая-то проверка?

«Обязательно! - заявил Рапота. - Обязательно будет проверка. И, я думаю, проверка будет не только здесь, в Татарстане, а вообще по всей Волге. Потому что это, к сожалению, наши реалии: старые суда, их эксплуатируют нещадно, люди зарабатывают деньги - и вот чем это заканчивается…»

«Я ЖЕ К ВАМ ПОДХОЖУ, Я ЖЕ НЕ УБЕГАЮ»

Уже вечером в штаб у причала приехали министр транспорта РФ Игорь Левитин, замминистра по чрезвычайным ситуациям РФ Александр Чуприян, президент РТ Рустам Минниханов, министр МВД по РТ Асгат Сафаров, начальник управления ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов… Снова было довольно долгое совещание в палатке МЧС. Потом президент РТ вышел к прессе и предложил отложить вопросы, пока не пройдет заседание правительственной комиссии. Однако тут Минниханова взяли в кольцо родственники погибших.

И снова были бесчисленные вопросы на нервах. Так, мужчина из Сургута («Я сегодня в самолете целый день летел!") потребовал немедленной информации о своих родных, заявил, что не мог вчера дозвониться до МЧС и хоть что-то узнать о трагедии…

«Сегодня всё работает. Вчера были, наверное, вопросы. Конечно, никто не ожидал - и вы не ожидали, и мы не ожидали. Сказать, что вот ничего не делается - ну как, если вся Россия сейчас самолетами везет сюда подмогу. Из Саяно-Шушенской ГЭС везут, и с юга везут. Сейчас вот прибудут два плавкрана - и мы все равно этот корабль поднимем… Сегодня я сюда приехал, и завтра приеду. Мы должны здесь до конца работу довести. Для меня это тоже вопрос чести», - заявил Минниханов.

- Товарищ президент, огромная просьба: выкладывайте информацию! - скорее не попросили, а потребовали родственники погибших.

- Хорошо. Мы обязательно в день хотя бы два-три раза будем давать официальную информацию, - ответил Минниханов. - Сейчас в восемь часов будем госкомиссию проводить, такое указание я дам. Завтра я тоже сюда приеду обязательно, минимум два раза я буду здесь. Поэтому вы можете подойти ко мне. Я же к вам подхожу, я же не убегаю»…

- А виновников нашли?

Тут президент напомнил, что работают 50 следователей, что приезжал лично Бастрыкин: «Все должностные лица, кто дал разрешение, кто выпускал теплоход - все они сейчас проходят опрос. Уголовное дело возбуждено. О том, какие меры будут приняты, вы будете оповещены». 

На вопрос про детей, которые еще остаются на «Булгарии», президент ответил так: «Мы ждем - в трюме, где игровая, там должно быть много детей. Пока мы отработали верхнюю, среднюю палубу... На завтра трюм оставили… Сейчас сюда приедут лучшие горноспасатели, которые работают в шахтах, из Саяно-Шушенской ГЭС водолазы. Там же ничего не видно, корабль болтает, там же волна. Там работать непросто…».

- Родственники сходят с ума…

«Поэтому я и не обижаюсь, вы вправе высказать претензии. Я знаю: когда неизвестность - это самое плохое», - с горечью сказал президент.

Елена Чернобровкина
Фото и видео автора