Николай Васильев: «Я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось» Николай Васильев: «Я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось»

«ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

«Я долгое время анализировал ситуацию, поэтому считаю, что острой необходимости приступать к какой бы то ни было реконструкции нет», — говорит советник министра строительства и ЖКХ РТ Николай Васильев, оценивая итоги этапа конкурса проектов реконструкции «Кольца». Напомним, что победители предложили накрыть здание ажурной сеткой и сузить проезжую часть, а советник министра строительства РТ Ирека Файзуллина в знак протеста вышел из жюри. Свои мотивы Васильев подробно объяснил газете «БИЗНЕС Online».

— Во-первых, правовых основ реконструкции просто не существует. Заказчик и собственник земельного участка проект разработал уже давно, «Кольцо» принято и реализовано. Тезис «мы хотим увеличить площади ТЦ» в центре Казани вообще не может быть приемлем: условия застройщика уже закончены на этапе реализации «Кольца». Никаких вторых очередей в проекте никогда не было: он утвержден и реализован в таком виде. Если он вам не нравится… ну вам не нравится ваш макияж — поменяйте его! Другое личико получится. Но не обязательно же, к примеру, полнеть? 

Во-вторых, эта территория на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел. И на будущее данный участок требует прежде всего реконструкции под новые условия — повышенные возможности пересадочного узла. Это главное, на что надо смотреть в проекте. К сожалению, модели транспортного узла и градостроительные аспекты в качестве условий конкурса не подготовлены, поэтому я еще до начала считал его проведение преждевременным.

Смотрите: сегодня новая транспортная модель рассматривается, обсуждается и, очевидно, ко второму туру ее утверждения и согласования будет представлять собой несколько иной вариант. Куда в таком случае девать проект реконструкции «Кольца»? 

«Эта территория на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел» «Эта территория на сегодняшний день испытывает перегрузку как транспортно-пересадочный узел»

Когда я рассматривал первый вариант транспортной модели (разработкой занимается транспортное бюро при мэрии Казани — прим. ред.), то пришел к выводу, что даже сегодняшний транспортно-пересадочный узел будет работать не хуже, чем то, что предлагается в качестве условий для конкурсантов. Скажем, пешеходу для того, чтобы оказаться у бывшего здания финансово-экономического института, предлагается перейти сначала к памятнику Вахитова, а уже затем к искомому месту. Но это явно не самый удобный вариант! Поэтому в основе для меня — трафик пешеходного движения. До конкурса он должен быть подготовлен и утвержден. И главное в данном смысле — рельеф, который сам диктует пройти подземным переходом под магистраль по улице Тихомирнова. Выходя из метро, мы оказываемся на полтора этажа ниже уровня земли и как раз «подныриваем» под магистраль. На будущее подобное очень пригодится. И это должно было быть в качестве обязательного условия — а не так, на усмотрение проектировщиков.

В-третьих, помимо логистики, я просил обеспечить градостроительное утверждение. В Казани сейчас ведется работа по подготовке концепции исторического центра. И программой этой деятельности предусматривалась разработка таких узлов на Кабане, на Кольце, когда градостроительная задача решается комплексно. А уже потом, когда ясно, в какую ситуацию вписываться, можно переходить к таким художественным образам.

«Помимо логистики я просил обеспечить градостроительное утверждение» «Помимо логистики, я просил обеспечить градостроительное утверждение»

«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — НЕ СДЕЛАТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ХУЖЕ»

Четвертый момент, который меня тоже в большой степени волнует, — дизайнерские решения очень сильно оторвались от Казани. Этого образа нигде нет. Самое главное — никто на данном уровне не проанализировал: а что мы теряем?

Коммерческие площади — да, они увеличиваются. Но в результате мы ушли от того, что на предыдущем этапе реализации объема «Кольца» было главным, — раскрытия площади ТРЦ таким образом, чтобы пешеходы, спускаясь по улице Бутлерова и от памятника Муллануру Вахитову, видели все пространство.

Когда торговый центр проектировался, там не было проекта планировки. И в результате имеем затесненный проезд основной трассы в аэропорт, на него открываются дебаркадеры торговой загрузки «Кольца». Нигде такого нет! А мы эту неприятность усиливаем. Боюсь, подобное приведет к тому, что потеряем то визуальное пространство, которое имеем сейчас, и приобретем торговые площади, которые перекроют виды и пешеходные потоки. Такая опасность для меня вполне очевидна, и главная задача сейчас — не сделать значительно хуже, а главное — не закупорить центр.

Пятое. Когда проект выставляется на конкурс, условия должны быть едины для всех, а здесь получилось, что основной проект, который мастерская «ВЕЛП» готовила несколько лет, находится в абсолютно неравных условиях с теми, кому на эту работу дали несколько недель, от силы месяц. Транспортно-пересадочный узел, градостроительная ситуация, объемно-планировочные решения — все эти вопросы не решить одинаковым образом всем проектантам. Поэтому такой конкурс был, с моей точки зрения, однозначно несправедлив. Участники сами говорили о том, что им не хватило времени.

«Дизайнерские решения очень сильно оторвались от Казани. Этого образа нигде нет» «Дизайнерские решения очень сильно оторвались от Казани. Этого образа нигде нет»

Нужно было или сокращать объемы конкурса, или дать участникам больше времени. И конечно, тогда бы заявились гораздо более авторитетные специалисты и институты. В нашем конкурсе таких профессионалов не было! И это как раз тот момент, который делал его проведение не очень легитимным.

Что имеем в итоге? Последнее рассмотрение поставило перед всеми вопрос: а что теперь делать? Конечно, по каждому проекту любой из членов жюри может порекомендовать, как надо было, но это не результат данного мероприятия. Успешный конкурс — это когда можно действовать точно по утвержденному заданию на всех этапах и не надо никаких промежуточных рассмотрений. Вот призеры — дальше они должны выдавать образ.

Поэтому я выдал членам жюри свое прошение: признать конкурс несостоявшимся и дать всем премии поощрительного уровня, а к серьезной разработке приступить тогда, когда созреют градостроительные условия. Тогда можно будет рассчитывать на привлечение серьезных проектировщиков на соответствующий срок работы.

Понятно, что ни у меня и, думаю, ни у кого нет монополии на истину, но свое мнение я аргументировал, и это не каприз, а результат анализа. Поэтому я попросил исключить себя из состава жюри: принимать участие в ухудшении ситуации мне бы не хотелось.

***

В дирекции «Кольца» согласны с Васильевым в той части, что каждый имеет право на мнение. Тем не менее конкурс идет своим ходом.

«Собственнику нравятся все представленные проекты, и он благодарит всех, кто принял участие в этом конкурсе. В каждой из работ есть интересные решения, но он не принимает участия в отборе. Его позиция: пусть этим занимаются профессионалы. Для нас главное, чтобы выбрали достойного победителя. Это позволит быстрее начать реконструкцию, о которой все говорят уже с 2015 года», — комментирует ситуацию директор по маркетингу АО «Эдельвейс Групп» Алина Ельмеева.