При бесперебойной работе коллектора сейчас обновляется путепровод диаметром в 2,3 метра по технологии «труба в трубе»: в железобетонную конструкцию вставляют ее аналог из полимера При бесперебойной работе коллектора сейчас обновляется путепровод диаметром в 2,3 метра по технологии «труба в трубе»: в железобетонную конструкцию вставляют ее аналог из полимера Фото: Олег Спиридонов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА К 2026 ГОДУ

Оценить ход капремонта главного челнинского коллектора интернациональная команда представителей международного банка реконструкции и развития в сопровождении первых лиц города приехала сегодня в поселок Орловка. На этом участке при бесперебойной работе коллектора сейчас обновляется путепровод диаметром в 2,3 метра по технологии «труба в трубе»: в железобетонную конструкцию вставляют ее аналог из полимера. По словам мэра Челнов Наиля Магдеева, новые материалы не подвержены коррозии и смогут безаварийно отработать 50 лет.

«По состоянию на 2016 год изношенность составляла более 40 процентов, — обосновал ремонт Магдеев. — Разрушался железобетон, первичная арматура. Если бы в таком состоянии и дальше эксплуатировали, то к 2023 году износ канализационного коллектора превысил бы 80 процентов, а к 2026-му достиг бы 100 процентов». Такие перспективы, по оценке экспертов и со слов Магдеева, означали бы экологическую катастрофу в виде череды аварий.


«Благодаря поддержке Международного банка реконструкции и развития, благодаря активной работе минстроя РФ нам удалось попасть в проект на сумму более 1,3 миллиарда рублей. Мы не привлекли ни копейки муниципальных или республиканских средств, ни копейки из российского бюджета, но благодаря поддержке правительства России и банка мы, особо не афишируя, эту работу выполняли тихой сапой. Вы, наверное, о ней и не знали, город спал спокойно», — заявил мэр журналистам, присутствовавшим на встрече.

Сюрпризов международная команда не ожидает, а первые впечатления от объекта и города в целом описали как положительные Сюрпризов международная команда не ожидает, а первые впечатления от объекта и города в целом описали как положительные Фото: Олег Спиридонов

Осмотрев площадку, старший специалист по водоснабжению Международного банка реконструкции и развития (МБРР) Степан Габрич оценил качество работ на уровне европейских стандартов. Сюрпризов международная команда не ожидает, а первые впечатления от объекта и города в целом описали как положительные.

МБРР выделил минфину РФ грант на 1,3 млрд рублей — эти деньги и преобразились в целевую субсидию на челнинскую канализацию. Сейчас работы, начатые в апреле прошлого года, выполнены на 80%, и текущий этап должен быть завершен в октябре. Затем планируется подписать дополнительное соглашение и таким образом к середине следующего лета отремонтировать все 17,3 км путепровода. По словам старшего координатора проектов МБРР и руководителя проекта «Реформа ЖКХ в России» Татьяны Шадруновой, объем финансирования будет уточнен по завершении всех работ, чтобы избежать поправок на колебания валютного курса.

По словам старшего координатора проектов МБРР и руководителя проекта «Реформа ЖКХ в России» Татьяны Шадруновой, объем финансирования будет уточнен по завершении всех работ По словам Татьяны Шадруновой, объем финансирования будет уточнен по завершении всех работ Фото: Олег Спиридонов

Отчасти благодаря скачкам доллара в 2014 году капремонт главного коллектора вообще стал возможен. Первый грант, валютный, на $28,5 млн Челны выиграли еще в 2011 году при мэре Василе Шайхразиеве. Тогда автоград попал в список из десяти городов, которые при поддержке МБРР смогли отремонтировать наиболее проблемные участки канализационных коллекторов. Эксплуатант трубы «Челныводоканал» подготовил пять проектов и на деньги банка нанял подрядчиков в Москве и Санкт-Петербурге. С 2012 по 2014 годы Челны освоили 750 млн рублей, став чемпионами по срокам и качеству, но благодаря стремительному удорожанию доллара от гранта осталось еще 42 миллиона. МБРР не потребовал их назад, а теперь за столь позитивные результаты прошлого опыта дал денег еще.

«Тогда профинансированные работы включали в себя и замену определенных частей коллектора, но сейчас мы можем обновить его полностью, — рассказала сегодня Шадрунова. — И это только благодаря тому, что в 2014 году город стал лидером среди 10 выигравших. Когда в городе есть проблемы, мы об этом знаем. В Набережных Челнах все прошло спокойно и по графику. Когда на колебаниях курса вышла экономия и появилась возможность в некоторых городах улучшить результаты, Челны стали первым кандидатом. В итоге из 10 городов-участников на второй этап отсеялись только два. Вторым стало Иваново».

Удивительное во всей этой ситуации — тот факт, что тендер на второй этап работ был объявлен «Челныводоканалом» еще в декабре 2017 года, а о сумме в 1,3 млрд рублей, свалившейся в бюджет Челнов, город узнал только сейчас Удивительное во всей этой ситуации — тот факт, что тендер на второй этап работ был объявлен «Челныводоканалом» еще в декабре 2017 года, а о сумме в 1,3 млрд рублей, свалившейся в бюджет Челнов, город узнал только сейчас Фото: Олег Спиридонов

Самое, пожалуй, удивительное во всей этой ситуации — тот факт, что тендер на второй этап работ был объявлен «Челныводоканалом» еще в декабре 2017 года, а о сумме в 1,3 млрд рублей, свалившейся в бюджет Челнов, город узнал только сейчас. Нынешнее руководство города тем самым продемонстрировало высший пилотаж в науке «работать, не афишируя».

В МБРР О ВАСИЛЕ ШАЙХРАЗИЕВЕ ПОМНЯТ ХОРОШЕЕ

Международные инвестиционные механизмы привлекались на благо Челнов не только в случае с канализацией. Близкое знакомство автограда, к примеру, с европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) состоялось в 1990-х годах, и поводом для него стал пожар на заводе двигателей КАМАЗа. ЕБРР тогда выступил одним из главных спонсоров восстановления завода, выделив автогиганту $100 миллионов. Позже банк покупал и акции КАМАЗа — правда, как считается, в интересах другого инвестора, нынешнего партнера автозавода Daimler AG. Эти 4% акций, как и планировалось, немцы впоследствии выкупили.

Грант от МБРР в 2010 году стал весьма значительным событием для города и заметным успехом перед лицом республики — не каждый муниципалитет мог похвастаться таким статусным инвестором Деньги автоград получил благодаря положительному опыту сотрудничества международных финансистов с Василем Шайхразиевым
Фото: «БИЗНЕС Online»

Шайхразиев же едва не поставил денежный поток из-за рубежа на стабильные рельсы. Грант от МБРР в 2010 году стал весьма значительным событием для города и заметным успехом перед лицом республики — не каждый муниципалитет мог похвастаться таким статусным инвестором. Осенью 2013 года Шайхразиев переключился с международного банка на европейский, выбив кредитную линию для ООО «Электротранспорт» на 800 млн рублей, однако этот проект оказался уже не столь успешным. Из этих денег 450 млн рублей требовалось на строительство новых трамвайных линий, которыми муниципалитет хотел окольцевать город. На остальные 350 млн планировалось обновить трамвайный парк. Исполком надеялся, что улучшенная инфраструктура выведет «Электротранспорт» на рентабельность: за счет увеличения пассажиропотока предприятие рассчитывало на дополнительные 90 млн рублей дохода, из которых порядка 50 миллионов можно было бы использовать для расчета с банком. В итоге проект состоялся лишь отчасти.

Банк со своей стороны не надеялся даже на выход транспортного предприятия в ноль. Давая деньги, ЕБРР обязал город к сервисному договору, по которому муниципалитет должен был платить за «Электротранспорт», если организация не сможет закрывать кредит. Все понимали, что заложить долг в цену билета целиком невозможно, иначе трамвай утратит остатки конкурентоспособности. Под муниципальные гарантии ЕБРР согласовал кредит на 10 лет с возможностью пролонгации еще на 5 лет. Процентная ставка не оглашалась, однако банк дал городу льготные три года, в течение которых должник освобождался от уплаты тела кредита. Новую ветку генподрядчик «Транссервис-ЛТД» сдал в 2014 году уже Магдееву, и не за 450, а за 530 млн рублей. Ею дело и ограничилось: ветка соединила старую и новую части города, однако вопрос полноценного трамвайного кольца к тому времени сошел с повестки. Вагоны, правда, докупались, но не за кредитные деньги — 10 штук «Электротранспорт» приобрел в лизинг по федеральной программе. Предприятие тогда уплатило за них полцены, вторую половину взяли на себя бюджеты государства и республики. «Электротранспорт» и поныне остается убыточным, а транспортное хозяйство, как трамвайное, так и автобусное, ежегодно так или иначе получает помощь от города. В этом году, к примеру, автобусный МУП был освобожден от уплаты в казну половины прибыли — которой, впрочем, и не было.