Интересна история появления в картинной галерее иконы Святого Иоанна неизвестного автора — единственной, которая хранится в галерее. В советское время она хранилась как часть пола в одном из домов. Лицевая часть иконы находилась внизу и была не видна. Позже ее извлекли, она попала к владельцам, которые и передали ее галерее. О том, какие еще уникальные работы собрали за 40 лет существования учреждения, рассказала Ильсия Загидуллина в своем блоге для «БИЗНЕС Online».
Ильсия Загидуллина: «Челнинцы и гости города смогут познакомиться с творчеством «Мета-3» на выставке, которая пройдет в большом зале картинной галереи со 2 июля по 4 августа»
«ИКОНА ХРАНИЛАСЬ КАК ЧАСТЬ ПОЛА»
Художественный музей, помимо выполнения традиционных функций сохранения и трансляции культурного наследия, является местом продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными профессиональными общностями. Очевидно, что музеи хранят наследие. Но что это подразумевает под собой? Что хранится в фондах? Какие картины, предметы и какого года? Данный вопрос часто задают посетители и представители СМИ. Причем самое распространенное общественное мнение: в галереях хранят вещи в подвалах и никому их не показывают. Люди считают, что хранение музейных коллекций сродни тому, как «царь Кощей над златом чахнет».
Набережночелнинская картинная галерея в своей работе старается соответствовать всем тенденциям современного музейного учреждения. Работа ведется по многим направлениям, охватывающим такие разделы, как научно-фондовая, научно-просветительская, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, культурно-массовая деятельность, включающая организацию разовых лекций, лекционных циклов, бесед по изобразительному искусству, экскурсии по скульптурным памятникам города (скульптуры Ильдара Ханова на бульваре Энтузиастов, сквер имени Тукая), организацию передвижных выставок, циклов литературно-музыкальных вечеров, издательскую деятельность, встречи с художниками, мастер-классы детской изостудии «Ступени». Основой для этого обширного спектра мероприятий являются фондовая коллекция, подлинные произведения изобразительного искусства, которые хранятся в картинной галерее.
История формирования фондов картинной галереи состоит из нескольких важных этапов. Набережночелнинская картинная галерея создана как филиал Государственного музея изобразительных искусств РТ в 1980 году, откуда и были переданы для хранения и экспонирования на выставках первые произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Таким образом, горожане смогли увидеть полотна художников, творчество которых определяет общий уровень искусства советского периода конца 1950-х — середины 1980-х годов. Это работы заслуженного художника РФ Анатолия Никич-Криличевского (1918–1994), народного художника РСФСР Николая Соломина (1916–1999), народного художника ТАССР Виктора Федорова (1940–2001), Евгения Старостина (1939–1977), Эммануила Липкинда (1923–2007), народного художника РТ Сергея Лывина (1923–2004), народного художника РФ Андрея Блиока (родился в 1946 году) и многих других выдающихся авторов. В это же время начинает активно формироваться коллекция произведений художников-современников, проживающих в Набережных Челнах, Елабуге и других городах республики.
«Работа ведется по многим направлениям, охватывающим такие разделы, как научно-фондовая, научно-просветительская, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, культурно-массовая деятельность»
В период 1980–1990-х годов фонды пополнились значительным количеством работ мастеров, чье творчество наиболее полно отражает состояние художественной жизни региона данного времени. Этот период можно охарактеризовать как творческий, энергетический всплеск. Создание картинной галереи позволило художникам, многие из которых приехали в Челны по распределению во время строительства города и КАМАЗа для работы по оформлению местных объектов, представить свое творчество горожанам и гостям. И им было что показать! Удивительно, сколько талантливых и разноплановых мастеров принял молодой город! В творчестве они искренне выражали свои взгляды на жизнь, рассказывая историю современности через создаваемые произведения. Так, в фондах картинной галереи появились полотна заслуженного художника РСФСР Андрея Вашурова (1925–1995) «Начало Нижнекамской ГЭС», «Трудовая Кама», «Новые Челны» и другие, народного художника РТ Ривката Вахитова «Ударник КАМАЗа Арсланов», народного художника РТ Валерия Скобеева «Формовщицы КАМАЗа», заслуженного деятеля искусств РТ Рашида Гилазова «Строители КАМАЗа», «Будущая дамба», «КАМАЗ. Вагончики», скульптура «Кама» Лидии Зиминой. Эти и другие работы, повествующие о периоде стройки нашего города и завода, несут большую историческую и культурную ценность для последующих поколений и дают возможность проводить тематические выставки и музейно-педагогические занятия, направленные на формирование культурной идентичности как у подрастающего поколения, так и у жителей Челнов в целом.
Стараниями сотрудников картинной галереи под руководством директора Гульсабиры Хакимовой в коллекции появились картины заслуженного художника РСФСР Кондрата Максимова (1894–1981). Работы «Золотые шары», «Лесная речка», «Ласковая осень», «После дождя» и другие были куплены у дочерей художника после выставки, прошедшей в картинной галерее в 1994 году. После юбилейной выставки Баки Урманче в 1997-м у его супруги Флоры Ахметовой-Урманче были приобретены одна живописная работа и несколько акварельных эскизов этого великого татарского художника.
Коллекция насчитывает 612 произведений основного фонда и 327 произведений научно-вспомогательного фонда
Интересна история появления иконы Святого Иоанна неизвестного автора — единственной, которая хранится в галерее. По рассказам дарителей, в советское время она хранилась как часть пола в одном из домов. Лицевая часть иконы, таким образом, находилась внизу и была не видна. Позже икону извлекли, она попала к владельцам, которые и передали ее галерее. Удачным приобретением стали работы удивительного живописца Вячеслава Морозова (1937–2019), связавшего свою жизнь с Набережными Челнами. В 1990-е — начале 2000-х годов фонды активно пополнились произведениями таких челнинских художников, как Владимир Акимов, Виктор Анютин, Юрий Свинин, Галина Недовизий, Виктор Сынков, Александр Халдеев, Анатолий Пашин и др. Эти работы ценны тем, что представляют ранний период творчества данных художников, которые начинали свою деятельность в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Все предметы, собранные до 2006 года, на данный момент являются собственностью Государственного музея изобразительных искусств РТ. Однако до сих пор продолжают храниться в фондах картинной галереи на основе договора о временном хранении. Это позволяет галерее наиболее полно представлять историю изобразительного искусства региона.
«ЗА ПОЧТИ СОРОКАЛЕТНЮЮ ИСТОРИЮ СОБРАНА УНИКАЛЬНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
С 2006 года картинная галерея стала самостоятельным муниципальным учреждением. С этого времени начали формироваться собственные фонды. За данный период коллекция насчитывает 612 произведений основного фонда и 327 произведений научно-вспомогательного.
В создании собственной коллекции главным направлением является обращение к национальным и духовным традициям, где достойное место занимают произведения народных художников РТ Владимира Акимова, Виктора Анютина, Мадияра Хазиева, Анатолия Пашина, Александра Петрова, Надира Альмеева (Казань), Рабиса Саляхова (Казань); народного художника России Сергея Андрияки, заслуженных деятелей искусств РТ Галины Анютиной, Рията Мухаметдинова, Юрия Свинина, Хамзы Шарипова, Виктора Семыкина, Георгия Иванова; талантливых художников, возрождающих лучшие традиции, Светланы Большаковой и Елены Одинцовой (искусство гобелена), Зульфии Мухаметдиновой, Фирдауса Гирфанова, Чулпан Шарифуллиной (искусство шамаиля), Хании Гареевой (декоративно-прикладное искусство), Зиннура Миннахметова, Раузы Ивановой-Латыйповой, Марата Мингалеева и многих других.
Коллекция картинной галереи формируется посредством закупок профессиональных произведений художников Татарстана
Концепция комплектования коллекции предусматривает наиболее полное отображение истории, развитие, состояние и перспективы изобразительного искусства в Набережных Челнах и в целом Камско-Волжском регионе. Комплектование фондов происходит по разделам: основные виды и жанры изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство; по направлениям искусства — реалистическое, авангардное, искусство модернизма и постмодернизма, традиционное; темы общественно-политического, социального значения — «КАМАЗ», «Город», «ВОВ и патриотическое воспитание», «Республика» и т. д.
Коллекция картинной галереи формируется посредством закупок профессиональных произведений художников Татарстана через муниципальную программу развития культуры в городе Набережные Челны, министерство культуры РТ и в рамках проведения ежегодной конкурсной выставки «Художник года», а также из произведений, подаренных галерее самими художниками. Среди наиболее щедрых дарителей можно отметить народного художника Мадияра Хазиева, вручившего галерее более 50 картин. Не отстают от него и ученики. В 2017–2018 годах коллекция культурного учреждения пополнилась работами молодых челнинских художниц Виктории Егоровой (живопись, акварель) и Юлии Тимошенко (живопись) — учениц Хазиева. Ценный вклад в сокровищницу картинной галереи в 2016 году внес заслуженный работник культуры РТ художник Сергей Кузьмин. В 1979-м он стал руководителем творческого объединения «Мета-3», организованного работниками КАМАЗа и ставшего своеобразной школой для начинающих художников. За время работы студии у Кузьмина образовалась обширная коллекция работ художников-участников, которую он увез с собой, когда переехал в 1996 году в Ульяновск. Однако по инициативе Светланы Ковалевой, еще одной активной участницы этого объединения, в 2016 году более 100 работ участников-«метовцев» было привезено из Ульяновска и передано в дар картинной галерее Сергеем Кузьминым, Валентиной Прокоповой (вдовой художника Александра Прокопова) и Светланой Ковалевой. В 2019 году объединение «Мета-3» отмечает 40-летие. Несмотря на то что свое фактическое существование оно прекратило после 1996 года, произведения его участников до сих пор остаются актуальными, представляя важный срез истории Челнов и завода через пейзажи, жанровые картины и портреты современников. Челнинцы и гости города смогут познакомиться с творчеством «Мета-3» на выставке, которая пройдет в большом зале картинной галереи со 2 июля по 4 августа 2019 года.
«За почти сорокалетнюю историю собрана уникальная коллекция произведений изобразительного искусства России и Татарстана второй половины ХХ – начала ХХI века»
Подводя итог, без тени сомнения мы можем сказать, что картинной галерее есть что показать! За почти сорокалетнюю историю собрана уникальная коллекция произведений изобразительного искусства России и Татарстана второй половины ХХ – начала ХХI века. Собрание живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства многогранно характеризует историю художественной культуры, позволяет изучать отдельные явления и целые периоды развития искусства как Татарстана, так и страны в целом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.