На автозаправках Казани впервые с мая 2018 года начали переписывать ценники. Бензин подорожал на 50-60 копеек за литр На автозаправках Казани впервые с мая 2018 года начали переписывать ценники. Бензин подорожал на 50–60 копеек за литр

демпфер 2.0 заработает с 1 июля

С 1 июля 2019 года минфин России изменит условия демпфера, который позволит компенсировать поставщикам автотоплива разницу между ценой на бензин внутри страны и его экспортной стоимостью. Как рассказал в интервью «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики минфина РФ Алексей Сазанов, сейчас государство компенсирует нефтяникам 60% разницы между экспортной и фиксированной ценой бензина и дизтоплива (56 тыс. и 50 тыс. рублей за тонну соответственно). К примеру, за каждый литр АИ-92 они получают по 3,5 рубля. Но этот механизм мало эффективен, когда нефтяные котировки приближаются к $80 за баррель, пояснил Сазанов. С 1 июля фиксированная цена будет снижена до 51 тыс. и 46 тыс. рублей, разными будут и поправочные коэффициенты (0,75 и 0,7). Бюджету во втором полугодии 2019 года это обойдется в 25–30 млрд рублей (средства идут из фонда национального благосостояния). В 2020 году формула компенсации станет еще слаще: государство станет возвращать нефтяникам 68% и 65% разницы между экспортной и фиксированной ценой, которая будет проиндексирована на инфляцию.

Как считают в минфине, это позволит сдержать рост розничных цен на бензин. Правда, российскому бюджету это обойдется уже в 84 млрд рублей (4,6 рубля с литра бензина) при цене нефти $65 за баррель. Впрочем, взять средства на компенсации нефтяникам власти планируют… у самих нефтяников: с 1 сентября этого года планируется повысить на 75 рублей за тонну налог на добычу полезных ископаемых. В справедливости таких мер сомневаются в минэнерго, решение до конца не принято.

Однако нефтяников еще заранее предупредили: мол, рыпаться бесполезно. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выяснила, что нефтяные компании не выполнили поручения вице-премьера РФ Дмитрия Козака о заморозке цен на бензин до 1 июля, а также об увеличении объемов поставок топлива на внутренний рынок. Как выяснила ФАС, «Роснефть» не поставила на внутренний рынок необходимого количества ни бензина и дизтоплива, «Лукойл» не выполнил обязательств по ДТ, а «Газпром нефть» — по бензину. Напомним, что ранее неисполнение соглашения с правительством РФ его глава Дмитрий Медведев обещал нещадно карать введением заградительных экспортных пошлин.

Татарстанские производители бензина и дизельного топлива уже отреагировали на грядущие перемены ростом отпускных цен Татарстанские производители бензина и дизельного топлива уже отреагировали на грядущие перемены ростом отпускных цен

у ТАИФа — рост на 16%, у «Татнефти» — на 9,5%

Татарстанские производители бензина и дизельного топлива уже отреагировали на грядущие перемены ростом отпускных цен. Согласно данным, предоставленным «БИЗНЕС Online» в управлении ТЭР кабмина РТ, самый большой рост замечен у ТАИФ-НК — стоимость АИ-92 и АИ-95 с января по июнь 2019 года выросла более чем на 16% (на 7 тыс. и 7,5 тыс. за тонну соответственно). На 9,1–9,5% повысила свои отпускные цены и «Татнефть» (плюс 4 тыс. рублей за тонну). В среднем российские НПЗ по сравнению с началом года стали отпускать свой АИ-95 и дизтопливо на 5,5 тыс. рублей (за тонну) дороже, а рост составил порядка 12,5%. 

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа отреагировала на эти повышения уже в мае и июне (плюс 5–6 тыс. рублей на тонну топлива). По данным на 8 июня, стоимость 95-го бензина составляла более 49 тыс. рублей за тонну (рост 16,7% с начала года), 92-й подорожал до 47 тыс./тонна (рост 16,1%). Летнее дизтопливо стало дороже на 4% (до 46,5 тыс. за тонну).

Казалось бы, как такое возможно в условиях действующего соглашения с Козаком? Секрет прост: нефтяники обещали не повышать цены (кроме 1,7% с января 2019 в связи повышением НДС и в течение года на рост инфляции) по сравнению с пиковым уровнем мая 2018 года и пока слово держат (см. таблицы).

«У нас же зарплаты не растут и меньше ездить я не стал. Опять, значит, народу придется на чем-то экономить» «У нас же зарплаты не растут и меньше ездить я не стал. Опять, значит, народу придется на чем-то экономить»

«Плохо все это, так и до 50 рублей за литр недалеко»

Иначе вели себя АЗС. В 2018 году цены на заправках Татарстана скакали трижды — 20 апреля, 11 мая и 25 мая, но после этого как будто замерли и до мая 2019 года не колебались вовсе. Движение стало заметно только в самом конце мая. В своем еженедельном обзоре цен на топливо в ПФО за 28 мая управление ТЭР обратило внимание, что стоимость АИ-80, АИ-92 и АИ-95 в Татарстане повысилась на 60 копеек, то есть рост составил порядка 1,5%. Розничные цены составили соответственно 39,6 рубля, 41,1 рубля и 43,7 рубля соответственно. Аналогичные повышения были зафиксированы в других регионах ПФО. Интересно, что несмотря на это, 95-й бензин в Татарстане оказался самым дешевым в округе.

Корреспонденты «БИЗНЕC Online» прошлись по автозаправкам столицы на минувшей неделе. На АЗС «Татнефть» на улице Пролетарской продавцы честно признавались, что цену на топливо подняли, но причину назвать не смогли. Подъехавший заправиться водитель, представившийся Олегом, даже не сразу заметил, что стоимость топлива выросла. «А я и не посмотрел даже цену. Оплачиваю же заправку карточкой и знаю, сколько примерно должно выйти. Вы бы не сказали, что цена увеличилась, я бы и не узнал. Конечно, я против постоянного повышения цен на бензин. У нас же зарплаты не растут и меньше ездить я не стал. Опять, значит, народу придется на чем-то экономить».

На заправке «Лукойл» напротив «Ривьеры» традиционно много автомобилей. Продавщицы не решились комментировать динамику цен. Водители тоже не стали давать комментарии, стараясь быстрее заправиться и отправиться по своим делам. На Тэцевской оказалось меньше машин. «Я видел, что на некоторых заправках поменялись ценники. Но не бросишь же заправлять машину — ездить надо и на работу, и семью возить. Плохо все это, так и до 50 рублей за литр недалеко», — с грустью в голосе рассказал водитель Алик.

На АЗС Shell напротив Park House девушки за кассой бодро отрапортовали: «У нас цены не повышались. И вообще, если приедете в воскресенье, у нас скидки». Водители же были иного мнения. «Да, заметил, что цены повысились. Мне вот приходится практически ежедневно заправляться, и запоминаешь, сколько ты потратил прошлый раз на заправку. Так вот, стал на 100–200 рублей больше тратить. Ну а что делать?» — вздохнул наш собеседник-водитель.

«рост НДС позволял нам повысить цены на 60–70 копеек еще в январе, но…»

Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов в беседе с «БИЗНЕС Online» подчеркивает, что заправщики в первую очередь против повышения цен на заправках. «Нам единственное что — нужна только разница (между оптовыми и розничными ценами), которая позволит нам платить налоги, зарплату, получать какую-то прибыль, ну и что-то оставлять на развитие», — говорит Сулейманов. Он вспоминает, что когда в прошлом году правительство РФ подписывало первое соглашение с нефтяниками, ситуация в розничном бизнесе была аховая, оптовые цены просто зашкаливали. «Потом правительство придумало индикативные цены и сказало, что оптовые цены должны быть не выше этих показателей. Конечно, это не рыночный механизм, а ручное управление. И правительство, и мы понимали, что это не есть хорошо, но это единственный вариант, который возможен», — считает Сулейманов. По его словам, владельцы заправочного бизнеса ни на шаг не отошли от этого соглашения (хотя непосредственно подписей под документом и не ставили).

Более того, АЗС Татарстана не воспользовались возможностью повысить цены в границах разрешенного коридора. Уточним еще раз, что оптовикам было разрешено умеренно увеличивать отпускные цены: с января 2019 года на 1,7% — в связи с повышением НДС и на уровень инфляции (порядка 4,3% в год) в течение года. Стало быть, аналогичное повышение могли бы провести и владельцы АЗС. Но фактически с мая 2018 года цены на стеллах автозаправок в республике были неизменны. «Во многих регионах на уровень НДС повысились цены прямо в январе, в Татарстане такого повышения не было, затем по итогам первого квартала во многих регионах РФ цены также повышались», — отмечает глава ассоциации. Татарстан едва ли не последний регион, который держал цены на бензин в узде до последнего.

В конце мая без повышения было уже не обойтись, объясняет Сулейманов, — резко выросли цены на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. «О том, что мы сговорились и подняли цены, конечно же, говорить не стоит. Цены мы подняли всего лишь на 50–60 копеек на все виды продуктов. А ведь даже рост НДС позволял нам повысить цены на 60–70 копеек еще в январе, к тому же в начале года, согласно Росстату, была инфляция», — говорит представитель сообщества независимых владельцев АЗС в Татарстане.

«Да, с конца декабря, в январе и феврале были очень хорошие условия для работы в розницу. Наценка оставалась неплохая, но буквально с начала мая цены на бирже резко пошли вверх, буквально за одну торговую сессию цены повышалась от 1 до 3 тысяч рублей на тонну», — вспоминает он. Как поведет себя рынок после 30 июня, Сулейманов не может даже представить, но надеется, что введенные правительством РФ меры будут иметь сдерживающий эффект и после окончания соглашения о неповышении оптовых цен.

Напомним, что мае президент Российского топливного союза Евгения Аркуши написал письмо-предупреждение Козаку о предстоящем резком росте розничных цен на моторное топливо (есть в распоряжении редакции) в связи с подорожанием цен на бирже. Аналогичное письмо было отправлено главой Независимого топливного союза (НТС) Павлом Баженовым.

Но в ответ они получили сдержанный комментарий вице-премьера о том, что повода для тревоги нет: «Уровень биржевых цен, который есть сегодня, обеспечивает достаточную маржинальность для розничного сегмента», — заявил тогда зампред правительства.

тихий «демарш» заправщиков татарстана

Интересно, что это 60-копеечное повышение не было, как обычно, согласовано на заседании специальной рабочей группы под руководством начальника управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберта Гилязиева. Эту группу в шутку еще называют татарстанским ОПЕК. В беседе с «БИЗНЕС Online» он объяснил этот «демарш» тем, что автозаправщики действовали в рамках разрешенного Козаком коридора цены. 

«Последнее повышение в Татарстане было 25 мая прошлого года, в других регионах с тех пор цены неоднократно повышались. А у нас на большинстве автозаправочных станций до 27 мая 2019 года роста не было. Продержались целый год. Хотя на основании соглашения, подписанного с Козаком они имели право повышать цены в январе на 1,7 процента, а далее — разномерно на размер инфляции. А предполагаемая годовая инфляция у нас 4,3 процента. Уже полгода прошло, получается, что цены могли бы повыситься где-то на 3,7 процента — считает Гилязиев, — В этих условиях наша группа не может сопротивляться тем решениям, которые были приняты на уровне правительства России. Считать это нарушением я не могу».

Он уверен, что причиной повышения цен на бензин в Татарстане с 28 мая на 60 копеек стал рост отпускных цен на заводах-изготовителях, а также на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. И они имеют тенденцию к росту, подчеркивает Гилязиев. «Наши АЗС еще не всеми возможностями для повышения цен, которые разрешает протокол Козака, воспользовались», — отмечает Гилязиев, отвечая на вопрос о дальнейшем росте цен на заправках. Что будет с ценами на АЗС с 1 июля 2019 года, он также не знает.

Напомним, летом 2018 года регулированием рынка вынужден был заняться курирующий топливную отрасль вице-премьер РФ Козак: было подписано сперва первое, а затем и второе соглашение с нефтяниками. 10 крупнейших нефтяных компаний, включая «Татнефть», «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть» обязались до конца июня 2019 года сдерживать цены на уровне тех, что были в мае 2018-го. Решение о заморозке цен сопровождалось введением с 1 января 2019 года демпфирующего механизма, который был призван компенсировать нефтепереработчикам потери, возникающие от продажи топлива на внутреннем рынке.