Марат Мингалеев Марат Мингалеев

«Я УЧИЛСЯ У ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА АЛЕКСАНДРА ХАЛДЕЕВА»

— Марат Искандерович, при входе в картинную галерею мы обратили внимание на небольшую выставку печатных форм (матриц). Почему вы организовали эту выставку, для чего предназначены эти матрицы, как и на каком материале они сделаны?

— С 2015 года в картинной галерее начал активно работать по грантовой программе министерства культуры РТ кабинет эстампа. Этот проект направлен на развитие и популяризацию искусства печатной графики в городе и регионе. Выставка печатных форм позволяет зрителю ознакомиться с некоторыми особенностями этого искусства. Мы можем здесь видеть различные матрицы с выгравированными на них изображениями. Печатные формы для иллюстрирования книг начали изготавливать более пяти столетий назад. Поначалу их гравировали на дереве (ксилография), позже на металле (резцовая гравюра и офорт). Это очень сложный и трудоемкий процесс. Только в XX веке широкую популярность приобрела линогравюра. Линолеум по своим характеристикам оказался очень удобным для работы материалом, пластичным, недорогим и доступным. Но у каждого материала есть свой «пластичный язык». То есть одно и то же изображение, выгравированное на металле, на дереве и на линолеуме, будет при печати выглядеть совершенно по-разному. Ряд печатных форм, которые представлены на витрине, я часто использую на мастер-классах в картинной галерее.


— Когда вы впервые начали заниматься искусством печатной графики и сделали свою первую матрицу?

— 16 лет назад, в институте, на художественно-графическом факультете. Тогда я учился у известного художника-графика Александра Халдеева. Мой первый опыт создания матрицы оказался интересным. Я выгравировал на картоне изображение клоуна, затем напечатал. И свою первую печатную работу представил на студенческой выставке, но там она провисела совсем немного. Ее украли. Это было одновременно и обидно, и приятно. Я сделал вывод, что моя работа кому-то очень нравится. Затем была дипломная работа по искусству офорта. Серия книжных знаков была высоко оценена экзаменационной комиссией. Последовал пятилетний перерыв, после которого я начал работать в Детской школе искусств. Там я снова начал заниматься искусством печатной графики на офортном станке моего учителя Александра Халдеева. Учебная и творческая деятельность позволили много экспериментировать и создавать различные графические изображения. Вообще графика — это всегда увлекательное путешествие, это постоянный поиск новых возможностей, это очень богатый и насыщенный мир творческих открытий (смеется).

— Каким образом с помощью офортного станка можно выполнить оттиск?

— Чтобы сделать оттиск, сначала на печатную форму наносят валиком типографскую краску. Затем кладут матрицу на металлическую пластину (талер). Сверху прикладывают чистый лист. И следующий завершающий этап — пропускают матрицу под давлением между валами офортного станка. Так получается оттиск. Но и здесь многое зависит от художника. Можно регулировать количество краски, степень давления. И именно поэтому результат получается всегда разный! 

«каждый посетитель галереи сможет приобщиться к основам татарского языка»

— Сейчас вы работаете в очень интересной, импровизационной технике печати — монотипия. Расскажите подробнее об этом.

 На этот раз в качестве материала я использую ультратонкий пластик круглой формы. На пластик наносится краска. Затем одни участки протираются тряпкой, к другим прикладываются различные материалы (вырезки из бумаги, нити и т. д.). И снова прикладывается чистый лист бумаги и делается печать на офортном станке. Результаты могут быть самые неожиданные, единственные и неповторимые! В процессе таких экспериментов рождаются интересные идеи. Например, если заранее напечатать слова или целые выражения, а после соединить их с монотипией, то получится выразительная и многозначная композиция.

Сейчас я прорабатываю концепцию нового проекта «Безнен алиф». Предполагаю, что в нем сможет принять участие любой посетитель картинной галереи, а также приобщиться к основам татарского языка, создать графическую композицию с использованием татарских и русских слов, освоить технику работы с матрицей и печатью. В общем, это может получиться очень интересный образовательный проект.

— В Челнах много мастеров, увлекающихся печатной графикой? Вы поддерживаете с ними отношения?

— В нашем городе есть профессиональные художники, которые периодически обращаются к искусству печатной графики. Это Анатолий Пашин, Хамит Латыпов, Рият Мухаметдинов. Есть и группа молодых художниц: Рушания Шайхутдинова, Регина Иксанова, Айгуль Мунирова, Дарья Минц. Все они постоянные участники всероссийских, республиканских и городских выставок. Для нашего города это небольшое количество мастеров-графиков. Но это необычные художники, с особенным креативным мышлением и мастерством печатника. Мы часто общаемся, встречаемся за станком, обмениваемся опытом. Офортный станок, который имеется и в картинной галерее, и в школе, позволяет нам заниматься печатной графикой постоянно, чему я рад!

— А инициатива приобрести офортные станки была вашей?

— Да, я написал проекты от набережночелнинской картинной галереи и детской школы искусств, которые были одобрены и поддержаны министерством культуры Республики Татарстан. Гранты позволили приобрести офортные станки, заниматься продвижением и популяризацией искусства печатной графики. Результатом этой деятельности можно считать выставки графики в картинной галерее. 

«УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ — ЭТО ХУДОЖНИКИ-ГРАФИКИ ИЗ РАЗНЫХ ГОРОДОВ ИТАЛИИ»

— 23 июля в картинной галерее откроется международная выставка «Интерграфика»Вы ее организуете?

 Выставка художников из России, Италии, Польши, Мексики, Венгрии и других стран открывается в рамках проектной деятельности неформального творческого объединения «Графком», центра печатной графики Республики Татарстан и графической лаборатории Поволжского отделения российской академии художеств. Планируется экспонирование графических произведений, созданных в разнообразных техниках печатной графики (офорт, акватинта, цветная ксилография и др.). Международная выставка способствует культурному сотрудничеству и взаимопониманию народов.

Участники выставки — это художники-графики из разных городов Италии (Верчелли, Генуя, Милан, Аскона), Польши (Лодзь), России (Казань, Набережные Челны, Москва). Впервые они собрались вместе в мае – июне 2017 года в старинном средневековом городе Верчелли, на севере Италии. Мне посчастливилось принимать участие в совместной работе международной творческой мастерской. Организовал это мероприятие талантливый мастер цветной ксилографии Роберто Джианинетти (профессор Академии Брера в Милане). Ему оказали большую поддержку мэрия города и архиепископство провинции. Перед художниками стояла задача не просто освоить технику цветной ксилографии и перенять уникальный опыт итальянского мастера, но познакомиться с городом и провинцией Верчелли, с их средневековой и современной историей, воплотить свои впечатления в новой для себя технике. Гравюры российских художников, привезенные в Италию на выставку и созданные там в ходе работы международной творческой мастерской, вместе с печатными формами для них были подарены Верчелли и в течение года уже не раз экспонировались в разных городах Италии.

Творческое сотрудничество продолжается. В 2018 году делегация итальянских художников побывала в Казани. Была организована совместная выставка, которая с успехом прошла в национальной галерее «Хазинэ». В 2019 году открылась другая очень знаковая международная выставка в Верчелли, по случаю 800-летия Базилики Святого Андрея. А теперь выставочный проект достиг и Набережных Челнов.

— Чьи работы будут представлены в автограде?

— Особенностью выставки «Интерграфика» будет презентация молодежного проекта «Память». В нем принимают участие молодые художники из Милана, Казани и Набережных Челнов. Это будет графика о личных воспоминаниях, представлениях и фантазиях о российской и итальянской истории и культуре. Также для выставки в Набережных Челнах иностранные художники Роберто Джанинетти, Пьеранжела Ореккиа, Сильвио Поцатти, Паоло Сегицци, Магда Касперска и группа молодых итальянских и российских художников подготовили новые произведения гравюры. Российские ведущие мастера гравюры Татарстана Александр Артамонов, Ирина Антонова, Вера Карасева и я, а также Сергей Репнин, который сейчас живет в Москве, но остается активным участником казанской художественной жизни, представят новые произведения, в которых отразят впечатления от Италии, размышления об истории и современности.