Второе заседание Общественного совета при комитете Госдумы по культуре, которое состоялось в минувшую пятницу, заранее сулило если не скандал, то увлекательное шоу Второе заседание общественного совета при комитете Госдумы по культуре, которое состоялось в минувшую пятницу, заранее сулило если не скандал, то увлекательное шоу

В ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕРНУТ ФАШИСТСКУЮ СИМВОЛИКУ

Второе заседание общественного совета при комитете Госдумы по культуре, которое состоялось в минувшую пятницу, заранее сулило если не скандал, то увлекательное шоу. Ведь среди ярких звезд театра, кино, музыки, литературы ожидали и мастера эпатажа — лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова. В Госдуме он появился загодя и успел прогуляться по коридорам парламента, включая буфет, привлекая к себе внимание необычным для него внешним видом: классический темно-синий костюм-тройка, белая сорочка, белые кроссовки и белые носки с эмблемой Calvin Klein. Шикарный образ дополняли дорогие очки, обручальное кольцо и аккуратная укладка. В зал заседаний музыкант поднялся одним из первых и сел рядом с джазменом Игорем Бутманом, который пришел чуть раньше. Но если Бутман поначалу оставался практически незамеченным журналистами, то на Шнурова сразу же нацелились все фото- и телекамеры. Да и позднее, когда прибывали другие знаменитости, лидер «Ленинграда» держал пальму первенства по привлечению внимания СМИ и желающим сделать с ним селфи.

Первым к музыканту двинулся корреспондент «Дождя». Его интересовал единственный, но скандальный вопрос, который он потом задавал всем подряд (собственно, ради него и пришел). А именно — ситуация вокруг фильма «Рокетмен», рассказывающего о жизни Элтона Джона, который должен выйти в российский прокат 6 июня. В наших кинотеатрах картину покажут в урезанном виде — без сцен сексуального характера между мужчинами и употребления наркотиков. Это, собственно, и возбудило «Дождь». А вот Шнурова, судя по всему, не очень. Во всяком случае, он ответил, что вообще выступает за короткие версии и жаль, мол, что в картине не отрезали что-нибудь еще. «Фильм должен идти 15 минут, и не больше», — заявил артист и добавил, что если кому-то чего-то не будет хватать, то в интернете полно «мужской порнухи», а также признался, что Элтон Джон для него герой одной песни, но то, что сделано с фильмом, — все-таки цензура.

Шнуров держал пальму первенства по привлечению внимания СМИ и желающим сделать с ним селфи Шнуров держал пальму первенства по привлечению внимания СМИ и желающим сделать с ним селфи

Позднее уже убегавшего с заседания после своего короткого, но зажигательного выступления Шнурова атаковали вопросом про этот фильм еще раз. И тут лидер «Ленинграда» назвал ситуацию анекдотом, так как из-за вырезания создается ситуация, когда все начинают спрашивать и комментировать. При этом делается это для того, чтобы оградить детей, что не имеет смысла. «Как будто наши дети не знают, что Элтон Джон ***», — уже не выбирал выражения Шнуров.

Кстати, хайп вокруг фильма про сэра Элтона Джона, конечно, добавил своей перчинки, хотя он лишь опосредованно касался повестки дня, которая объединила музыкальные школы, цирки с животными и прокатные удостоверения.

Но прежде чем взяться за эти вопросы, глава профильного комитета Госдумы Елена Ямпольская рассказала о достижениях за последние два месяца, которые прошли с первого заседания совета. Она, в частности, сообщила, что уже в июне в первом чтении будет принят законопроект, разрешающий использовать в художественных произведениях фашистскую символику, если она не является пропагандой. «Чтобы не ходили под статьей ни режиссеры, ни издатели, ни музеи, ни реконструкторы», — пояснила Ямпольская. Сейчас же под статью попадают даже советские фильмы о Великой Отечественной войне. За демонстрацию в них нацистской свастики предусмотрены штрафы от 1 тыс. до 2 тыс. рублей с граждан или арест до 15 суток. Более жесткие меры предусмотрены в отношении должностных лиц. Еще одна здравая инициатива — законопроект об освобождении всех произведений литературы и искусства от возрастных маркировок 6+ и 12+, которые тоже не имеют смысла. Останется только категория 18+, признаки которой четко прописаны в законодательстве.

Елена Ямпольская: «Человек, окончивший музыкальную школу, может, и не пойдет дальше в консерваторию, но совершенно очевидно, что у государства с ним будет меньше проблем» Елена Ямпольская: «Человек, окончивший музыкальную школу, может, и не пойдет дальше в консерваторию, но совершенно очевидно, что у государства с ним будет меньше проблем»

«КУДА НИ ПРИЕДЕШЬ, ДЕТИ ИГРАЮТ НА ИНСТРУМЕНТАХ, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ НАПОМИНАЮТ ЗВУК КАСТРЮЛЬ»

Члены общественного совета удовлетворенно восприняли новости и перешли к серьезной дискуссии о художественном образовании. Ямпольская отметила, что в последнее время звучат разговоры о том, что не нужно обучать в детских школах искусств большое количество детей и тратить на это деньги, так как процент тех, кто затем идет в училища и консерватории, невелик. Эти предложения взволновали профессиональное сообщество. Сама депутат считает, что в данном случае государство вкладывается не столько в музыкантов, сколько в граждан: «Человек, окончивший музыкальную школу, может, и не пойдет дальше в консерваторию, но совершенно очевидно, что у государства с ним будет меньше проблем».

Заместитель гендиректора Санкт-Петербургского дома музыки Мария Ханько передала пожелание своего руководителя — виолончелиста и друга Владимира Путина Сергея Ролдугина — надо отделить начальное профессиональное образование от дополнительного. Ханько также отметила, что музыкальные инструменты очень дороги и детям зачастую не на чем заниматься. Еще одна проблема — отсутствие профессиональных настройщиков. «Куда ни приедешь, дети играют на инструментах, которые больше напоминают звук кастрюль», — образно выразилась Ханько.

Экс-министр культуры Михаил Швыдкой говорил, что нельзя запрещать закупать иностранные инструменты, так как в России нет настоящего производства звукозаписывающей аппаратуры. «У нас 140 тысяч общеобразовательных школ, и в каждой должно стоять хоть одно пианино, но сегодня если производится тысяча — уже  большая победа… Вся механика либо чешская, либо китайская, а деревянное обрамление — белорусское. Отверточное производство. Продукт становится дороже, чем плохая китайская продукция, — заявил Швыдкой и упомянул про публику. — Если мы не обратим внимания на подготовку квалифицированной публики, то это будет трагедия и для театров, и для музыки, и для выставок, и для всего остального».

«Скоро наши дети не будут с нами здороваться, только посылать лайки» «Скоро наши дети не будут с нами здороваться, только посылать лайки»

«Спасибо, Михаил Ефимович, спасибо за публику», — взял слово новоявленный руководитель «Табакерки» Владимир Машков и поздравил всех с Днем соседей. «Скоро наши дети не будут с нами здороваться, только посылать лайки», — сокрушенно заметил он и в обычной для себя пафосной манере, которой он вооружился еще при вступлении в «Единую Россию» несколько лет назад, произнес тираду о том, что у детей беда с «эмоциональным интеллектом», с которой надо бороться при помощи театральных кружков при школах. «Тогда такие шоу, как во Владивостоке, будут еще ярче и осмысленнее», — неожиданно заявил Машков, поддержав тем самым перформанс учеников, которые появились в школе в столице Приморья, нарядившись в костюмы БДСМ и проявили «творческий характер». Машкову также не понравилось, что директора школы хотели из-за этого уволить, а в заключение поблагодарил мэра Москвы Сергея Собянина за «чистый город» и «побежал на экзамен».

Эдгард Запашный: «Русский цирк — это серьезная индустрия, во многом недооцененная» Эдгард Запашный: «Русский цирк — это серьезная индустрия, во многом недооцененная»

«А ЧТО ТАКОЕ НАСИЛИЕ НАД ЖИВОТНЫМ? СОБАКА В НАМОРДНИКЕ — ЭТО НАСИЛИЕ? ДЛЯ КОГО-ТО ДА»

Гендиректор Большого Московского государственного цирка Эдгард Запашный переживал о том, что сегодня ведется серьезная кампания против цирков с животными. «Русский цирк — это серьезная индустрия, во многом недооцененная», — заявил он и тут же привел в пример Германию, где недавно обнаружил афиши своего цирка, под брендом которого выступает какая-то английская контора «Рога и копыта». Запашный также пытался убедить собравшихся, что если из цирков выпускать зверей, то в живой природе они будут погибать. По его словам, за последние 20 лет вымерло 18 видов животных. Среди них западный черный носорог, морианская кряква, ливанский тигр и речной дельфин. Правда, в каких конкретно цирках дрессировали этих животных и дрессировали ли вообще, он не сказал ничего. Запашный вместе с тем сообщил, что цирки с животными есть не только в России, они также работают в США, Италии, Англии, Японии, Китае, Франции, Германии.

Впрочем, дрессировщик признал, что есть резонансные нарушения, но они бывают и в других профессиях, а в цирке резонансные случаи всплывают раз в несколько лет и в основном не в госкомпаниях. Однако с помощью интернета выливается много лживой информации. Жертвой стала, например, дрессировщица Карина Багдасарова, на выступлении которой прямо на манеже тигру стало плохо, и он начал биться в инсульте по неизвестной тогда причине. Запашный также сказал, что положительно относится к принятому недавно закону об ответственном обращении с животными, но в этой связи возникает много вопросов. «А что такое насилие над животным?.. Собака в наморднике — это насилие? Для кого-то да. Это ущемление собачьих прав. А другая часть общества кричит, что на всех собак, которые больше шпица, надо надеть намордники. Никто не хочет, чтобы их ребенок пострадал от бегающей собаки во дворе…. Мы живем в огромной стране, в которой большая куча проблем… — рассуждал Запашный и в итоге перешел к неполиткорректным формулировкам. — Так вот радикально ставить вопрос или давать возможность этим зоошизанутым людям интерпретировать…»

Но тут Запашного попыталась осадить Ямпольская: «Эдгард, вы в парламенте». Но он настаивал на своем: «Есть зоозащитники, а есть зоошизанутые». «Эдгард!» — еще раз повторила тоном учительницы глава комитета. А представитель цирковой династии продолжил, что если ввести запрет на цирки с животными, то потом дело дойдет до зоопарков, потом до домашних животных, потому что там тоже дрессура. «И мы с вами дойдем до определенного сумасшествия», — нарисовал безрадостную перспективу директор цирка и в качестве аргумента в защиту своей позиции заявил, что если косаток и белух выпустить из «китовой тюрьмы» в Приморском крае, то они погибнут. «Этот вопрос уже дошел до президента, и он дал указание разобраться. Губернатор… или исполняющий обязанности… я не помню, выбрали его уже или нет, сказал: „Всех выпустить на волю“. Они все погибнут! Они обречены!.. Их нельзя выпускать — они слишком взрослые, они не умеют самостоятельно охотиться, они не приспособлены к выживанию в живой природе. И те люди, которые идут на поводу, лишь бы прекратился этот скандал, обрекают животных на погибель», — заявил Эдгард Вальтерович.

Позднее он добавил, что консультировался с океанологами и директором «Москвариума». У них у всех единое мнение — этих косаток выпускать нельзя, так как ситуация тупиковая.

Поддержал брата и Аскольд Запашный. Он сообщил, что в нынешнем году исполнятся 100 лет отечественному цирку, и рассказал, что после того как в Мексике недавно был принят закон о запрете цирков с животными, там было изъято 1298 особей. Из них живы только 300, и они продолжают умирать.

Евгений Миронов: «Я понимаю, что зоозащитники — святые люди. И я понимаю их претензии к цирку…» Евгений Миронов: «Я понимаю, что зоозащитники — святые люди. И я понимаю их претензии к цирку…»

«КАК МОЖНО ПОКУПАТЬ КОТА И ДЕЛАТЬ ЕМУ «ЧИК». ПОКУПАТЬ КОТА, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО КОШКУ?»

К цирковой полемике неожиданно подключился и художественный руководитель Тетра наций Евгений Миронов. Сначала он вспомнил смешную историю с участием Натальи Юрьевны Дуровой, с которой однажды встретился на награждении в Кремле. Дурова была в большой шляпе с павлиньим пером. А после того как Владимир Путин вручил ей награду, попросила сказать два слова и подошла к микрофону. «Я хочу поблагодарить и назвать три имени в моей жизни. Три святых имени, которые у меня в сердце. Первое — это Патриарх. Понятно — почему. Второе — это вы, Владимир Владимирович, потому что, когда нас затопило, вы помогли. Теперь у нас все сухо. Спасибо вам огромное. И третье — шимпанзе Яша», — начал пересказывать слова Дуровой Миронов и добавил, что весь зал посмотрел на президента. «Но он не раскололся. Просто опустил голову. А дальше она, Лена, прости, — обратился уже к Ямпольской Миронов, — я клянусь, добавила: „Мне так жалко, что вы его не знаете, что не знакомы с ним. Его хоть в Думу, он такой умный“».

По залу прокатился хохот, а Миронов заключил, что, когда не стало Яши, для Дуровой это была трагедия всей ее жизни. «Почему я рассказываю эту смешную, реальную абсолютно историю? Потому что есть профессионалы и порядочные люди, а есть непорядочные, — продолжил худрук Театра наций. — Вот вы сейчас про зоозащитников говорили. Но благодаря таким людям мы бились и приняли закон об этой притравке гребаной, когда у лис, енотов, медведей собаки откусывают половые органы, уши, чтобы были сертификаты, что „моя собака прошла это“… И они повесили это на стену. Лобби оказалось такое в Совете Федерации! Там все охотники...» Артист признался, что закон приняли во многом благодаря председателю Госдумы. «Я через это прошел и понимаю, что зоозащитники — святые люди. И я понимаю их претензии к цирку… Кто не был в цирках за кулисами? Я прекрасно вижу, в каких обстоятельствах даже в нашем любимом цирке Дурова находятся животные», — эмоционально продолжил Миронов, добавив, что по праздникам, например в Рождество, по три раза за день даже артистам выступать тяжело. И вообще необходимо менять отношение по содержанию животных, особенно в небольших цирках.

Эдгард Запашный на это сообщил, что возле «Уголка дедушки Дурова» сегодня стоит подъемный кран и идет строительство новых вольеров для животных. Сам же он на днях был у заместителя мэра Москвы, где было принято решение о капитальной реконструкции Цирка на Вернадского. Ее приоритетная задача — расширение площадей для содержания животных.

Карина Багдасарова: «Животные — наши дети. Если запретить цирки с животными, то нас надо всех убить. Без них мы жить не сможем…» Карина Багдасарова: «Животные — наши дети. Если запретить цирки с животными, то нас надо всех убить. Без них мы жить не сможем…»

По-своему эмоционально выступила и дрессировщица Багдасарова, которую упомянул Запашный. Она призналась, что из своих 46 лет 30 работает в цирке. «Животные — наши дети. Если запретить цирки с животными, то нас надо всех убить. Без них мы жить не сможем… Хочу поддержать Эдгарда в том, что такое жестокое обращение. Для меня, например, непонятно, как можно покупать кота и делать ему „чик“. Для чего покупать кота, чтобы сделать из него кошку? Это ненормально. У наших всех котов все на месте», — закончила под смех Багдасарова.

А Швыдкой уже вполне серьезно предложил изучить соответствующее законодательство Франции, Германии и Италии, где широко развито зеленое движение. После того как по теме высказались все желающие, братья Запашные покинули зал заседания, сообщив, что спешат на самолет в Петербург. А Ямпольская вслед пошутила: «Привет кошкам».

Поводом для дискуссии о прокатных удостоверениях стала скандальная ситуация вокруг фильма Павла Лунгина «Братство». Мнения по поводу картины резко разделились Поводом для дискуссии о прокатных удостоверениях стала скандальная ситуация вокруг фильма Павла Лунгина «Братство». Мнения по поводу картины резко разделились

«ОБКОМИССИМСЯ ВСЕ — И БУДЕМ ЛИЦЕНЗИИ ВЫПИСЫВАТЬ НА ПОПИСАТЬ»

Поводом для дискуссии о прокатных удостоверениях стала скандальная ситуация вокруг фильма Павла Лунгина «Братство». Мнения по поводу картины резко разделились. Кому-то из участников Афганской кампании она понравилась, какая-то часть ее категорически не приемлет. В итоге фильм — после бурного обсуждения с участием общественности и представителей власти — был выпущен на экраны 10 мая вместо 9-го, а режиссер слег в больницу.

Несмотря на то, что в зале было немало представителей киносообщества, первое слово попросил Шнуров, который пришел защищать, как можно было догадаться, российский мат. Начал Шнуров издалека и напомнил, что в 2014 году были сложности с получением прокатного удостоверения у фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» из-за нецензурной лексики. «Смотрите, какой казус получается. „Левиафан“ берет Каннскую пальмовую ветвь с нецензурной лексикой. А здесь мы показываем уже в кастрированном, не побоюсь этого слова, варианте. Что выходит? Идет всеобщая программа поддержки отечественного „патриотического“ — возьмем это слово в кавычки — кинематографа. Конкурентных преимуществ у нас немного. Техническое отставание от Голливуда всем очевидно… Единственное поле, на котором мы можем конкурировать, — это актуальность. Поле культурное. Тот язык, на котором мы говорим. Те события, которые происходят. И тут же принимаем закон о мате, — возмущался лидер группы „Ленинград“, — Представляете, встречаются шофер и полицейский — и начинают разговаривать канцеляритом. Мы это все видим, и, естественно, зритель на это не идет, потому что это фальшь. Он видит другую жизнь. И мы не даем прокатное удостоверение таким фильмам. В этом казус и странность. Одной рукой мы пытаемся поднять кинематограф, а другой отнимаем у него конкурентное преимущество».

Сергей Шнуров: «Представляете, встречаются шофер и полицейский и начинают разговаривать канцеляритом» Сергей Шнуров: «Представляете, встречаются шофер и полицейский — и начинают разговаривать канцеляритом»

«Сергей Владимирович, а мат — это наше единственное конкурентное преимущество?» — серьезно спросила Шнурова Ямпольская. «Живой язык! Дело не в мате. Вы отнимаете у художника красную краску и говорим: „Пиши: закат!“ Никто же не поспорит, что мы находимся в ситуации заката», — избежал ненормативной лексики Шнуров, рассмешив участников встречи. Сразу же после этого он собрался покинуть собрание, но его остановила Ямпольская, спросив, что же делать.

«Я не знаю, как в других странах, почему-то у нас кино лицензируется. А вся остальная деятельность в культуре не лицензируется. Давайте тогда все лицензировать. Ролики в YouTube лицензировать, вообще все… Будем собирать комиссии по каждому незначительному поводу. Вот Водолазкин написал книжку (писатель Евгений Водолазкин также присутствовал в зале — прим. ред.), собрались все, почитали, посидели, сказали: „Выпускаем“. Или: „Нет, подождем, не 9 мая выпустим, а 10-го. Водолазкин, потерпи, пожалуйста“», — пошутил Шнуров. «Ну-ну, ваши предложения», — настаивала Ямпольская. «Обкомиссимся все — и сделаем комиссии по каждому незначительному поводу и будем лицензии выписывать на пописать, — сказал Шнуров и попрощался. — Спасибо большое, у меня тоже самолет и свой цирк».

В свою очередь директор департамента кинематографии минкульта Ольга Любимова заявила, что из 2,5 тысячи. прокатных удостоверений, рассмотренных в прошлом году,  только четыре случая вызвали споры, хотя хлопот иногда больше доставляют депутаты, которые периодически начинают бороться с тем или иным фильмом. Например, в связи с «Братством» в министерство пришел запрос «шедевр», в котором парламентарий (чиновница не стала обнародовать его фамилию) требовал немедленно предоставить на Охотный ряд необходимые материалы, потому что он собирается изучать фильм на предмет НЛП. «Мы попали в стыдную ситуацию с „Братством“», — заключила Ямпольская.

Кстати, «БИЗНЕС Online» успел поинтересоваться мнением Шнурова о переносе его июньского концерта в Казани со стадиона «Казань Арена» в ледовый дворец, который в пять раз меньше по вместимости. Оказалось, это совершенно не расстраивает музыканта. «Если не запрещают, я уже счастлив», — весело прокомментировал он эту ситуацию, а также добавил, что если в столице Татарстана желающих прийти на его концерт будет больше, чем вмещает нынешняя площадка, то он готов выступить хоть два раза и даже три.