В «Роскосмосе» подтвердили, что подписанный ранее контракт сохраняет действие и госкорпорация продолжает сотрудничество с ПСО «Казань» Фото: kremlin.ru

РАВИЛЮ ЗИГАНШИНУ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ С КОНТРАКТОМ «РОСКОСМОСА»?

«Эшелоны идут на Восточный», — так лаконично по-трамповски подписал картинку с эшелоном бульдозеров и экскаваторов глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в своем «Твиттере».

Это произошло практически параллельно с сообщением ТАСС. Агентство со ссылкой на источник в строительной отрасли сообщает, что ПСО «Казань» продолжит строительство второй очереди космодрома Восточный.

«Контракт с „Роскосмосом“ сохраняет силу, — подтвердила „БИЗНЕС Online“ пресс-секретарь ПСО „Казань“ Светлана Брайловская. — Остальные подробности в комментариях „Роскосмоса“».

В «Роскосмосе» агентству также подтвердили, что подписанный ранее контракт сохраняет действие и госкорпорация продолжает сотрудничество с организацией Равиля Зиганшина. «Проблемы компании, которые мешали исполнению контракта, удалось решить», — приводит ТАСС заявление своего источника. Сейчас ПСО «Казань» ведет переброску техники к месту строительства, а отдельные работы по возведению второй очереди уже начались.

Источник «БИЗНЕС Online» отмечает, что компания действительно вела подготовку площадки к строительству, расчищая ее для дальнейшей работы.  

Вероятно, сменить компанию Зиганшина, уже «раскорчевавшего» поляну стартового стола на проекте ценой в 38,7 млрд, — слишком большой риск Фото: president.tatarstan.ru

  А ПОДПИСАНИЕ КОНТРАКТА С ПСО «КАЗАНЬ» ОТКЛАДЫВАЛИ 8 РАЗ

История отношений главного строителя Татарстана и «Роскосмоса» уже давняя. О намерении подписать контракт на возведение второй очереди космодрома Восточный, в частности стартового стола для тяжелых ракет «Ангара», стало известно в декабре 2017 года.

Выбор ПСО «Казань» в качестве генподрядчика был сделан на уровне правительства РФ. Причем президент РТ Рустам Минниханов был в курсе этого контракта, с ним советовались на уровне правительства. Определить ПСО «Казань» в качестве единственного подрядчика предложил в то время глава «Роскосмоса» Игорь Комаров. Встречу, где присутствовали также экс-глава минстроя России Михаил Мень и министр строительства РТ Ирек Файзуллин, инициировал Рогозин (в то время он был в статусе вице-премьера РФ). Сумма контракта — 38,7 млрд рублей, площадь под строительство — 89 гектаров.

Впрочем, далеко не все в правительстве РФ с радостью приветствовали ПСО в качестве строителя космодрома. Видимо, кто-то наверху рассчитывал на некие гарантии и поддержку республики, что означало, по сути, что за спиной Зиганшина вдруг встанет стройкомплекс республики и поможет ему. 

Однако в итоге подписание контракта откладывалось 6 раз — и это несмотря на то, что сроки строительства не бесконечны. 7 сентября прошлого года Рогозин (с мая он уже в статусе главы «Роскосмоса») вместе с Зиганшиным в большой компании других VIP'ов фотографируется на Восточном. На снимке виден и премьер РТ Алексей Песошин. Таким образом был объявлен старт строительства, а контракт еще не был подписан: его снова отложили — на сей раз на неделю. Две недели спустя Рогозин снова откладывает подписание контракта и косвенно объясняет причины: в правительстве, как выяснилось, до той минуты не выпустили распоряжение, которое открывает возможность для подписания соглашения…

Наконец, с 8-й попытки контракт был подписан — об этом объявили 4 октября 2018 года.

На фоне чехарды холдинг Зиганшина явственно терпит серьезные трудности: федеральный центр тянет с выплатами за стадионы, построенные в Самаре и Саранске к мундиалю-2018 Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК «РАСТОРГАЛСЯ» КОНТРАКТ, или «РАВИЛЬ БЫЛ ТОЛЬКО РАД СПРЫГНУТЬ С КОСМОДРОМА»

На фоне этой чехарды холдинг Зиганшина явственно терпит серьезные трудности: федеральный центр тянет с выплатами за стадионы, построенные в Самаре и Саранске к мундиалю-2018. По данным серьезных источников, речь идет о серьезных суммах в 5,7 млрд рублей. Деньги на достройку стадионов снимали с казанских объектов: сорваны сроки по домам в «Салават Купере», провален Казанский зоопарк, «Казань Экспо» начинает вызывать беспокойство и т. д.

В результате возникает цепочка неплатежей: «субчики» жалуются на невыплату зарплаты рабочим, дочерний «Татфлот» попадает в эпицентр скандала из-за долгов по зарплате сотрудников и т. д. На компанию сыплются миллиардные претензии со всех сторон, общая сумма претензий за год — более 15 млрд рублей. Но главное — иск подает федеральная налоговая служба (ФНС), требуя вернуть 2 млрд рублей налоговых выплат и угрожая банкротством. Понятно что на фоне таких проблем возникают затяжки с космодромом, на стройке меньше строителей, чем планировалось по графику. В дело вступает даже прокуратура, которая направила, по нашим данным, предостережение Зиганшину. 

В «Роскосмосе» забеспокоились: «Коммерсантъ» со ссылкой на источник пишет о возможной смене подрядчика. Рогозин обсуждал ситуацию с Миннихановым, затем объяснялись и представители ПСО «Казань». Хотя понятно, что ситуацию в компании изучали «под лупой» еще годом ранее, ни для кого не было секретом затягивание выплат по стадионам и, как следствие, возникновение других проблем. Но, видимо, нашлись политические силы, которые продолжали «давить» и отстаивать свои интересы, в которых не было места татарстанским строителям.

Личное поручительство Зиганшина и членов его семьи, поручительство имуществом компаний плюс наличие «богатых контрактов» спасают ситуацию. Утверждено мировое соглашение с ФНС, которая, однако, потребовала за свою милость 695 млн рублей процентов.

Наконец, 22 января становится известно, когда ПСО «Казань» начнет работы на Дальнем Востоке. Весной. При этом подготовительные работы велись с декабря: как говорят источники, поляну под стартовый стол надо было зачистить от растительности. Претензий от «Роскосмоса» в компанию не поступало, а на следующий день разорвалась бомба. Вице-премьер РФ Юрий Борисов по итогам тяжелого совещания с премьером Дмитрием Медведевым о ситуации в «Роскосмосе» объявил о расторжении контракта с ПСО «Казань».

«Хватит болтать о том, куда мы полетим в 2030 году», — возмутился Медведев прожектерством со стороны главы «Роскосмоса» и потребовал жесткого контроля за возведением космодрома. Тут же последовали и оргвыводы.

«Контракт с ПСО „Казань“ был заключен в сентябре прошлого года, и с учетом того, что тяжелое финансовое положение, по взаимному согласию сторон этот договор расторгается. Практически полгода потеряно», — заявил Борисов. 

Самое парадоксальное в том, что целый ряд информированных источников рассказывали нашим корреспондентам: «Равиль только рад спрыгнуть с космодрома». На фоне его проблем в это охотно верилось. 

Дмитрий Рогозин победно запостил в соцсетях картинку железнодорожного состава с рыженькими экскаваторами, отправленными на «космическую стройку» Фото: «БИЗНЕС Online»

ДМИТРИЙ РОГОЗИН о судьбе ПСО: «Я ВАМ ЧЕСТНО ГОВОРЮ…»

На фоне всех этих скандалов, как говорили источники «БИЗНЕС Online», сам Зиганшин вдруг перестал появляться на субботних совещаниях в кабмине РТ в режиме видеоконференции. Кроме того, он исчез из списков потенциальных кандидатов в депутаты Госсовета. Правда, объясняется подобное скорее его занятостью, пояснили в пресс-службе компании. Слишком часто из-за этого Зиганшин пропускал заседания в Госсовете — общественная нагрузка уже не укладывалась в его график, когда он мотался в квадрате Казань – Самара – Москва – Саранск, а теперь еще и на Дальний Восток.

Информированные источники «БИЗНЕС Online» в последние месяцы считали, что Зиганшин впал в немилость казанского Кремля. Причем главная претензия к Равилю Хабибулловичу «даже не в том, что он подвел» (на это, возможно, есть и объективные причины), а в том, что он занял неконструктивную позицию, рассказывая, что со всеми проблемами сам справится. «Если бы пришел и честно рассказал о всех трудностях и долгах и попросил помощи у руководства РТ, — говорит высокопоставленный источник газеты, — то давно все разрешилось бы, ведь активы у него есть. Та же набережная Казанки — это миллиарды. Или горнолыжка „Свияга“ — это минимум 10 миллиардов рублей». В республике покупатель обязательно нашелся бы, считают эксперты. Интересно, что неплатежи компаний, связанных с ПСО «Казань», привели и к личным проблемам Зиганшина. Вплоть до ареста личного имущества. Наши источники утверждают, что самолет и вертолет, которыми пользовался некогда главный строитель республики, в черном списке сервисной компании республики, поэтому никакого керосина на заправке у нее не могут получить. 

Тем временем юридическое «расторжение» контракта как-то затянулось. Сам Рогозин — обратите внимание — о прерывании договора с ПСО «Казань» не говорил, т. е. договор оставался в силе. В марте пресс-служба «Роскосмоса» объясняла, что расторжение чуть ли не на последней стадии: просто так порвать контракт нельзя, есть процедуры. А глава госкорпорации говорил, что переговоры ведутся с компаниями «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж» и «Крокус», при этом контракт с ПСО будет расторгнут. 

Но вдруг в середине апреля Рогозин заявил газете «БИЗНЕС Online», что никакого итога вообще нет.

«Мы ничего еще не решили. Такого вердикта нет. Там идут переговоры, но пока никаких решений не принято, я вам честно говорю», — сказал он. Возникло ощущение, что Дмитрию Олеговичу оставалось лишь приложить руку к сердцу и поклясться на Библии: шансы у Зиганшина не только сохранялись, но, похоже, еще и возрастали. 

И на руку этому играют сроки, уверен один из источников «БИЗНЕС Online», близкий стройкомплексу республики. В ПСО успели проделать немало работы по подготовке и изучению документации, по подготовке стройплощадки. А ведь сдать объект надо к 2021 году, когда с космодрома уже должна полететь «Ангара». И если не отправится ракета, то снова полетят головы. Ну и кому оно надо? 

Из всей «Санты-Барбары» есть очень простой вывод: то ли совсем в стране швах со строителями, что другого варианта нет, как принуждать к стройке бедного Равиля Хабибулловича, который что ни день отбивается от кредиторов и явно желанием ехать на Дальний Восток не горит, то ли с «Роскосмосом» беда и никто не хочет приближаться к многострадальному проекту. 

Сохранение позиций Зиганшина на космодроме объясняют «подгорающими» сроками   Фото: kremlin.ru

«ВЫнуждены были»: В данные сроки и сумму, скорее всего, не уложится никто, кроме зиганшина

Именно «подгорающими» сроками объясняет сохранение позиций Зиганшина на космодроме депутат Госдумы, член комитета по обороне Ринат Хайров.

«Наверное, не нашлось достойных строителей, — сказал он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Потому что все прекрасно понимают, что со многими строителями прошли такие скандальные истории. По Восточному и уголовные дела возбуждались, и вопросов вокруг этого объекта всегда было очень много. Так как ПСО „Казань“ уже, наверное, сформировало рабочий пул, собрало субподрядчиков. В данные сроки, которые поджимают, и данную сумму никто, скорее всего, не укладывался… И тут уже вынуждены были. Даже если сейчас „Роскосмос“ берет на подряд ПСО, то, думаю, под очень зорким и пристальным вниманием будет проходить эта стройка».

По его словам, сейчас в стране у многих строительных организаций есть финансовые проблемы. Заказов почти не имеется, как и нет универсиад, олимпиад, каких-то больших форумов, крупных объектов вроде Крымского моста, поэтому сегодня любой большой объект — это какие-то ресурсы, средства и шанс строителям держаться на плаву. Кто-то берет объекты для того, чтобы отсрочить свою дальнейшую гибель, надеясь на то, что полученными деньгами за новые заказы удастся перебить долги за прошлые невыплаченные контракты. Кто-то идет по пути загрузки своих производственных мощностей, чтобы сохранить существующий потенциал и не растерять рабочую силу.

«Руководитель тоже не идиот, и не все плохие люди. Как-то стараются сохранить свои предприятия, — пояснил Хайров. — Однозначно сказать, по какому пути идет ПСО „Казань“, нельзя. Знаю, что у данной компании было много объектов, которые надо как-то поддерживать. И у нее много предприятий. Мы же не знаем весь ее портфель. Чтобы сделать полную аналитику, надо проанализировать весь пакет заказов: на какой стадии они, кто организации должен, кому она должна, когда с ней рассчитаются, когда сдача объекта, есть ли бюрократические барьеры и так далее… Вы же сами знаете, почему банкротятся многие строительные организации».